Спустя полвека… (наша общая история)

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 47, 2006
Спустя полвека… (наша общая история)

Спустя 80 лет после своего разделения две ветви Русской Православной Церкви — российская и зарубежная — стоят на пороге воссоединения. После одобрения Русской Зарубежной Церковью “Акта о каноническом общении” факт объединения православных верующих можно считать уже свершившимся.

Два года назад мы стали свидетелями передачи нашей святыни — Тихвинской иконы Божией Матери — в Тихвинский Успенский монастырь. Договоренность о возвращении иконы из США в Россию была достигнута 12 января 2004 года на встрече Патриарха Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке. Но мало кто знает, что желание возвратить святыню в Россию возникло почти 60 лет назад…

В конце 1948 года главноначальствующий СВАГ маршал Соколовский передал в Москву сообщение о том, что в Херсбруке, в американской зоне оккупации, в руках бывшего рижского епископа Иоанна (Гарклавса), ушедшего с оккупантами в 1944 году, находится икона Тихвинской Божией Матери. Святой образ был похищен немцами из Тихвинского Успенского мужского монастыря в ноябре — декабре 1941 года.

Величайшая святыня России — Тихвинская икона Богоматери, по преданию, написана самим евангелистом Лукою и принадлежит к тем трем основным иконам, которые являются ровесниками Самой Богородицы. Почитавшаяся как символ Византийской империи, она в 1383 году ис­чезла из Константинополя и появи­лась над водами Ладожского озера. Рассказывают, что первыми увидели ее рыбаки и что, посетив многие места, икона явилась в небе над го­рою близ города Тихвина. На этом месте был возведен храм во имя Успения Богоматери, а в 1560 году устроен мужской монастырь.

По преданию, в 1613 году чудотворная икона защитила жителей Тихвина, укрывшихся в монастыре, от шведских захватчиков. Три раза наступали они на монастырь и трижды привиделось им многочисленное русское войско, от которого они в ужасе отступали. Кроме помощи православным в войнах, подле иконы происходило множество исцелений. Описание чудес, связанных с чудотворной Тихвинской Божией Матерью, дано в 65-м томе Энциклопедическо­го словаря Брокгауза и Ефрона.

Но не только в книгах и словарях сохранилось описание иконы.

Из правительственной переписки.

Председатель Совета по делам Русской Православной церкви Георгий Карпов — заместителю председателя Совмина Климу Ворошилову:

«16 февраля 1949 года.

В связи с сообщением и предложением товарища Соколовского из Берлина о так называемой “чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери” докладываю, что по наведенным справкам самая ценная (золотая) риза с данной иконы с большим количеством драгоценных камней была снята еще в период войны 1914–1918 годов и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями — в город Ейск. Описание этой ценной ризы и приводит в своем сообщении товарищ Соколовский на основании посланной Советом 3 декабря 1948 года члену коллегии МИД СССР товарищу Смирнову А. А. справки (описание иконы Тихвинской Божией Матери) из книги “Тихвинские монастыри” издания 1854 года.

В связи со снятием и эвакуацией золотой ризы на икону была одета риза меньшей ценности — серебряная, вызолоченная, с драгоценными укра­шениями, до этого находившаяся на копии иконы Тихвинской Божией Матери. В 1922 году якобы была сня­та и эта риза (в период изъятия цер­ковных ценностей). И на икону была одета тоже богатая (но все же мень­шей ценности), серебряная, вызоло­ченная риза XVI века русской рабо­ты, имевшая также драгоценные кам­ни и русские самоцветы. Последняя риза имела также исто­рическое значение, так как была по­жертвована в монастырь Борисом Годуновым»1.

Так каков же путь иконы из Рос­сии? Как русская святыня оказалась на Западе?

По документам, закрытым ранее, можно воссоздать события по­лувековой давности.

Из письма Г. Г. Карпова К. Е. Ворошилову от 16 февраля 1949 года: “Известно также, что из Тихвина икона была привезена в г. Псков, где кто-то из высшего командования (по одним сведениям даже сам Розенберг) с боль­шой церемонией передал икону в местный собор, а начальник Псковской духовной миссии протоиерей К. Зайц2 (умер в 1948 году) принимал эту икону, и он в на­чале 1944 года привез икону из Пскова в г. Ригу к митрополиту Сергию (убит немцами в апреле 1944 года). Икона была помещена в Рижском женском мона­стыре, и, как сообщают, в тот период читались акафесты, стекалось много ве­рующих, а немцы обращали свое внима­ние на драгоценность ризы”3.

