Сталин и христианская нетерпимость

|
Как сообщают новостные ленты, “В Ростовском академическом театре драмы имени Максима Горького поставят спектакль о советском лидере Иосифе Сталине. «Спектакль видится как исповедь героя с трибуны Мавзолея, героя, готового предстать перед Судом Божьим и Судом Времени. По сути, перед нами покажется монашествующий монарх, аскет, человек очень сложного нрава, избравшего путь беззаветного и бескорыстного служения своему Отечеству», — заявил художественный руководитель театра Александр Пудин.
Сергей Худиев

Сергей Худиев

Что же, в всех этих попытках скрестить веру в Бога со сталинизмом (или еще чем-то, что человеку, на самом деле, намного интереснее Бога) есть одно глубокое непонимание. Вернее, неверие – в то, что Бог существует на самом деле, и Бог требует верности. В отличие от гибкого и инклюзивного язычества, христианство – нетерпимая, экслюзивитская вера.

Как-то давно мне сказали, что я должен чтить Бога хотя бы так же, как я чту начальника по работе. Мне, поначалу, эта мысль показалась неблагочестивой – Бог есть Творец неба и земли, а начальник всего лишь подобный мне грешный и тленный человек. Но потом мне объяснили, о чем идет речь. Я всегда позабочусь о том, чтобы являться на работе вовремя – потому что я ценю свое рабочее место. Я буду делать то, что мне поручит начальник. Я серьезно отношусь обязательствам, которые взял на себя, подписав трудовой договор – и, с неформальной стороны, я хочу быть на хорошем счету.

Это вполне понятно всем нам – наняться на работу значит принять на себя обязательства. Их надо выполнять.

Но не странно ли – вовремя являться на работу и находить какие-то отговорки, чтобы не являться на богослужения в Церковь? Слушаться, как должное, начальника на работе, и не слушаться Бога? Получается, что, на самом деле,  начальник по работе – это кто-то несомненно более реальный в моем восприятии, чем Бог.

Или другой пример – несколько лет назад я читал про какую-то довольно юную даму, то ли спортсменку, то ли певицу, которая подписала контракт с пепси-колой, но потом какие-то злые люди сфотографировали ее случайно с бутылкой кока-колы, главного конкурента. Контракт был расторгнут. Конечно, это было очень глупо с ее стороны – нарушать условия контракта. Если бы мне кто платил большие деньги только за то, что я снимусь в паре роликов, где буду со страшно довольным видом пить эту самую пепси-колу, и мне просто надо будет отказаться от кока-колы – то я радостью откажусь. Я же буду дорожить этим контрактом – и считать, что мне страшно повезло его заключить.

Это сниженный (и довольно смешной) пример, но вера в Бога – это завет, это определенные отношения и обязательства.

Если я решил быть православным христианином, я принял на себя определенные обязательства по отношению ко Христу и Его Церкви.

Но приведем еще одну аналогию – тт. Сталин и Троцкий были участниками одного и того же движения, они исповедовали довольно близкие взгляды, но потом между ними возник острый конфликт. Если бы вы, году так 1938, сказали, что, конечно, всей душой преданы тов.Сталину, но и несомненные заслуги тов.Троцкого в деле организации Красной Армии невозможно отрицать – никто бы не поверил в вашу преданность, и такие разговоры кончились бы для вас трагически.

Это понятно – если между сторонами существует непримиримый конфликт, одна стремится уничтожить другую, Вы не можете быть на обеих. Это понятно, когда речь идет об экономике, политике, нашей повседневной жизни – но почему-то людям кажется, что в области религии действуют совсем другие правила, и там можно быть и нашим и вашим.

Это, с одной стороны, естественно – для язычника “боги” это целый класс существ, и чем больше у вас связей среди этого класса, тем лучше. Надо быть в хороших отношениях с районным начальником, а быть в хороших отношениях с начальником соседнего района – тоже очень пригодится. При поступлении новых богов язычник просто добавляет их в свой пантеон. Как в известном анекдоте про старушку, которая искала, где бы в Церкви поставить свечку черту – потому что везде надо иметь своего человека. Язычество носит включающий характер.

Но христианство носит характер исключающий – Иисус Христос является не одним из господ, Он является Господом в исключительном смысле. Невозможно добавить Христа в пантеон – можно только от всего пантеона отречься и признать только Христа. Невозможно добавить христианство к уже имеющимся взглядам – можно только полностью переменить свои взгляды сообразно вере во Христа.

Довольно часто говорят о том, что христианин может иметь любые политические взгляды – и это, как правило, верно. Божественное откровение, будучи обращено к самым разным народам, живущим в самые разные эпохи, не предписывает конкретных форм политического устройства или путей решения тех или иных социальных проблем.

Но бывают политические идеологии, очень сильно входящие в мировоззреческую область. Христианин не может, например, поддерживать политическое движение, выступающее за аборты.

Нельзя быть христианином и отвергать заповедь Божию “не убий”. Не бывает про-абортных христиан. В стране, где большинство людей выступает за аборты за счет государства, это многих огорчит – но мы никому не можем предложить про-абортного христианства, потому что такового не существует.

Если вы поддерживали аборты и считали их чем-то нравственно допустимым, то вам предстоит отречься от этой точки зрения и раскаяться в ней как в грехе – а до тех пор вы не христианин, вы чужды Церкви, вы лишены надежды спасения.

0_135009_1b012f69_xxl

Есть и другая идеология, столь же принципиально несовместимая с верой во Христа – это сталинизм. Как политический деятель, Иосиф Виссарионович Сталин исповедовал совершенно определенные взгляды, которые предельно ясны из его собственных слов – полное собрание сочинений доступно в сети. Он был материалистом, атеистом, верным продолжателем дела Ленина. Он выражал принципиальную враждебность Церкви – как и любому богопочитанию вообще. “Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано” – это его подлинные слова, в отличие от фантазий про полеты с иконами и визиты к блаженной Матронушке.

И это слова, которые проявились в соответствующих действиях – Церковью канонизированы, как новомученики, множество Епископов, Священников, монахов и монахинь, и благочестивых мирян, которые приняли мученическую кончину именно в годы его правления и по его воле.

Ссылаться на иерархов, прославлявших Сталина в те годы – значит ссылаться на людей, которые знали, что им и тем, кто от них зависит, в любой момент грозит лютая смерть, значит ссылаться на заложников, чтобы оправдывать террориста.

В Деяниях Апостольских Христос говорит Савлу, “Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь” (Деян.9:4,5) Иисус к тому времени уже вознесся к Отцу, и Савл гонит Церковь – то есть гнать Церковь, в глазах Христа, значит гнать Его самого. Тов.Сталин есть гонитель Церкви, и, следовательно, Христа. Нельзя быть Христовым – и одобрять Его гонителя.

Не существует такого явления, как материалистическое, марксистско-ленинское христианство. Не существует такой веры во Христа, которая позволяла бы одобрять идейного и принципиального гонителя Церкви и убийцу святых. Причем – если мы вернемся к примерам в начале статьи – ни у кого бы не возникло проблем с признанием того, что нельзя быть сразу на обеих враждебных сторонах, если бы речь шла о политическом конфликте – и даже об экономической конкуренции.

1442652092_goneniya

Почему когда речь заходит о христианстве, люди полагают позицию “и нашим, и вашим” вполне возможной?  Потому, что, увы, в их восприятии Христос слишком малореален, чтобы претендовать на что-либо, на хоть какие-то крупицы верности. Тов.Сталин реален, тов. Троцкий – реален и при этом враждебен, пепси-кола с кока-колой – реальны, с ними можно заключать контракты, начальство на работе – реально, с ним можно заключать обязывающие трудовые договора, а вот Христос – слишком призрачен, чтобы ради него пойти хоть на что-то – хотя бы воздержаться от прославления убийцы Его святых и гонителя Его Церкви.

Православных сталинистов не может быть также, как не может быть православных абортмахеров – хотя, конечно, могут быть люди, которые так себя называют. Но что толку в названиях? Они не спасают. Спасает только Христос – и чтобы прийти к Нему, нужно отречься от прежних богов. Бог – ревнитель, и Христианство – это нетерпимая религия. “Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской” (1Кор.10:21)

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Ростовский театр поставит спектакль-исповедь Сталина

«Перед нами покажется монашествующий монарх», говорит худрук театра

В Сургуте демонтировали памятник Иосифу Сталину

Бюст появился недалеко от места, где должен расположиться монумент в память о жертвах сталинских репрессий

В Сургуте облили краской установленный накануне памятник Сталину

По словам организаторов установки монумента, отмывать его пока не планируется