Современная французская проза: запах счастливой поры

|

Семейные библиотеки детский литературы по сравнению с нашим детством почти не изменились. Если посмотреть, какие детские книгистоят на полках в большинстве православных семей, окажется, что они те же, что и 10 лет назад, и 20, и 30. За редкими исключениями. А на вопрос, какие современные книги читают ваши дети, отвечают: «Гарри Поттер». На самом деле, есть прекрасные книги, о которых мы почти не знаем. О них рассказывает Анастасия Отрощенко, Милосердие.ру, специально для Православие и мир.

Говоря о современной литературе, книгах ХХI века, нельзя обойти молчанием удивительнейший, абсолютно христианский сборник рассказов французского писателя Филиппа Делерма «Первый глоток пива и прочие мелкие радости жизни». 

«У меня было очень счастливое детство» 

Филипп Делерм родился в 1950 году, книга, о которой мы говорим, была написана в 1997 году и принесла автору мировую известность (в России она впервые была опубликована в 2002 году). Почти всю жизнь Делерм преподавал словесность в школе в небольшом нормандском городке, прервав учительскую карьеру лишь в 2007 году, ради писательского труда. Интересно, что писатель также очень любит спорт и в 2004, и в 2008 годах он приглашался французским телевидением в качестве комментатора олимпийских игр.

О себе Филипп Делерм пишет так: «У меня было очень счастливое детство, я рос, окруженный любовью близких, и, возможно, одной из основных причин, побудивших меня писать, был некий долг благодарности и желание самому чем-то поделиться с другими. Мои родители были школьными учителями, работали и жили в живописных местечках неподалеку от столицы, облюбованных в свое время импрессионистами… Позднее в студенческие годы в Нантере, я познакомился со своей будущей женой Мартиной, мы оба получили назначение в Нормандию… Лесные прогулки с маленьким  Венсаном (сын писателя – А.О.) – сегодня он уже подрос, – дружба с учениками, а еще театральная студия, легкая атлетика, футбол, рисование – все это слилось в единое целое, где книги занимают свое место наряду с прочими составляющими».

Но ни одна биографическая справка, и даже рассказ самого писателя о себе не познакомит нас с этим писателем так близко, как может познакомить любой из его крохотных рассказов-переживаний.

«Спускаешься в подвал. И вдруг… Это пахнут яблоки, разложенные для сушки на перевернутых фруктовых ящиках. Ты захвачен врасплох. Не ждал и не просил, чтобы тебе так захлестнуло душу. Но поздно. Яблочный дух, точно волна, накрыл с головой. И уже непонятно: как ты мог жить без этой сахаристой терпкости детства?

Филипп Делерм. Фото: babelio.com

Филипп Делерм. Фото: babelio.com

Нет ничего вкуснее этих сморщенных ломтиков: на вид сухие корочки, но каждая бороздка напитана сгущенной сладостью. Однако есть их не хочется. Чтобы смутная стихия запаха не превратилась в легко опознаваемый вкус. Сказать, что пахнет очень приятно или очень сильно? Не в этом дело. А в обонянии внутреннем – это запах счастливой поры. В нем школьная осень. Вот ты склонился над тетрадкой и фиолетовыми чернилами выводишь буквы. Дождь барабанит в окно, наступил длинный вечер…»

«Мне это знакомо»

Любой рассказ (по размеру они очень короткие, буквально зарисовка) это всегда импрессионистическая передача какого-то маленького фрагмента жизни. Запах яблок, переносящий в счастливое детство, или новость, услышанная в дороге, или стеклянный   шар, встряхнув который, можно любоваться снежными хлопьями, опускающимися на маленький домик.

В нескольких абзацах любого эссе Делерма сказано все, чтобы читатель почувствовал радость от того, что вспомнил какой-то счастливый момент жизни, и грусть, потому что это уже было. Вот запах, переносящий в детство («Яблочный дух»), или неожиданный чудесный гость, который забежал по-соседски на ужин («В гости ненароком»), или интересная спортивная передача, которую случайно включил по телевизору («Тур де Франс»).

Еще одно переживание, уносящее нас далеко-далеко, – погружение в мир книг Агаты Кристи. Так и вспоминаешь летние каникулы или школьную болезнь, когда можно ничего не делать, а лишь читать, как говорили родители, «ерунду», уютно устроившись в кровати под одеялом. Делерм никогда не назовет это «ерундой», наоборот, он напоминает о том, что в романах Агаты Кристи всегда есть особый колорит – английские газоны, эркеры, двойные ситцевые шторы, чайные сервизы, фотографии в рамках, пианино и камин  – «все мирно и спокойно, несмотря на череду убийств»:

«Конечно, в детективе главное не само убийство, а интрига, поиски убийцы. Но какой смысл тягаться с серыми клеточками Пуаро и мастерством Агаты? Она все равно сумеет удивить вас на последней странице, это ее право.

И вот мы строим себе уютный мирок в промежутке между совершением преступления и разоблачением преступника. В этих английских коттеджах… чего только нет: гулкие голоса с вокзала Виктория, курортная скука Брайтона, чинные прогулки по эспланаде с зонтиками-тросточками и  даже мрачные коридоры из «Дэвида Копперфильда»…»

Это отщипывание от лакомств, которыми мы когда-то баловались, переносят нас в какие-то далекие счастливые безоблачные времена. Не обязательно детство (хотя нельзя не отметить, что мир ребенка особенно интересен писателю благодаря многолетнему учительскому опыту), но просто в какое-то другое измерение.

Когда тираж книги, о которой идет речь, перевалил за сто тысяч экземпляров, Делерм в интервью сказал: «Я не собирался писать в стиле ретро, а просто хотел, чтобы читатели разделили со мной эти мелкие радости жизни, минуты незамысловатого счастья… Неопределенно-личная форма, в которой выдержано повествование, приглашает читателя примерить все на себя, подумать: «Мне это знакомо»…» 

Филипп Делерм – один из самых известных французских писателей современности, произведения которого ни в коем случае нельзя читать «взахлеб», ими можно наслаждаться, любоваться и отпивать маленькими глоточками. Восхищение от проживания каждой минуты жизни, восприятие буквально каждой мелочи как чего-то невероятно прекрасного, ежедневное открытие мира – вот лейтмотив каждого рассказа этой удивительной небольшой книги. По-настоящему завидую тому, кто ее еще не читал, потому что впереди у вас – погружение в чудо.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Людмила Улицкая: Первое Евангелие я купила у таможенника за 25 рублей

А за книгу Набокова отдала спекулянтке бриллиантовое кольцо бабушки

Помните ли вы «Денискины рассказы»? – тест

Ловили светлячков, отмывали курицу и очень громко пели – вспомним Дениску и его друзей

Астрид Линдгрен: Прежде всего я хочу быть с моими детьми

110 лет назад родилась главная сказочница Швеции

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: