Старец Лука Филофейский: ответы на вопросы читателей

На вопросы читателей AgionOros.ru ответил старец Лука (насельник монастыря Филофей).
Старец Лука Филофейский: ответы на вопросы читателей
Фото: agionoros.ru

– Как преодолеть страстное влечение? Бывает, что человек уже не может себя контролировать и в течении длительного времени находится в глубокой психологической зависимости от объекта своей страсти…

– Только когда человек освобождает свою любовь от земных вещей и лиц и отдает ее Христу, он наполняется Божественной благодатью, которая помогает правильно расставить приоритеты в отношении людей и материи. Если он не примет Христа, Истинную Любовь, – тогда, пытаясь разобраться в ситуации, выстроить отношения с ближними и дальними, достичь гармонии – неизменно будет ошибаться и оказываться у разбитого корыта.

Только жизнь во Христе способна стать настоящим выходом.

Живущий без Бога лишен чего-то важного, подлинного, полновесного. Именно Христос придает человеку цельность и помогает освободиться от узлов и хитросплетений в отношениях с окружающими.

– Хотелось бы задать вопрос о самооправдании? На словах мы можем раскаяться в своих ошибках, но внутри по-прежнему продолжать оправдывать себя.

– У святого Космы Этолийского в поучениях сказано: «Когда духовник захочет тебя проверить и спросит: «Почему ты это всё сделал?» – не сваливай вину на другого, не говори, что тебя научил этому плохой человек или соблазнил диавол. Но обвини во всём себя»1.

В нас могут быть задействованы или самоукорение или самооправдание. Если человек будет руководствоваться первым: не искать виноватых, а стремиться найти свои недостатки и их исправить – будет духовно преуспевать. Напротив, тот, у кого нет смелости укорить самого себя, пытается найти успокоение через самооправдание. Но это не просто ошибка, это погибель, несущая вечное осуждение.

Оправдывая себя – мы даруем себе оправдание, прежде чем нам даст его Бог. Человек творец собственных дел, но не их судия. Оправдывая себя мы исходим из того, что способны дать своим деяниям объективную оценку. Но как? Каким образом? Как и когда мы обрели способность быть объективными судьями? Ведь мы не знаем даже самих себя и тем более не способны оценить весь спектр своей жизни в соотношении с окружающими.

Представление о том, что мы способны выставить себе оценку (и выписать оправдание) – глубоко ошибочно.

«Мнóго бо согрѣшáемъ вси́. А́ще ктó въ слóвѣ не согрѣшáетъ, сéй совершéнъ мýжъ»2. Даже если человек не согрешил словами, разве возможно что он не согрешал помыслами?

– Хотелось бы задать вопрос об умении прощать. Если, например, разумом и на словах человек прощает, но осознает, что это не правда, потому что сердцем он не простил?

Бог дарует истинное прощение когда человек, осудит себя и перестанет оправдываться в собственных глазах.

– Почему зачастую воспоминания о прошлых падениях приводят человека в уныние и не дают двигаться дальше?

– Будем помнить слова пророка Давида «и грѣ́хъ мóй предо мнóю éсть вы́ну»3.

Когда человек помнит свои грехи – это правильная позиция. У него появляется чувство собственного недостоинства, греховности. Он смиряется и возлагает надежду на Бога.

Напротив, если человек ищет не смирения, а самооправдания – лукавый время от времени будет демонстрировать ему «кино» из его прошлой греховной жизни, повергая его в уныние и отчаяние.

Необходимо осознать от скольких еще бед и падений уберег нас Бог. Если бы не Господь нашим несчастьям и глубине падения не было бы предела.

А раз только потому, что Бог хранит нас, благодаря Его милости, мы смогли избежать стольких бед, как можем упорствовать в своем самомнении?

– Итак, как совершенно избавиться от чувства уныния, вызванного воспоминанием прошлых прегрешений?

Только осознанием того, что не только за то, что нам ставит в вину диавол, но и за тысячи других грехов мы несем ответственность перед Богом. Пониманием, что мы спасаемся не собственными поступками, а нас спасает милость и благоутробие Божие.

А значит самокопание, выяснение «в какой степени страшен тот или иной грех», «простил ли меня за него Бог или нет» – бесполезная и пустая трата времени.

Продолжение следует…

1 Равноапостольный Косма Этолийский. Слова. С. 217. http://www.agionoros.ru/docs/59.html

2 «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный». Соборное послание Иакова. 3:2.

3 «И грех мой всегда предо мною» (50 псалом).

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Афонский иеромонах Иосиф: Любой кризис начинается с кризиса в Церкви

Монах, живущий в пещере, поможет вам больше, чем обычный человек, который подойдет и поделится с вами…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: