Сретение Господне: праздник для всех

|

Сретение — праздник Господский или Богородичный? Каждый год, в приближении к этому празднику, на клиросах не утихают споры. Да, праздник носит черты как Богородичного (практически все в богослужении говорит за это), так и Господского (входное на литургии, например). Но все-таки, кого мы больше прославляем в этот день – Владычицу или Господа? И только ли им посвящен этот праздник? Размышляет протоиерей Андрей Ефанов.

Протоиерей Андрей Ефанов

Протоиерей Андрей Ефанов

Думаю, чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть само событие, которое мы вспоминаем в этот праздник. Вот что повествует нам Евангелие: «когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.

И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лк. 2: 22–39).

Из этого евангельского отрывка мы видим, что событие праздника связано, прежде всего, с Господом, принесенным в Иерусалимский храм для соблюдения ветхозаветного закона. Однако о тех ритуалах, которые были совершены в Храме, Писание молчит. Принесена жертва малоимущих — две горлицы и два птенца голубиных. Но даже нет уточнения, что горлиц или птенцов голубиных приносит Иосиф Обручник. Это уже не важно. Ветхозаветное служение завершается с приходом в мир Христа, наступает эпоха Нового Завета, в котором находится место не только иудеям, но и каждому, кто ищет «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6,33).

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

И вот Солнце правды принесен в храм, и этим приходом Он освобождает от рабства закона праведного Симеона, который восклицает в радостном порыве: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Итак, праздник Господский, потому как самое важное событие посвящено Господу. Это несомненно так, поэтому-то Анна пророчица возвещала в Иерусалиме о Христе.

Но вместе с тем, к Деве Богородице обращено тревожное пророчество: Тебе Самой оружие пройдет душу. Нет, наверное, ничего более страшного для матери, чем видеть воочию смерть своего сына. Богородице пришлось испить и эту чашу страданий. Именно в Иерусалимском храме Она впервые услышала о той горести, которую Ей предстояло испытать. Поэтому богослужение праздника во многом носит черты Богородичного, так как мы воспоминаем событие, когда Пречистая Дева принесла Своего Сына на служение миру, принесла самую непростую для матери жертву.

И все же, праздник Сретения Господня не исчерпывается этим. Наибольшее внимание в богослужении уделяется праведному Симеону Богоприимцу. Долгие годы ожидал он этого дня, так как было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И вот, это произошло, и Симеон поучаяся, позна Тя Бога явльшагося плотию. И яко жизнь лобзаше, и радуяся старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех Живота всяческих (седален по полиелеи).

В праведном Симеоне объединились как святость по закону, присущая ветхозаветной праведности, так и святость по благодати, вследствие особого вмешательства в его жизнь Спасителя. Так что это еще и праздник святых, прежде всего праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а в их лице и всех ветхо- и новозаветных святых. И хотя память Симеона и Анны отмечается на следующий день, этим святым немало уделено внимания в праздничном богослужении. Но и этим не исчерпывается праздник.

Неслучайно на каждом вечернем богослужении мы поем песнь Симеона Богоприимца: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Если мы, каждый из нас, не встретил Христа в своем сердце, если Он не освободил нас от рабства греху, тогда нам нечего делать на этом чужом празднике жизни.

Сочетавшись Христу, мы, христиане, стали причастниками благодати Христа, сопричастниками света вместе с Симеоном и Анной. Праздник Сретения Господня — это и наш с вами праздник. Праздник личной встречи измученного страстями человека и Бога, пришедшего во плоти, чтобы нас, освободив от уз греховных, возвести в обители Отца Небесного. Пленным же [Господь] подаст всем оставление, и прозрение слепым, яко и немым вопити: благословен Бог отец наших (тропарь 7 песни канона). Вот как много всего в этом загадочном дне!

Читайте также:

Иконография Сретения Господня (+Иконы)

Неизвестное Сретение

Уроки праведного старца

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Какой смысл во встречах, которые не ведут к Сретению?

Про рукопожатие малыша и «любовь» в «Одноклассниках»

И Младенец боится, и старец боится! Заметки “на полях” Сретения Господня (+Аудио)

Евангелие положишь на аналой, но Ребенок-то живой, двигается, — как он удержится на аналое?

Наказывает ли Бог за свободу?

Мы трясемся от страха над страницами Библии, когда читаем ее поверхностно

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: