Современные монастыри: Заниматься хозяйственными работами проще, чем духовной жизнью

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, выступая на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, особое внимание уделил проблемам современного монашества.
За период, прошедший со времени празднования тысячелетия Крещения Руси, были переданы Церкви многие обители, являющиеся подлинно национальными святынями нашего народа. Это Киево-Печерская Лавра, Александро-Невская Лавра, Валаамский монастырь, Святогорский Успенский монастырь, ныне ставший Лаврой, Спасо-Евфросиниевский монастырь и многие другие. Только за время прошедшее после последнего Архиерейского Собора было открыто тридцать один мужской и тридцать четыре женских монастырей.

Сегодня в них, равно как и в сотнях других обителей, возрождена монашеская жизнь. В монастыри стремятся тысячи паломников, желающих вознести там молитву и получить духовное наставление.

Отнюдь не во всех иноческих обителях завершены труды, связанные с восстановлением храмов и других зданий, с обустройством монастырского хозяйства. Эта работа требует от настоятелей, настоятельниц, наместников и всех монашествующих большого напряжения сил и немалого времени. Вместе с тем в монастырях, где монашеская жизнь была возобновлена десять-пятнадцать лет назад, подчас наблюдается чрезмерная самоуспокоенность. Существует соблазн отложить «на потом» устроение духовной жизни, отдавая приоритет строительству и украшению зданий. Понятно, что заниматься хозяйственными работами проще, чем созидать духовный организм братства или сестричества. Однако, если упустить главные цели монашеской жизни, ради которых возводятся здания и благоустраивается быт в обители, то рано или поздно монастырь оскудеет.

Нельзя не понять желание настоятеля или настоятельницы увеличить численность братства или сестричества. Но нельзя подходить к насельникам как к «рабочей силе», забывая об их духовном возрастании. Ведь главное для монашествующих — в молитве и послушании созидать себя как граждан Небесного Отечества. Монашество — это постоянное трезвение, сердечное горение, непрестанный труд преодоления своей «самости», нескончаемый подвиг жертвенного служения и любви. И если этого подвига недостает, то внешнее благолепие теряет свой смысл.

Весь строй монастырской жизни — от Божественной литургии, которая является ее центром, до любого малого дела — призван служить единению братства или сестричества. Любое разделение в обители противоречит духу монашества. И чем бы ни оправдывались действия, приводящие к разделениям, они по сути своей всегда идут вразрез с волей Божией.

Стремящиеся к подлинной монашеской жизни движимы не только желанием оградить себя от соблазнов мира, но прежде всего любовью к Богу. Ложные мотивы, которыми порой руководствуются отдельные монашествующие, препятствуют правильному устроению жизни в обители. Например, обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела. При этом самому делу придается основное значение, а истинная цель послушания игнорируется

В некоторых монастырях получает распространение практика молитвенного почитания не прославленных Церковью лиц. Это антиканоническое явление сеет смуту и соблазны в умах людей. С тревогой приходится отмечать, что иногда архипастыри рукополагают иноков молодых, недостаточно опытных, или пожилых по возрасту, но недавно принявших постриг, и те сразу становятся духовниками. Кроме того, вразрез с традициями монашеской жизни идет практика направления насельников и насельниц монастырей на участие в многочисленных светских мероприятиях, на служение вне стен монастыря. Данные проблемы требуют внимательного изучения и постепенного разрешения.

Мы хорошо знаем, что монастырь, где возносится Богу горячая молитва, где стяжается духовная мудрость, где люди достигают спасения, — вносит неоценимый вклад в жизнь епархии, Церкви, Отечества. Пусть же все наши иноческие обители будут достойны своего высокого призвания.

Читайте также:


О современном монашестве с любовью

Второбрачие, безбрачие, монашество

Дневник иеромонаха Никона

Священник, старец, духовник

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: