Соловки: 10 скитов и пустыней

|

Вчера мы праздновали день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, сегодня – Собор Соловецких святых, завтра – Собор новомучеников и исповедников Соловецких.

Практически каждая обитель – это не только сам монастырь, но и уединенные скиты, в которых монахи имеют больше возможностей побыть один на Один с Богом, быстрее созреть для вечной жизни. Свято-Преображенский Соловецкий монастырь – не исключение. Более того, в ХХ веке его скиты стали местом подвига новомучеников и исповедников Российских.

1. Андреевский скит

В середине XVI века на Заяцком острове, отстоящем от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 квадратного километра, были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров.

В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера.

В XVIII векев Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие.

В XIX веке на острове жили всего два-три монаха.

Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин.

После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию. В 2009 году завершилась его реставрация.

2. Голгофо-Распятский скит

На протяжении веков у подножия высокой горы, расположенной примерно в четырех верстах от Свято-Троицкого скита, в центре острова Анзер, селились отшельники.

18 июня 1712 года совершилось чудесное событие. Преподобному Иову в тонком сне явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром и сказала, что «сия гора нарекается Голгофою. На ней же имать быти великая церковь Распятия Господня на верху горы и скитом Распятским назовется». Вскоре преподобный Иов переселился на гору Голгофу с намерением построить здесь храм. В 1715 году с помощью соловецких монахов за одно лето была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня.

К преподобному Иову начали собираться ученики, но после его смерти в 1720 году скит запустел. Возобновлен он был в начале XIX века. Были построены большой двухъярусный пятиглавый храм в честь Распятия Господня, гостиница, двухэтажный братский корпус.

После закрытия монастыря скиты острова Анзер вначале перешли в ведение совхоза, а в 1923 году – в распоряжение Соловецкого лагеря особого назначения и стали его VI отделением. Туда в основном посылали больных и слабосильных заключенных. Во время эпидемии тифа, во второй половине 20-х годов, в Голгофо-Распятском скиту был устроен один из тифозных карантинов. Только за восемь месяцев 1929-1930 годов здесь умерло 979 человек. На Голгофе скончались и священномученики Петр (Зверев; †7 февраля 1929) и Владимир (Введенский; † 3 апреля 1931). В 1937 году после реорганизации СЛОНа в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, остров Анзер стал IV отделением тюрьмы.

В 2000 году монашеская жизнь в скиту была восстановлена. 24 августа 2008 года состоялось Великое освящение отреставрированного храма Распятия Господня.

3. Никольский скит

В 1897 году монастырю Высочайшим Указом царя Николая II был передан изобилующий лесом и гранитом остров Конд, лежащий в Онежской губе Белого моря, в 160 км от Соловков. Благодаря этому царскому дару монастырь мог обеспечивать себя стройматериалами, в которых так нуждался при своей обширной строительной деятельности.

Уже через несколько лет здесь были построены все необходимые жилые и хозяйственные постройки, проведены по острову хорошие грунтовые дороги, устроены питомники для лиственницы и сосны. За четыре года в скиту был построен деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца, снаружи красиво отделанный резьбой и живописным орнаментом.

После закрытия монастыря, во времена СЛОНа на Кондострове было пятое, штрафное отделение лагеря. В последующие времена постройки скита были полностью разрушены.

4. Савватиевский скит

Савватиевская пустынь была основана в 12 верстах к северо-западу от монастыря, на месте, где в течение шести лет жили первооснователи обители преподобные Савватий и Герман, придя на Соловки в 1429 году. До XVIII века в пустыни селились лишь монахи-отшельники. В ХIХ веке пустынь стала местом, где летом жили монастырские рыбаки и сенокосцы.

В 1858-1860 годах построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», несколькими десятилетиями позже – каменный двухэтажный келейный корпус.

Во времена лагеря в скиту до 1925 года содержалась большая группа «политиков» – эсеров, меньшевиков, а после вывоза их в июле 1925 года на материк, Савватиево превратилось в обычную лагерную командировку.

В период Великой Отечественной войны на территории скита располагалась школа юнг ВМФ, размещались учебные классы, штаб и жилье для командно-преподавательского состава. В послевоенные годы вокруг скита поддерживались сенокосы, жили наемные рабочие Учебного отряда Северного флота. В 70-е – 80-е годы ХХ века скит несколько раз безуспешно пытались приспособить для базы отдыха.

Летом 1994 года возобновилась монашеская жизнь в Савватиевском скиту. Монахи начали приходить туда по одному – для уединенной молитвы и отдыха. Осенью 2009 года завершились реставрационно-восстановительные работы в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Богослужение в этом храме пока совершается только в день престольного праздника.

5. Свято-Вознесенский скит

Секирная гора, одна из самых высоких на Соловецких островах, находится в 11 километрах от монастыря. Ее название связано с чудом, случившимся здесь, по преданию, во времена преподобных Савватия и Германа. У подножия горы два «светлоликих ангела» высекли жену карельского рыбака, собиравшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».

Скит на горе основан в ХIХ веке. В 1860-1862 годах здесь возвели каменный трехъярусный одноглавый храм. Интересной особенностью этого храма является то, что на главе, венчающей храм, устроен маяк. С 15 августа по 15 ноября он аккуратно зажигался иноками скита в ночное время, указывая путь рыбакам и мореплавателям, которым маяк был виден почти за 100 верст. Маяк работает и поныне.

Во времена СЛОНа в Вознесенском скиту было устроен штрафной изолятор, где заключенные терпели мучительные пытки и наказания. У подножия горы проводились одиночные и массовые расстрелы.

4 июня 1992 года, в праздник Вознесения Господня, впервые после длительного перерыва, Божественная литургия была совершена в Вознесенском скиту на Секирной горе, а в 2003 году здесь возобновилась монашеская жизнь. 21 ноября 2007 года на Секирной горе была освящена часовня в честь новомучеников и исповедников Российских.

6. Свято-Троицкий скит

Анзер – второй по величине остров архипелага – отделен от Большого Соловецкого пятикилометровым проливом. В ранний период существования Соловецкого монастыря на этот остров удалялись иноки для пустынножительства, в XVI веке здесь были устроены монастырские солеварни и рыболовные тони, а в 1583 году для нужд работных людей на остров из монастыря перенесли деревянную церковь во имя святителя Николая.

В 1620 году на острове, на берегу длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, был основан Свято-Троицкий скит. Его основателем был постриженик Соловецкого монастыря Елеазар. Слава о его духовных подвигах распространилась далеко за пределами Поморья, и к подвижнику стали стекаться люди, ищущие уединения.

Вскоре после кончины преподобного Елеазара в 1656 году в истории скита произошли трагические события: сначала набеги грабителей, а потом и разорение за поддержку монастыря во время «Соловецкого сидения». В XVIII веке в скиту были произведены значительные перестройки. В XIX веке он становится местом массового паломничества.

До нашего времени не дошли древние постройки скита за исключением частично сохранившейся трапезной XVII века. Существующая каменная Троицкая церковь с приделом во имя преподобного Михаила Малеина сооружена в 1880-1884 годах.

7. Сергиевский скит

Остров Большая Муксалма – третий по величине в Соловецком архипелаге. От Большого Соловецкого острова он отделен нешироким мелким проливом. В первое время существования монастыря остров в летнее время использовался как пастбище для монастырских коров и лошадей, но уже в 1558 году здесь был поставлен «коровий двор», а в XVIII веке появились и сенокосы. Но более значительное строительство и благоустройство Муксалмы началось только в ХIХ веке.

В 1829 году на остров была перенесена с монастырского кладбища старая деревянная Онуфриевская церковь и перестроена в часовню во имя священномученика Власия, считающегося покровителем домашних животных. В 1871 году завершилось строительство каменной дамбы, соединившей острова. В 1876 году была возведена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 году официально учрежден скит.

В 1920-1930 годы на Муксалме была одна из лагерных командировок, затем на нем располагались аэродром и подсобное хозяйство Учебного отряда Северного флота. С конца 1950-х годов постройки скита не использовались, постепенно приходили в упадок и сейчас находятся в полуразрушенном состоянии.

Осенью 2003 года возобновлена монашеская жизнь в Сергиевом скиту на острове Большая Муксалма. С тех пор там постоянно проживают насельники монастыря. 18 июля и 8 октября, в дни памяти преподобного Сергия Радонежского, приходящий в скит иеромонах служит молебен с водоосвящением на месте разрушенного храма преподобного Сергия. Недавно там начались реставрационные работы.

8. Исааковская пустынь

Исааковская пустынь – одна из самых древних на Большом Соловецком острове. Уже в XVII веке здесь стояла деревянная часовня во имя Исаакия Далматского, давшая название пустыни, и были расчищены сенокосы. В XVIII веке расположенные вокруг богатые рыбой озера сделали эту пустынь центром рыболовства.

В начале XIX века в пустыни был построен деревянный двухэтажный келейный корпус, позднее, в 1834 году, – еще один большой деревянный дом, сгоревший зимой 2007 года. В начале ХХ века пустынь получила устав скита.

Во времена СЛОНа Исааково было центром лесозаготовок. В послевоенные годы постройки скита использовались под жилье. В начале 1970-х годов скит был передан под базу отдыха одному из архангельских предприятий, а в начале XXI века он находился в частной собственности.

17 сентября 2006 года в Исаково был установлен шестиметровый поклонный крест. На лугах вблизи Исакова расположены основные монастырские сенокосные угодья.

9. Макариевская пустынь

Макариевская пустынь находится в очень живописном месте на берегу озера Нижний Перт. Устроил ее настоятель монастыря архимандрит Макарий (1818-1825). В письменных источниках она впервые упоминается в 1822 году. Вначале здесь была только небольшая деревянная часовня и две отдельно стоящие пустынные кельи.

К середине ХIХ века Макариевская пустынь уже не только место для уединенных молитв: здесь устраивается воскобелильный завод, а в 1854 году на горе, вскоре получившей название Александровской, была построена и освящена Александро-Невская часовня в память о событиях Крымской войны.

После революции и организации на Соловках СЛОНа Макариевскую пустынь чаще стали называть вторым ее названием – хутор Горка. Здесь поселилось начальство Соловецкого лагеря, о чем напоминает еле видная надпись «Комендатура» над крыльцом сторожки.

В 1974 году территория пустыни была передана Соловецкому государственному историко-архитектурному и природному музею-заповеднику. Его сотрудниками проделана большая работа по изучению, сохранению, восстановлению и инвентаризации сада. В 1981 году он получил статус Ботанического сада.

10. Филиппова пустынь

Филиппова, или Иисусова, пустынь расположена на берегу живописного Игуменского озера в двух с половиной километрах к востоку от монастыря. В середине XVI века святитель Филипп, будучи игуменом монастыря, любил удаляться сюда для безмолвной молитвы и богомыслия. Здесь, перед избранием игумена Филиппа митрополитом Московским, во время молитвы явился ему Иисус Христос в терновом венце и оковах. Как повествует летопись, «на месте этого явления брызнули из земли струи чистой ключевой воды».

В 1565 году игумен Филипп собственноручно углубил источник и поставил над ним деревянную часовню. В ней было помещено деревянное резное изображение Иисуса Христа «в подобии им виденном».

В 1854 году часовня была перестроена в храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Колодец с целебной водой, выкопанный святителем Филиппом, находился в храме перед солеей. Во второй половине ХIХ века был построен и каменный келейный корпус для проживания немногочисленной братии и настоятелей монастыря, любивших посещать пустынь.

После закрытия монастыря, во времена СЛОНа, с 1925 года в пустыни располагался один из отделов Соловецкого общества краеведения – Биосад. Здесь усилиями заключенных проводилась большая работа по изучению и охране природы Соловков. В 1930 году в пустыни разместилась вначале биологическая лаборатория, а затем Центральная лаборатория Йодпрома. С середины февраля по конец августа 1935 года здесь работал в заключении священник Павел Флоренский, известный мыслитель и ученый ХХ века.

В начале 1930-х годов церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» сгорела. Вероятно, через несколько лет были разобраны и часовни.

В 2004 году возобновлена монашеская жизнь в Филипповой пустыни. Для уединения, молитвы и отдыха туда стали поочередно приходить монахи. В августе 2007 года, к празднику Преображения Господня, в Филипповой пустыни закончены основные работы по реставрации жилого братского корпуса XIX века.

На престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в пустыни ежегодно совершается молебен с водоосвящением.

По материалам сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря

Читайте также:

Негасимая Соловецкая лампада

Не бойтесь Соловков, там Христос близко

Соловки: За монастырской стеной

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
В Лиссабоне преставился ко Господу монах Филипп (Рибейру)

Отпевание монаха Филиппа состоится во вторник во Всехсвятском храме Московского Патриархата в Лиссабоне

Октябрьская революция: сто лет одиночества

Быть может, бросая в огонь образа, сжег наш брат свое подобие?

Патриарх Кирилл призвал монахов быть примером для верующих

Монастыри должны оставаться «центрами духовного притяжения», считает Патриарх

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: