Совместим ли расовый национализм с православным христианством?

|
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:3-5).
Совместим ли расовый национализм с православным христианством?

Христианская церковь до разделения была этнически разнообразна. Разнородность была ключевым компонентом в развитии христианского богословия, начиная от самых ранних христианских общин в Палестине (Деяния, гл. 6) до основанных по всей Римской империи. Римская империя в момент зарождения христианства была чрезвычайно разнородна, ее населяли люди со всех уголков мира, прибывая в качестве воинов или иммигрантов. Краткий обзор этнических групп, указанный в Деяниях, гл. 2, это подтверждает.

Только начиная с XIX века, когда православный мир начал выползать из-под завалов распада империализма, различные национальности, которые составляют православное население, начали приобретать отчетливые черты национальной идентичности. Сейчас сложилась настолько неестественная ситуация, что я решил рассмотреть некоторые богословские принципы, которые отсылают нас к молитве Христа, сказавшего «да будут все едино».

Святость в Писании

Некоторые библеисты считают, что Книга Бытия была составлена автором-священником, который написал знаменитую главу, описывающую сотворение мира, именно как священник. Некоторые видят в семидневном творении описание храмовой архитектуры, с намерением представить акт сотворения мира как храм Божий. Другие выводят в качестве основного смысла семидневного творения соблюдение Шаббата.

Каким бы ни было истинное значение священнического замысла при описании творения, мы можем увидеть, как левиты-священники Ветхого Завета понимали суть священства, вписанного в самую ткань космоса, и через это понимание четко определить, какова сегодня роль священства в Православной Церкви, а главное – его ответственность по отношению к внешнему миру.

сотворение-1038x576В рассказе о сотворении мира в Книге Бытия автор неоднократно использует определенное еврейское слово, чтобы описать, как Бог творит мир. Это слово wayyaḇdēl («и отделил») происходит от корня BDL, приблизительно означающего «отделять, отличать, быть разделенным», и находится в каузативной основе, означающей «вызвать разногласие, вызвать/сделать различие». Неоднократно на протяжении Книги Бытия Бог делит и делает отличие между разного рода вещами, главным образом разделяя свет от тьмы (стихи 4, 14, 18) и «воду от воды» (ст. 6-7). Кроме того, каждое творение наделяется силой самопроизводиться «по роду своему».

Согласно священническому, еврейскому закону смешения, разного рода вещи существуют отдельно, без смешения. Лен и шерсть не следует смешивать в одежде (Втор. 22:11), скот не должно сводить со скотом другой породы, поле – засеваться разного рода семенами (Лев. 19:19), и израильтянин не должен соединяться с не израильтянином во избежание ритуальной нечистоты. Кроме того, задачей священника в Ветхом Завете было отличить язвы проказы на коже от доброкачественных пятен (Лев. 13). Священник также должен был засвидетельствовать очищение прокаженного и следить, чтобы зараза не распространилась на весь народ (Лев. 14).

Концепция святости описывается через действия Бога Творца и священнические обязанности при диагностике кожных болезней. Святость – это свойство быть отличным, избранным Богом в соответствии с Его замыслом и целью. В Книге Левит 10:10 Господь наставляет первосвященника Аарона «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого различать». Поэтому быть священником и действовать как священник – значит выполнить этот долг, долг, который Сам Бог выполнил в творении Вселенной, тем самым показывая, что святость является частью самой структуры реальности.

Интерпретация святости

Итак, существует два способа толкования и применения святости и разделения. Одна интерпретация дана в Новом Завете, другая – искривленная и сатанинская ложь.

Первое послание апостола Петра в значительной степени опирается на это понятие святости и разделения, как написано: «Но вы – род (γένος) избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (2:9).

К какому «роду» он обращается? Роду христиан, которые были призваны из каждой нации и расы, чтобы стать Новым Израилем, Телом Христовым. И здесь виден тот же мотив тьма/свет, что и в описании творения. Быть святым, быть частью Божьего рода значит отличать тьму от света, то есть различать добро и зло. В этом роде, как утверждает апостол Павел, «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). В новом роде христиан нет расовых различий, потому что мы едины во Христе, Истинный Израиль.

Другой способ интерпретировать понятие святости – сатанинский обман, что человеческие расы необходимо отличать и не смешивать. Мысль такова: так как еврей не должен был смешиваться с язычником в Ветхом Завете, народы нельзя смешивать и сегодня. Но это настолько далеко от истины Евангелия, в котором тень старого закона Моисеева осуществилась во Христе.

Разделение между евреем и язычником было сделано не с целью сохранения человеческого этнического разделения, но для создания особого, духовного христианского рода, народа Божьего, который святой и избранный от рода Адама, поврежденного грехом и склонного ко злу. Поэтому пропаганда расовой чистоты и этнического национализма противоречит Евангелию.

Призвание к святости

406185_kupol_krest_les_cerkov_1680x1050_(www.GdeFon.ru)Представив роль священства и показав «различение» между библейским и небиблейским толкованием закона смешения, мы видим, что священство Христа, священство Православной Церкви, начиная от епископов и заканчивая пресвитерами и диаконами, и, наконец, «царское священство» всех христиан несет ответственность за поддержание чистоты Церкви. Это обязанность священства – различать, что свято, а что скверно, что такое добро и что такое зло, где доброкачественные пятна, а где злокачественные, что чисто, а что заразно. Расизм и этнический национализм – это злокачественные опухоли и инфекционные заболевания, которым нет места среди святого народа Божьего.

А значит, задача православного священства – уметь разделять, чтобы сохранить святость Церкви. Не дайте нам убедиться, что мир святее Христовой Церкви, что мир отделяет и очищает себя от расизма и этнического национализма в большей степени, чем святой народ Божий.

Источник

Перевод Марии Строгановой

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Святой Иоанн Златоуст – обличитель

Что сказал бы с амвона составитель литургии - Иоанн Златоуст, если оказался бы на им составленной…

Бог Шрёдингера

Христианство несводимо к теории, к умозрению, к учению, даже к Евангелию самому по себе. Это не…

Принц Иордании выступил в защиту христиан на Ближнем Востоке

Он напомнил, что христианство родилось не на Западе, а именно на Ближнем Востоке