Спортивные состязания в наши дни не посвящаются Зевсу

|

Владимир Легойда прокомментировал споры, которые происходят вокруг эстафеты олимпийского огня, в том числе среди православных блогеров.

– В нашей стране идут масштабные приготовления к проведению сочинской Олимпиады 2014 года. Насколько значимо это событие с точки зрения Русской православной церкви?

– Церковь неотделима от общества, а многие наши соотечественники с нетерпением ждут Олимпиады, чтобы поддержать свою команду, поболеть за российских спортсменов и отдать должное мастерству иностранных.

Подготовка Олимпиады – это большой труд. И этот труд надо уважать.

Конечно, если спорт, культ собственного тела становится для людей подобием идола, это плохо. Но физические упражнения обладают воспитательным эффектом, укрепляют волю человека, привычку к упорядоченному труду. Все это может стать хорошим базисом и для духовного развития.

– Как Церковь относится к самим играм – ведь они возникли в языческом мире и имели сакральный смысл? Сейчас, например, идут споры об олимпийском факеле и значении этого зрелища. Как Вы считаете, есть ли здесь духовная опасность?

– В европейском культурном контексте спорт, как, впрочем, наука и государственное управление, с течением времени секуляризовались, и Церковь это может только приветствовать. Не приносим мы жертвы президентам (а императорам приносились), не колдуем над пробирками (философский камень остался в прошлом) и спорт посвящаем не Зевсу. Это прочное и незыблемое основание европейской цивилизации.

Не буду говорить об издержках большого спорта – они хорошо известны: тщеславие, бизнес, допинг-скандалы. Но есть одно важное обстоятельство. Человек, участвующий в состязании, вынужден оставлять любое лукавство в спортивной раздевалке. На арене всем видно, какой он: сильный или слабый, честный или готовый на уловки. Этот фактор положительно влияет на характер спортсмена. Широко известный в мире спортсмен Федор Емельяненко сказал как-то: “Славить Бога надо не только за победы, но и за поражения”. Это суждение – результат не отвлеченных богословских изысканий, а личного опыта выдающегося спортсмена, который анализировал происходящее с ним на спортивной арене.

Что касается духовной опасности, то в окружающем нас мире она есть всегда. Для некоторых в идола превращается чрево, для некоторых – секс, кто-то из болельщика превращается в фанатичного адепта той или иной команды. Но я с трудом могу себе представить, чтобы кто-то осознанно вкладывал в манипуляции олимпийским факелом какой-то сакральный смысл. Зажжение олимпийского огня – это театрализованная постановка, и иного смысла люди в него не вкладывали со времен возрождения Олимпийских игр.

Не исключаю, что факел может приобрести для кого-то иной смысл, чем красивое зрелище. Тогда, конечно, можно говорить о духовном блуждании. Духовная неразборчивость, увы, стала одним из естественных спутников потребительского общества. Некоторые в своей духовной иерархии поставят олимпийский факел где-то между верой в черную кошку и астрологическими прогнозами. Это, конечно, печально и симптоматично, но подобные явления вряд ли можно устранить изъятием из публичного пространства каких-либо символов или объектов. Человек, лишенный духовных ориентиров, всегда найдет себе дуб из соседнего леса для поклонения.

– Планирует ли Церковь духовно окормлять спортсменов в рамках Олимпийских игр?

– Многие спортсмены нуждаются в духовной поддержке – во время убедительных побед, и во время сокрушительных поражений, чтобы не возгордиться или не упасть духом, что одинаково опасно для человеческой личности.

В рамках сочинской Олимпиады 2014 года возводятся молитвенные помещения для представителей традиционных религий, и хозяева, и гости игр будут иметь возможность пообщаться со священниками или вознести молитву. В этом я вижу основной смысл любого религиозного присутствия в рамках этих спортивных состязаний.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Протоиерей Димитрий Климов: Поводов обижаться и переживать у нас полно и без Олимпиады

Работы нет, заводы позакрывались, молодежь находится в бесперспективном состоянии

Духовник олимпийской сборной: Прошу сугубо молиться о российских спортсменах

– Отец Андрей, как вы прокомментируете ситуацию с отстранением сборной от участия в Олимпиаде-2018? – Мне…

Протоиерей Александр Ильяшенко: Я бы одобрил спортсмена, отказавшегося ехать на Олимпиаду

Потому что ради чести Родины он отказался бы от возможных наград, от того огромного труда, который…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: