Стефан

Предисловие переводчика

В рукописных собраниях греческой аскетической литературы известны три текста, носящие имя монаха Стефана из Фиваиды.

Два из них — “Завещание (DiЈtaxij) св. Стефана всем монахам” и “Стефана из Фиваиды заповеди отрекшимся” (StefЈnou Qhba…ou ™ntola€ to‹j ўpotassomљnoij) — были изданы в Греции в 1913 г. по единственной рукописи1, третий текст — “Аскетическое слово” — в арабской, греческой и грузинской версии увидал свет на страницах журнала “Le Musеon” в 1964, 1969, 1970 гг.2. В арабском переводе автором “Слова” назван Стефан из Фиваиды, в двух греческих рукописях — Стефан Савваит, в грузинском варианте — монах Стефан. Авторство Стефана Савваита издателями отвергается3. Из трех названных сочинений только “Аскетическое слово” признается оригинальным произведением монаха Стефана, тогда как остальные компилятивны по своему содержанию и возвращают нас к наследию аввы Исайи и преп. Антония Великого4. Сведений о жизни Стефана мы не имеем, самый ранний арабский список “Слова” датируется 885 годом и был сделан монахом Исааком в Лавре св. Саввы (Vaticanus 71). Более поздний греческий Codex Parisinus 1066 восходит к XI–XII вв., и с его публикации выполнен настоящий перевод.

“Аскетическое слово” Стефана из Фиваиды принадлежит к жанру той нравоучительной монашеской литературы, которая, начиная с IV в., тщательно разрабатывала новозаветное учение о новом человеке, ставя в центр внимания внутреннюю, духовную жизнь личности. Эта жизнь описывалась как динамический процесс борьбы воли человека с действием его эмоций и ума (страстями и помыслами). Человеческая природа рассматривалась при этом как нейтральная, способная воспринимать в себя добро и зло, как унаследовавшая от первого человека, Адама, с одной стороны, свободу воли, с другой — причастность греху и смерти. Из этой схемы вытекала программа аскетической жизни как освобождения от зла и приобретения добра путем внутренней борьбы. Необходимость борьбы обуславливалась неизбежным противодействием падшей человеческой природы, а конечная цель ее определялась как просветление, обожение личности. Для достижения святости предлагался многоступенчатый путь, он начинался с оставления порочных навыков, с умения сопротивляться собственным чувствам и мыслям, включал в себя приобретение добродетелей и увенчивался стяжанием Св. Духа.

“Слово” Стефана построено в форме советов старца ученику. Ласково называя своего адресата “сын мой”, “чадо мое”, наставник ведет его по стезе монашеского делания, постепенно раскрывая сущность, средства и цель духовной жизни. Эта жизнь есть сокровенное состояние сердца, которому должна быть подчинена вся прочая деятельность человека. Старец сопровождает новоначального на длительном пути его роста от первых шагов отречения от мира до последней вершины — обретения Царствия Божия внутри себя. Он начинает свои назидания с пространного перечня тех чувств, привычек, наклонностей, свойств, от каких должен отказаться монах, и тех добродетелей, какие ему необходимо приобрести (1–30). И уже в этой вступительной части звучит мотив самоограничения, который станет лейтмотивом дальнейших советов: “Стой на страже сердца” (3), “не следуй желаниям плотским, но властвуй над ними” (14).

За первым шагом разрыва с миром следует длительный период напряженного труда отшельника в его келье, и старец показывает ученику, в чем состоит этот труд. Он сравнивает сердце с хранилищем драгоценностей (37) и дает наставление, как их оберегать. Сердце подвержено влиянию извне, поэтому новоначальный получает совет прежде всего ограничить наплыв внешних впечатлений — не увлекаться разговорами, не позволять блуждать своим мыслям (33–36), не водить дружбу с людьми порочными (58) и одновременно делать то, что благоприятно влияет на состояние сердца — с благожелательностью ущемлять себя ради ближнего (47), иметь другом человека боголюбивого, смиренного странника (59, 60), быть свободным от житейских забот (62). Силу и возможность выполнить эти требования человек получает не в себе самом, а у Бога, и подвижник настойчиво увещевает духовного сына иметь страх Божий, приближаться к Богу, внимать Ему, прибегать к Нему, чтобы Он стал его путеводителем (49–51, 64). Контроль за внешними впечатлениями подводит аскета к “узким вратам” — жесточайшей брани с собственными мыслями, когда успех зависит всецело от Бога, от того, насколько полно подчинил подвижник свою волю воле Божией (73). Прошедший сквозь узкие врата терпения внешних невзгод и внутренней борьбы с самим собой получает доступ к тому Царствию Божию, которое внутри нас. На этой ступени монах становится делателем заповедей Божиих и жилищем Духа Божия.

Вершина, куда по тернистой тропе иноческого подвига и самоконтроля Стефан сопровождает духовного сына, предстает его взору как состояние единства человеческой личности — ощущение единства с другими людьми и нераздвоенности собственного сердца. Чувство единения с ближними постепенно воспитывается на протяжении всего “Слова” такими советами:

“Перестань насмехаться над человеком и не затевай спора ни по какому делу” (7); “Не слушай с наслаждением речи против кого-либо, чтобы быть тебе в мире со всеми людьми” (35); “Не принимай помышления ни на кого на основании того, что видят твои глаза и слышит ухо, но возьми проступок его и возложи на свою голову по слову Писания: «Сострадайте бедствиям друг друга и помышляйте, что их недостатки суть ваши». Ведь если ты помыслишь, что недостаток ближнего есть твой собственный, ты никого не будешь судить, никого не осудишь, ни перед кем не возгордишься, но снесешь все по любви Божией” (71, 72). Цельность сердца воспитывается многократным предостережением от всех видов неискренности — двоедушия (5), лицемерия (12), изворотливости (20, 67). Обретенное многими подвигами единодушие, согласие внутри сердца позволяет аскету вернуться в изначальное состояние малых детей, каковых есть Царствие Божие (107).

Слово аскетическое

1. Прежде всего, чадо, расстанься с миром. Расстанься с землей твоей, со сродниками твоими5. Расстанься с призрачным веществом (tН ЫlV tН fainomљnН), то есть с заботой века сего, да узришь прекрасное Царствие Небесное.

2. Сними покрывало с сердца твоего, чтобы стать зрячим. Расстанься с видимым, чтобы узреть невидимое.

3. Стой на страже сердца твоего, чтобы распознавать колеблющих тебя, потому что совершенным свойственна твердая пища, тем, кто навыкли упражнять свои чувства в распознавании добра и зла. Это и есть “стража сердца”.

4. Чадо, бойся Бога и расстанься с гордостью, расстанься с пороком, расстанься с завистью, расстанься со тщеславием, расстанься со злословием, расстанься с многословием.

5. Расстанься с похотью очей твоих, расстанься с двоедушием, расстанься с надменностью, расстанься с малодушием, расстанься с гневом и яростью, расстанься с ропотом и возмущением.

6. Чадо, не будь самоуверенным, расстанься с желаниями чрева твоего и смехом и не суетись.

7. Перестань насмехаться над человеком и не затевай спора ни по какому делу. Расстанься со злонравием и с размышлениями.

8. Отбрось напрасную печаль и не будь беспечен. Расстанься с невоздержанностью, не будь робким, чтобы не упасть в брани.

9. Сыне, будь прямым во всех делах и словах твоих, ибо Бог любит прямоту в речах.

10. Не люби удовольствий и не будь бесстыден лицом, но стяжи себе прекрасную стыдливость, не будь непослушным, чтобы не умереть тебе без времени (см. Еккл 7:17).

11. Чадо, не будь сребролюбив, ибо в этом корень всех зол (см. 1 Тим 6:10).

12. Не будь лицемерным и не пожелай ничего чужого.

13. Бегай греха, чтобы не стать рабом похоти; не будь ненасытным, но бегай подлости.

14. Не следуй желаниям плотским, но властвуй над ними.

15. Не будь вором, но удаляйся от лжи. Не будь суровым, но будь кротким.

16. Чадо, не будь ни шумливым, ни светским.

17. И не переноси слова с места на место.

18. Чадо, приобрети себе честное послушание.

19. Не обряжай себя (mѕ schmat…ze saЩtХn), но приобрети состояние (›xin) божественное.

20. Не будь ни коварным, ни хитрым и не водись с человеком изворотливым, ибо все это — дела ветхого человека.

21. Чадо, бойся Бога и избегай всех подобных вещей; не будь надменным, но кротким, ибо кроткие наследуют землю (см. Мф 5:5).

22. Будь смиренным, ибо Бог есть Бог смиренных.

23. Смири душу свою пред Богом, и не одолеет тебя диавол. Держи себя спокойно и смиренно со всеми людьми.

24. Взирай на Учителя твоего, как Он ходил в смиренномудрии, являя нам пример, да последуем по стопам Его (см. 1 Пет 2:2).

25. Сыне, взирай на всех святых, как ходили они в смиренномудрии.

26. Взирай на Авраама, как он с верой смирял себя и говорил: “Я прах и пепел” (см. Быт 18:27).

27. Взирай на Моисея, сказавшего: “Я — заика и пар от горшка”6.

28. Смотри, какими словами восклицает Исайя: “Вся правда наша — как рубище пред лицем Твоим”7.

29. И Спаситель, поучая следовавших за Ним, говорит: “Когда исполните это все, скажите: мы рабы ничего не стоящие, сделали все повеленное нам” (см. Лк 17:10).

30. Итак, посеянные на добрую землю8 смиряют себя пред всеми людьми, потому что земля покрывает высоких и низких, и очи Господни взирают на них.

31. Пребывай в нестяжательности, потому что бедность смиряет человека. Пищу и одежду оставляй только необходимую для тебя, а остальное дай нуждающимся, по заповеди Христовой, чтобы посвящать свое время Богу, и Бог научит тебя, как познать Его.

32. Посвящай свое время Богу, чтобы открылись очи твои. Сыне, прилежи больше делу Божию, а не делу мира.

33. Ревнуй о всяком благом слове и не желай вовсе слушать слово, от которого не получаешь пользы. Ведь сказал Господь в Евангелии, что “Мои овцы слушают гласа Моего” и “сущий от Бога слова Божии слушает”9.

34. Сыне, когда сидишь среди старейших тебя, желай больше слушать, чем говорить. Не будь скор на слова, чтобы не стать болтуном.

35. Будь господином сердца твоего и обуздывай язык твой. Не слушай с наслаждением речи против кого-либо, чтобы быть в мире со всеми людьми, потому что все святые Божии пребывают в мире и Бог живет в них, написано ведь: “Мир мног любящим закон Твой” (см. Пс 118:165). Любящие Бога живут в мире со всеми людьми.

36. Чадо, да будет всякий человек в чести пред тобой; если сидишь в келье твоей, не попусти помыслу блуждать снаружи, проси у Бога, чтобы распознавать тебе колеблющих тебя.

37. Сидя в келье не будь, как могила, но будь, как горница полная золота, охраняемая стражей днем и ночью. Стражи — это силы Божии, охраняющие ум твой (tХ №gemonikТn)10, то есть знание, веру, великодушие, воздержание, простоту, незлобие, чистоту, целомудрие, любовь, единомыслие (РmТfron), истину. Они окружают человека, чтобы не уклонился он ни направо, ни налево. Это то всеоружие11, в которое облекается человек и становится сильным в брани и отражает нападение врагов, то есть злые помыслы, воюющие против нас.

38. Чадо, когда сидишь в келье твоей, будь как опытный кормчий, правящий кораблем, наблюдающий, с какой стороны дует ветер, попутный ли он или несет бурю. Будь сильным в брани и громко кричи: “Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой и пусть благоухают ароматы мои”12.

39. Сидя в келье твоей, не будь как судья, но пусть Бог выносит тебе суд и приговор.

40. Не уставай молиться, чтобы Он внял тебе.

41. В болезни твоей надейся на выздоровление.

42. Предоставь себя Богу во всей силе твоей, чтобы Он сразился за тебя, отражал бы нападающих и воевал против них за тебя. Без Бога ты ни на что неспособен13, но когда человек просит у Бога, Бог дает ему силу, ограждение, знание и разум. И в совете его будет руководить им.

43. Сидя в келье, не блуждай снаружи, но трезвись внутри себя. Учись, как сидеть в келье своей. Не будь, как погоняемый скот, но будь как человек, погоняющий скотину. Сидя в келье твоей, имей стражу. Не держи только тело твое в келье, а душу в Египте14. Не уподобляйся народу в пустыне, который душу свою оставил в Египте, но запри тело, запри помышления, чтобы приобрести тебе благочестивый помысел.

44. Если сидишь в келье твоей и внесет брат слова праздные, не прилепляйся к ним сердцем своим, чтобы пребыть тебе в спокойствии, ибо много [искушающих] помышлений в келье.

45. Сидя, имей упражнение в устах твоих, если же прекратишь псалмопение, то будь на страже, чтобы враги15 не увлекли тебя, но пребыл бы ты в чистоте и стал другом тебе Дух Святой. Сидя, держи благочестивое помышление о Боге, чтобы победить тебе всех воюющих против тебя, потому что память Божия, то есть благочестивый помысел царствует над страстями.

46. Сидя в келье, призывай Бога, чтобы послал тебе благодать келейную, ибо велика благодать келье.

47. Когда ты сидишь, не приучай себя рассеиваться в ожидании чьего-либо прихода. И пусть другой не ждет тебя, но пребывай в покое, однако по заповеди Божией принимай всякого приходящего к тебе. Если брат проведет у тебя воскресенье, потерпи ради любви Божией; если придет брат на гору, а ты уже раньше находишься там, то потерпи ради любви Божией, пока найдет он для себя келью. И удовлетворяй потребности приходящего к тебе, ведь и ты, когда удаляешься на гору, хочешь, чтобы твои потребности удовлетворялись. Такова заповедь Божия, таковы дела, совершаемые в келье.

48. Сыне, если выйдешь из кельи твоей, береги сердце твое, чтобы, вынеся полный корабль, не сделать его пустым и не совершать прогулок ради того, чтобы доставить зрелище глазам твоим и слышание ушам. Итак, будь верным. И чтобы ты ни увидел, пусть будет тебе на пользу, чтобы шел ты спокойно.

49. Когда сидишь, имей память о Боге на всякий час, и всюду будет окружать тебя страх Его.

50. Ибо страх Божий изгоняет из души всякий грех, всякое зло и всякое беззаконие (ср. Притч 8:13).

51. Стяжавший страх Божий в себе, приобрел все [дары] благодати; имеющий страх Божий, имеет сокровище, полное благ, и посредством страха Божия все уклоняются от зла.

52. Сыне, когда сидишь в келье, пусть будет суд пред лицом твоим и будешь творить дела жизни. Препояшь чресла твои (ср. 1 Пет 1:13) поучением Божиим и победишь множество врагов.

53. Храни заповеди Божии.

54. И не будь рабом желания своего ради славы человеческой. Береги себя от пустой славы людской, да не рассеет Бог кости твои (ср. Пс 52:6).

55. Все делание твое твори для Бога, ибо не неправеден Бог, чтобы не воздать тебе по делам твоим.

56. Сыне, очисти делание твое, чтобы Бог услышал тебя, старайся явить себя безукоризненным пред Богом, да не вознерадишь о себе, промедляя день за днем.

57. И истечет время твое, и проклянешь день, в который ты родился (ср. Иов 3:1–3).

58. Заповедую тебе, чадо, не ходи с человеком, от которого не получаешь пользы, да не упадешь ниц. Не ходи с человеком вспыльчивым и гневливым, не общайся с человеком болтливым и многословным, не иди вместе с завистливым человеком, потому что кроткие наследуют землю (см. Мф 5:5). Не ходи с человеком развязным. Не становись другом человека беспокойного и водящего дружбу с женщиной; старайся по мере сил твоих не иметь дружбы с женщиной. И не ходи с менее [преуспевшим] чем ты, чтобы не вернуться тебе вспять.

59. Когда допускаешь кого-либо быть другом тебе, то допусти человека верного, чье делание выше твоего, человека боголюбивого, не прилепленного к вещам века сего, которые разлучают людей друг от друга. Не становись другом человека, от которого не получишь пользы из-за вещей мира сего, но:

60. будь другом нищего и боголюбивого, смиренного и странника, хранящего странничество свое и препоясанного страхом Божиим, и нищего, несущего крест, имеющего хранение в устах своих.

61. Сыне, будь другом всех боящихся Господа.

62. Не надейся на человека в делах сей жизни, чтобы быть свободным. Возложи на Господа заботу твою, чтобы Господь заботился о тебе. Имей надежду на Бога, чадо мое, ибо Он пасет тебя и Он охраняет тебя. И Он защищает тебя, и Он укрепляет сердце твое и путеводит тебя; Он защищает тебя, чтобы ты имел Его помощником16.

63. Чадо, принеси плод Господу, ибо Он услаждает душу твою. Имей в себе огонь Его, и Он попалит всех восстающих на тебя, то есть злые помыслы.

64. Приблизься к Богу (ср. Пс 68:19; Иак 4:8), чтобы и Он внял тебе, слушай Бога, чтобы и Он послушал тебя. Прибегай к Нему, чтобы и Он принял тебя и научил закону Своему и познанию и стал бы Твоим путеводителем.

65. Направь сердце свое к Нему, чтобы и Он встретил тебя, прилепляйся к Нему день и ночь, ибо Он — Помощник твой. Усладись Им, и Он исполнит прошение сердца твоего (см. Пс 36:4). Если просишь у Бога, не обращайся вспять, ибо Бог хочет, чтобы ты всем сердцем ждал Его.

66. Если сидишь в келье твоей, имей при себе “узкие врата” (ср. Мф 7:13–14). Если сидишь за трапезой, имей при себе заповедь Божию, да не обесчестится лице твое ради желудка. Если пожелаешь, то как дитя будешь вразумляем, и если захочешь, получишь это. Приобщись к страданию, чтобы пребыть в покое, и не возненавидь трудного делания, ибо чрез многие тяготы пройдет жизнь человека.

67. Сыне, я, давший жизнь, поучаю тебя, веду тебя путями правыми (ср. Притч 4:25–29). Не будь изворотливым, но будь прямым во всяком деле, не поддавайся любому ветру и не следуй за любым предприятием; прочно держись написанного и имей закон Бога в сердце твоем на всякий час, как возглашает Давид: “Если бы не закон Твой был поучением моим, погиб бы я во смирении моем”17 и еще: “Радуюсь я словам Твоим, как получивший великую прибыль” (см. Пс 118:162). Слово Божие да будет сладостно тебе, как сам Давид вопиет: “Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим” (Пс 118:103).

67а. Давид ведь говорит от лица всех любящих Бога. Возьми также в пример себе Давида, когда он, гонимый Саулом, вопиял: “Я — пес мертвый и тля”18. — Все это по своему смиренномудрию. Смотри также на Давида, как он, преследуемый врагами, громко взывал: “Буду преследовать врагов моих, настигну их и не отступлюсь, пока не исчезнут”19.

67b. Давид телесно воевал с врагами своими, но полагался на Бога, потому что Бог боролся за него, ради того предпочтения, которое отдавал ему. И ты, чадо, будь крепким в сердце твоем и вопи: “буду преследовать врагов моих и настигну их” — они суть злые помыслы, которые воюют против тебя, потому что Бог дает человеку силу бороться с воюющими против него. Ведь Он сказал последователям Своим: “Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам” (Лк 10:19).

67с. Не говори, что Спаситель дал силу только апостолам, потому Он сказал: “Что вам говорю, всем говорю” (см. Мк 13:37). Восприми мужество Навина, который был силен в брани, выстраивая строй против приближающегося Амалика, и вспомни, как он победил его, заставляя Моисея простирать руки (см. Исх 17:9–13). Не говори, потому что пророк имеет особую власть, но прислушайся к словам апостола о тех, кто утверждены на свидетельстве апостолов и пророков (см. Еф 2:20).

67d. И ты, чадо мое, распростирая руки свои, побеждай восстающих на тебя. Если со страхом Божиим выйдешь на брань с врагами твоими на одном пути, они на семи путях падут пред тобою. Враги, воюющие против тебя, — это злые помыслы. Проси себе силы, сын мой, и победишь борющих тебя. Ибо Бог дал нам не духа робости, но духа силы и любви.

68. Чадо, когда ты просишь Бога научить тебя бороться, да не случится, что ты сам привязываешь диавола к ногам твоим. Да не будет этого, когда ты молишься — “и не введи нас в искушение” (Мф 6:13). Ведь бывают дела, в которые человек сам себя ввергает и к самому себе привязывает диавола. Ибо диавол расставляет сети и склоняет человека к делам любви, пока не уловит его в сеть, подкидывая ему дела, [которые ведут] в пещеры лжи.

69. Итак, не примешивай своей воли к любви, не смешивай горького со сладким. Моли Бога, сын мой, чтобы избавиться тебе от диавольских сетей. Ибо они обманывают людей благочестивых делами справедливости. Адам был обманут под предлогом справедливости, и примешалось горькое к сладкому (см. Быт 3:1–19).

70. Блюди себя поэтому, не давая сна очам твоим и веждам твоим дремания (см. Пс 131:4), чтобы спасся ты, как серна из петли и как птица из силка20. Всяким хранением храни свое сердце. Ибо в этом источник жизни (см. Притч 4:23).

71. Сидишь ли ты в келье или находишься среди людей, пекись только о себе; если увидишь что-либо, то рассуди с собой сначала, вынул ли ты бревно (см. Мф 7:5) из глаз твоих и не принимай помышления ни на кого на основании того, что видят твои глаза и слышит ухо, но возьми проступок его и возложи на голову свою по слову Писания: “Сострадайте бедствиям друг друга и помышляйте, что их недостатки суть ваши”21.

72. Ведь если ты помыслишь, что недостаток ближнего есть твой собственный, ты никого не осудишь, никого не будешь судить, ни перед кем не возгордишься, но снесешь все по любви Божией. Будь добрым, сын мой, ибо добрые наследуют землю22 и преподобные останутся на ней. И еще: “Любовь добротворит”23. Будь незлобив и добр, чтоб узреть правоту.

73. Не будь как сухие деревья, растущие на горе, но будь как нежный тростник при воде. Да возрадуется лицо твое пред Богом, и сердце твое да будет как огонь для греха. Не будь расслаблен, но будь тверд во всем, не позволяй сердцу господствовать над тобой, но господствуй над сердцем твоим. Не следуй за душой твоей, но пусть душа твоя следует за тобой. Не повинуйся сердцу своему, но пусть сердце твое повинуется тебе, чтобы сам ты повиновался Богу.

73a. Сыне мой, победи желания воли твоей, чтобы поработить себя воле Божией. Сия есть воля Божия, чтобы хранить Его заповеди. Если ты сохранишь заповеди Его, то будешь силен во всех делах твоих. И будет дело твое чисто, ибо заповеди Его не тяжки. Ведь Он восклицает: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас” (Мф 11:28). И снова восклицает о напрасно трудящихся: “Зачем труждающиеся трудятся напрасно?”24 и еще: “Беззакония мои, как тяжкое бремя отяготели на мне” (см. Пс 37:5).

74. Ведь мы знаем, что когда человек прилепляется к Богу, Бог очищает его, чтобы получил он облегчение от грехов своих и чтоб прияло его слово Спасителя: “Кто пребывает в слове Моем, тот истинно ученик Мой и познает истину. И истина сделает вас свободными”25, потому что Бог очищает человека. Написано ведь: “Освящающий и освящаемые, все — от Единого” (Евр 2:11) и еще “всякое насаждение, которое не приносит плода во Мне, истребит” и еще “всякое же, которое приносит плод, Он очищает, чтобы приносило еще больший плод”26.

75. Итак, сыне мой, прилепись к Богу и беги от всех злых дел, помогай душе твоей и бегай греха, как бегущий от змеи.

76. Если хочешь быть безгрешным, не впутывайся во многие дела. Будь в жизни стесненным, чтобы войти в узкие врата (см. Мф 7:13).

77. Взирай на всех святых, как они проводили жизнь, преуспевая в нестяжательности, терпя голод и жажду, наготу и побои, как скитались по пустыням и горам, по ущельям земным.

78. И познай, что через многие горести входим мы в Царствие Божие. Ведь Царствие Божие не там и не здесь, оно внутри нас.

79. Посему и Спаситель говорит нам: “Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое” (Мф 6:9–10). И опять блаженный Петр говорит: “Господа Бога благословляйте в сердцах ваших”27.

80. Если прославляешь имя Божие, то приходит к тебе Царствие Божие и живет в тебе, и все твое делание бывает угодно Богу, и ты становишься как те, кто на небесах, чьи дела приятны Богу.

81. Ведь Он сказал: “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Мф 6:10). Ибо удостоившиеся войти в век тот не женятся и не выходят замуж и уже не могут умереть, но пребывают как ангелы на небесах (см. Мф 22:30).

82. Он возвестил нам “очисти делание твое, чтобы стать, как ангелы на небесах”, дабы исполнилось на нас слово Писания: “Воля Твоя, которая на небе, пусть совершается на земле” (ср. Мф 6:10). Эти слова означают: “На земле делай свое дело так, словно бы его делали те, кто на небе”.

83. Ведь написано: “да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день” (Мф 6:10–11), потому что написано: “Я хлеб живый, сшедший с небес” (Ин 6:51).

84. И еще: “хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин 6:51). “Хлеб наш насущный дай нам на сей день” — это Тело Его и Слово Его, и заповедь Его: “и оставь нам долги наши, как мы оставляем должникам нашим” (см. Мф 6:12) [сказано] о грехах, которые стоят между нами и Им: отпусти нам их, как мы отпускаем должникам нашим.

85. И “не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Мф 6:13), потому что Твое есть царство и сила и слава во веки. Ведь Бог делает сильным человека, который Ему повинуется; ибо у Тебя сила, поскольку написано, что Господь “дает силу и крепость народу Своему” (Пс 67:36).

86. Сыне мой, когда возлюбишь Бога, Он дарует тебе Духа истины. Ибо Бог дарует Духа Святого тем, кто повинуется Ему.

87. Если не можешь стать сыном, стань работником, ведь хороший работник дерзновенно получает плату свою.

88. Если же не можешь стать работником, стань рабом, подобно Давиду восклицая: “Я — раб, посему вразуми меня и научусь заповедям Твоим”28.

89. Если же ты даже не раб, то оплачь сам себя и воскликни: “Я изнемог” (Пс 37:9), воскликни: “гортань моя связана”29, чтобы не произошло с тобой по слову “раб, знавший волю господина своего и не исполнивший с готовностью воли его, бит будет сильно”30 и “кому много дано, с того много и взыщется”31. Вот почему насколько велико знание, полученное нами, настолько велика и опасность.

90. Слушай, сын мой, избери себе делание Марии, которая избрала себе в делание благую часть (см. Лк 10:38–42). Благая часть есть та, чтобы ты верил Богу и любил слушать слово Его, как Мария, и хранил бы заповеди Его и стал непоколебимым и усердным, нес бы свой крест и был бы незлобивым, непорочным, сильным в брани.

91 Чадо, имей попечение о сердце твоем, смотря за устами твоими, будь добрым и человеколюбивым, будь беспопечительным. Возложи на Господа заботы твои (Пс 54:23).

92. Следи за тем, чтобы ни внешне, ни внутренне не судить никого, никого не обижать, потому что человек молящийся молится Богу. Когда он повсюду находит время славить Бога, то “чресла его препоясаны” (Лк 12:35). Он несет светильник, имея масло в сосудах своих (см. Мф 25:1—10). Он силен могуществом своим, силен в Боге, он — борец против диавола, плодоносит Богу, чисто сердце его, он — храм Божий, святилище Святого Духа (см. 1 Кор 6:19), дом, построенный на камне (см. Мф 7:24—25). Он великодушен, кроток, разумен и смиренен. Он печалится по Боге, но чужд печали мира сего. Радуясь и веселясь о Господе, он пребывает в великом просторе. Он спокоен и спокойствие окружает его. Забывая о задних, он простирается вперед (см. Флп 3:13). Он совлекает с себя ветхого человека и облекается в нового (см. Кол 3:9—10). Он сносит поругание человеческое. Он — древо со сладким плодом, агнец незлобивый, он рассудителен в том, что касается добра. Он правдив во всяком деле и не глуп. Слово его соразмеренно, не уклоняется ни направо, ни налево. Он — свет внутри и снаружи; он посеян на добрую землю и приносит стократный плод (см. Мф 13:8). Он твердо держится, как лев. Он совершенен во всяком деле.

93. Вот такова благая часть, приобрети ее, сын мой. И не делай никакого дела без Бога. Будь подобен Марии в деле ее.

94. Если же не можешь стать Марией, последуй деланию Марфы (см. Лк 10:40), имея попечение о вещах божественных, служа святым.

95. Стань делателем такого делания, в каком устоишь до конца. Возложи руки свои на плуг и не озирайся вспять (см. Лк 9:62), но устремись вперед, восклицая и повторяя: “Не дам сна очам моим, ни веждам моим дремания, ни покой вискам моим, пока не найду места для Господа и жилище для Бога Иаковля” (см. Пс 131:4–5).

96. Ибо человек, ищущий Бога, не останавливается, пока Бог не услышит его, как написано “сей нищий воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей избавил его” (см. Пс 33:7).

97. Вот видишь, если человек обнищает ради Бога, то Бог вскорости услышит его.

98. Разве ты не слыхал, что Царствие Небесное подобно человеку купцу, который ищет прекрасных жемчужин и, найдя одну драгоценную, идет, продает все, что имеет, и покупает ее (см. Мф 13:45–46).

99. Если кто скажет, что не имеет что продать, то Он ответит тебе: “Пойди, откажись от желаний злого сердца твоего, чтобы купить себе драгоценный камень, то есть Духа Божия. Отвергнись желаний твоих и страстей, дабы смог ты купить себе Христа, корень всяких благ, как написано: “С любящими меня разделю власть и сокровища их наполню благами” (ср. Притч 8:21) и еще: “Лучше получить меня, чем золото и драгоценный камень, и рожденное мною лучше отборного серебра” (ср. Притч 8:19). Приобрети себе разум, написано ведь, “я разум, у меня сила” (Притч 8:14). И еще: “Кто ведет дело разумно, тот найдет благо” (Притч 16:20).

100. Итак, стяжи разум и не будь неразумен, потому что все оборачивается против человека неразумного32. Человек разумный получает пользу от добра и зла, потому что зла он не творит, а находит благо в делах своих33.

101. И разумный вытаскивает невод на берег и отбирает хорошую рыбу для сосудов своих, а протухшую выбрасывает (см. Мф 13:48).

102. Будь разумен в добром и непричастным злу. Ведь бывают люди умные в злом и непричастные добру. Кто они такие, умные в злом? — Это те, кто видит добро, но оставляет его и избирает зло, нося его при себе. Все, что видишь глазами своими, обращай во благо и будешь непричастен злу, и Бог мира скоро поразит сатану под ноги твои. Ведь ум человека с юности прилежит злу34.

103. Влеки сердце твое к добру на всякий час, помышляя доброе пред лицом Господа и человеков, как написано: “Пле­няя всякое помышление в послушание Христу” (2 Кор 10:5).

104. Чадо, если ты тянешься к благочестивому помыслу, он бежит к тебе. Если сидишь в келье своей, приучи сердце наводить порядок в помыслах. Если станешь властвовать над сердцем твоим, то будешь властвовать над всеми страстями твоими, как написано: “Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1 Кор 6:12). Не будь, как скот подъяремный, которого все время другие гонят с места на место.

105. Выходя из кельи, узнай, кто выводит тебя. Исследуй дело сначала, чтобы выйти с единым сердцем (™n m…v kard…v). Ибо плод сердца есть единодушие (РmТnoia).

106. Оберегай себя от двоедушия (diyuc…a), ибо многих отторгло оно от веры, хотя они и были весьма верными. Если ты выйдешь, имея единую душу (™n m…v yucН), и нападет на тебя всяческое искушение, не двоедушествуй. Если ты вышел на послушание или идешь с братом на послушание или вышел купить себе небольшую утварь и напала на тебя усталость, не двоедушествуй, ибо во всяком деле человека сопровождают испытания. Ибо “в сокровищницах повсюду стоит западня”35, поэтому блюди себя в трезвении. Выходя из кельи своей, не выходи, как дикий осел, в неведении “и накинут на шею твою узду и путы на ноги твои” — узду из-за чрева твоего и путы из-за глаз твоих. Если случится тебе проходить по городу, береги глаза твои, да не впустишь искушение в келью твою и устанешь кричать, и не услышат тебя, потому что ты не берег глаз твоих. Разве не знаешь, что существуют вещи, которые вводятся помышлениями в сердце, и существуют такие, которые выносятся. Вводящие в сердце — это глаза, а выносящие — это злые помыслы, как написано в Евангелии, что “из сердца исходят злые помыслы” (Мф 15:19).

107. Итак, веди борьбу как в глазах твоих, так и в сердце, чтобы пребывать тебе спокойным, и будет окружать тебя всецелая чистота. Бог ведь любит святость, поэтому говорит: “Я свят и на святых почиваю” (ср. Лев 20:7–8) и “блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф 5:8) и еще “мир имейте со всеми и святыню, без которых никто не увидит Господа”36. Мы знаем, что Бог очищает [нас], когда мы приносим плод, посему борись, чадо, чтобы всегда пребывать в святости глаз твоих и сердца и вернуться в свое изначальное состояние (™ij tѕn ўrc»n sou) малых детей, о которых Бог сказал: “Таковых есть Царство Небесное” (Мф 19:14).

Перевод с греческого Т. Миллер

1См. Mgr. Sauget J. M. Une version arabe du “sermon ascetique” d’Etienne le Thebain // Le Musйon. Revue d’Etudes orientales. Vol. 77. Louvain, 1964, pp. 367–368.

2См. Там же, pp. 367–375; des Places Ed. “Le Discours ascйtique” d’Etienne de Thebes, texte grec inйdit et traduction // Там же. Vol. 82, 1969, pp. 35–59; Garitte G. “Le Discours ascйtique” d’Etienne la Thebain en georgien // Там же. Vol. 83, 1979, pp. 73–93.

3См. Mgr. Sauget. Une version…

4Там же.

5Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: “пойди из земли твоей, от родства твоего…” (Быт 12:1).

6Исх 4:10, в синод. переводе: я тяжело говорю и косноязычен.

7Ис 64:6, в синод. переводе: вся праведность наша — как запачканная одежда.

8Намек на евангельскую притчу о сеятеле, см. Мф 13:3–8.

9См. Ин 10:2–3,14, в синод. переводе: входящий дверью есть пастырь овцам <…> и овцы слушаются голоса его <…> Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в синод. переводе: Кто от Бога, тот слушает слова Божии.

10букв. “руководящее начало”.

11Намек на Еф 6:11,13.

12Песн 4:16, в синод. переводе вместо “благоухают” читаем “польются”.

13Намек на евангельские слова: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин 15:5).

14Намек на библейский эпизод, когда израильтяне, измученные в пустыне голодом, сожалели о том, что Моисей вывел их из Египта (Исх 16:2–3).

15Подразумеваются бесы.

16В этом отрывке звучат мотивы многих псалмов, ср. Пс 117:8; 54:23; 38:8; 22:1; 32:20; 53:6; 5:9; 60:4.

17Пс 118:92 — текст Септуагинты, в синод. переводе: Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

18См. 1 Цар 24:15, в синод. переводе: За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою.

19См. Пс 17:38, в синод. переводе: Я преследую врагов моих и настигаю их и не возвращаюсь, доколе не истреблю их.

20См. Притч 6:5, в синод. переводе: Спасайся как серна из руки и как птица из руки птицелова.

21Ср. Гал 6:2 — Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

22Ср. Пс 36:11 — Кроткие наследуют землю (ср. Мф 5:5).

23Ср. 1 Кор 13:4–7 — Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде…

24Ср. Пс 126:1 — Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его <…> Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете…

25Ин 8:31–32, в синод. переводе: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

26См. Ин 15:2 — Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

271 Пет 3:15, в синод. переводе: Господа Бога святите в сердцах ваших.

28Пс 118:125, в синод. переводе: Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

29Ср. Пс 37:14 — …а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих.

30Лк 12:47, в синод. переводе: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много.

31Лк 12:48, в синод. переводе: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

32Ср. Притч 19:3 — Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.

33Ср. Притч 19:8 — Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.

34Ср. Быт 8:21 — помышление сердца человеческого — зло от юности его.

35Ис 44:22 — текст Септуагинты.

36Евр 12:14, в синод. переводе: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.