Оккупационные власти передали икону Тихвинской Божией Матери священнослужителям Псковской пра­вославной миссии. Эта религиозная православная организация была соз­дана в августе 1941 года с разре­шения немецких властей. Во главе ее стоял митрополит Сергий (Вос­кресенский), посланный еще в 1940 году Московской Патриархией как экзарх в присоединенные прибалтий­ские земли.

Карпов — Ворошилову: “22 сентября 1944 года немцы вы­везли икону из Риги в Германию, тогда же бежал в Германию рижский епи­скоп Иоанн (Гарклавс), в руках кото­рого и сейчас находится икона, епи­скоп Митавский Иаков, епископ Ковенский Даниил (последний вернулся в СССР в 1946 году)”4.

Думается, что епископ Иоанн стремился передать икону Русской Православной Церкви.

В Риге это сделать было невозможно, экзарх Сергий (Воскре­сенский) был убит еще в апреле 1944 года, его смерть и по сей день окутана тайной.

В 1949 году реальная передача могла состояться, о чем и уведомил Москву маршал Соколовский. Политическую значимость предстоящего события власть оценила сразу. Во-первых, вновь осуждался в глазах ми­ровой общественности немецкий вандализм, во-вторых, осуждались “предатели Родины” — священнослужители Псковской православной миссии, ушедшие вместе с оккупационной властью. Оставшиеся в России батюшки уже отбывали свой срок в лагерях.

Прежде чем икона должна бы­ла вернуться в Россию, ее следовало опознать, а сделать это могли только компетентные представители Церкви, но таких после долгого большевист­ского лихолетья осталось немного. Из иерархов, как видно из документов, ее знал “один епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий, который в 1933 году был пострижен в монашество в Тихвинском Успенском мужском монастыре и в том же году видел икону последний раз”5. Чудотворную хорошо знал и первоиерарх Русской Православной Церкви. Один из списков с нее, по документу самая точная копия, включая точный размер, находилась в “крестовой” (домашней) церкви Патриарха Московского Алексия.

Знал святыню и Константин Николаевич Проскуряков, старожил города Тихвина, заведующий музеем Римского-Корсако­ва. Других лиц, ко­торым можно было доверить опозна­ние, найти не удалось. Проскуряков, епископ Сергий и еще официальные представители Патриархии — управляющий делами протопресвитер Колчицкий и наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иоанн (Разумов) и должны были выехать в Германию.

Министерства госбезопасности, иностранных дел и Бюро по выездам за границу и въездам в СССР, как гласит документ, “не имели возраже­ний против выезда церковной делега­ции”. А Министерство финансов “также не возражает против отпуска 4.800 немецких марок на расходы, связанные с поездкой”6. К началу июля 1949 года подготовка к выезду завершилась.

В Москве предусмотрели все…

Но по неизвестным причинам американская сторона в последний момент изменила свое решение. 18 июля 1949 года Шепилов докладывал Маленкову: “По дополнительным сообщениям, полученным от Советской военной администрации в Германии, стало известно, что американская военная администрация не дает разрешения на въезд в американскую зону оккупации представителям Русской Православной Церкви”7.

Этот образ ушел за рубеж России со второй эмиграцией, подобно тому как Курская-Коренная — с первой эмиграцией. Курская-Коренная чудотворная икона Божией Матери покинула Россию в октябре 1920 года с остатками Белой армии и уходящим в эмиграцию гражданским населением. Русская Зарубежная Церковь не вернула ее в Россию, несмотря на многочисленные просьбы Московской Патриархии. Мотивация отказа в этом случае с нравственной точки зрения может быть понята.

Незаконность вывоза иконы Тихвинской Божией Матери за пределы России очевидна. Ее скрывали и Германия, и США. Но истории важно другое. Завет своего приемного отца архиепископа Иоанна Гарклавса выполнили клирики Православной Церкви в Америке отец Сергий и отец Александр Гарклавсы. Пусть и с полувековым опозданием…

1Архивные документы из фондов ГАРФа (Государственный архив Российской Федерации).

2Отец К. Зайц погиб в лагере.

3Архивные документы из фондов ГАРФа.

4Архивные документы из фондов ГАРФа.

5Архивные документы из фондов ГАРФа.

6Архивные документы из фондов ГАРФа.

7Архивные документы из фондов ГАРФа.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!