Сталин как клин

|
Празднование Победы, и, само по себе, совершенно справедливое почитание памяти павших в борьбе с нацизмом, год за годом омрачается попытками возродить культ Сталина. В позднем СССР, при всем почитании Победы, без него обходились; но сегодня многим людям нужен вождь.

Ульяна Скойбеда написала заметку “Иосиф, мы исправляемся”, сайт “Комсомольской Правды” ее разместил. В заметке с одобрением говорится о размещении в Сызрани огромных биллбордов с портретами Сталина.

Сергей Худиев

Что же, почитание заведомого злодея – это то, что часто привлекает людей, особенно маленьких, забитых, униженных, неуверенных в себе. Им очень страшно в этом мире, и хотят отождествиться с кем-то пугающим, жестоким, наводящим ужас, чтобы спрятать свои страхи в его тени. Это бывает у нас, бывает и в других странах. Самых близкий пример – это Украина.

Несколько дней назад по сети ходила ссылка на перевод статьи, “Авторитетный американский журнал обвинил Вятровича и его институт в фальсификации истории”, там речь идет об усилиях украинских националистов утвердить в качестве общеобязательной историю про Бандеру-героя народа и славные подвиги ОУН и УПА. В статье справедливо отмечается, что с такими героями народ будет глубоко разделенным, а будущее его будет печальным.

Какая тут связь? Прямая. Конечно, адепты этих двух культов ненавидят друг друга и их страшно раздражает напоминание об их сходстве – но это как ненависть Сталина к Троцкому или Гитлера к Рему – это ненависть не отрицающая, а подчеркивающая глубокое родство.

Почитание Сталина и почитание Бандеры аналогичны, за ними стоят общие психологические механизмы, они неизбежно производят сходный эффект.

Эффект этот состоит, с одной стороны, в разделении народа, с другой – в его деморализации. Хотя адепты обоих культов клянутся, что представляют Единый Народ с большой буквы, а противостоит им кучка отщепенцев. Впрочем, сама риторика – мы представляем Народ, а те, кто с нами не согласен – отщепенцы, это риторика гражданской войны. Значительное число граждан Украины не видят в Бандере фигуру, достойную поклонения, а в ОУН-УПА – героев, и реагируют на попытки заставить их чтить таковых с раздражением. Значительное число граждан России – причем далеко не только “воющие либералы”, как деликатно называют своих оппонентов сталинисты – не готовы поклоняться и служить великому Сталину.

Для православных христиан Сталин – жесточайший гонитель Церкви Христовой за всю ее историю, в его правление (и, вне всяких разумных сомнений, с его полного ведома и одобрения) были преданы смерти многие канонизированные Церковью новомученики. Да, есть люди, которые пытаются совмещать почитание Сталина и Православную Веру – как, увы, есть люди которые пытаются совмещать Православие и оккультизм, Православие и поддержку “однополых браков”, Православие и какие угодно еще фундаментально несовместимые с ним вещи. Но сама по себе несовместимость от этого никуда не пропадает – и неизбежно проявится с большой силой.

Люди, которые относятся к своей вере не как к детали клоунского костюма, а искренним сердцем желают следовать за Господом, очень скоро обнаружат, что они не могут быть верны Господу и чтить убийцу Его святых. Они не могут ассоциировать себя с человеком, который требовал себе богоподобного поклонения, и хранить при этом верность единому истинному Богу.

Фото: artpolitinfo.ru

Фото: artpolitinfo.ru

Для абсолютного большинства православных это вполне очевидно – и почитание Сталина означает, как минимум, конфликт с массой верующих. Но не только верующих. Многие наши граждане, безотносительно к религии, находят, что, например, обвинять людей в государственной измене за опечатки, есть признак параноидальной тирании, возвращения которой они ни в коем случае бы не желали.

Имя Сталина уже является – и тем более явится в будущем – предметом резкого и враждебного разделения между теми, кто падши поклоняется ему, и теми, кто по тем или иным причинам не желает этого делать. Точно так же, как имя Бандеры на Украине. Это клин, раскалывающий общество.

Второй неизбежный эффект – это деморализация. Принимать в качестве героев и примера для подражания людей, известных массовыми жестокостями и крайним пренебрежением к человеческой жизни – значит провозглашать жестокость и беззаконие делом вполне приемлемым, понижать порог насилия и обесценивать человеческую жизнь. Вполне практические результаты этого, увы, можно наблюдать.

Если человек согласился считать своими героями участников Холокоста и волынской резни – он отказался от некоторых базовых представлений о справедливости и человечности. Увы, такие люди никогда не построят гуманного и процветающего общества. Ровно то же самое справедливо в отношении людей, прославляющих Сталина. Нельзя возводить на пьедесталы самых чудовищных злодеев, которых только можно найти в национальной истории и ожидать от этого чего-нибудь хорошего.

Нам же, христианам, надо не смущаясь, ясно провозглашать, что у нас уже есть Вождь и Повелитель, Спаситель, Господин и Победитель – это Господь наш Иисус Христос. Ему – и только Ему – принадлежит наша преданность. Ему мы поклоняемся и служим; проклятых же и скверных, нечестивых и пагубных идолов мы отверглись еще в Святом Крещении.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Внучка сотрудника НКВД извинилась перед правнуком расстрелянного им человека

«Умом понимаю, что я не виновата в произошедшем, но чувства, которые я испытываю не передать словами...»

Ростовский театр поставит спектакль-исповедь Сталина

«Перед нами покажется монашествующий монарх», говорит худрук театра

Царь, спасибо за Орел

О культе расправ как новом религиозном движении