Страна женщин и погибающих мужчин

|

Если вглядываться в лица людей, которые рассматривают экспонаты выставки «Вместе и врозь. Городская семья в России в ХХ веке. Частная жизнь людей «советского столетия», которая проходит в Москве, в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева, может показаться, что они увидели что-то очень знакомое, узнаваемое.

Вместе и врозь

Главные экспонаты выставки — фотографии девяти семей. Начиная от фотоснимков начала прошлого века до его окончания.

Семьи различаются и по изначальному социальному происхождению, и по месту проживания, но вместе с тем жизнь разных людей России ХХ века во многом так похожа! Видимо, отсюда и зрительское узнавание.

«Выставка началась с научных исследований в рамках российско-голландского исторического проекта, — рассказывает Хайс Кесслер, куратор выставки, сотрудник Института социальной истории в Амстердаме. — В рамках проекта мы рассматривали изменение семьи за прошедший век с демографической, с социально-экономической точек зрения…

К семейным портретам мы подошли как к некоторой иллюстрации того, как ХХ век выглядел снизу, с точки зрения семьи, на примере судеб конкретных людей».

Хайс Кесслер

Хайс Кесслер

Так ведь эти конкретные люди и делали историю… Нередко пытались сами изменить ее, а потом — оказывались раздавленными вольно или невольно заведенной машиной террора. Как, например, Сергей Ильич Бердичевский, который был делегатом лондонского съезда РСДРП в 1907 году под псевдонимом Ёлкин. Еще до 1917 года он отошел от политики, отдавая все силы семье. А затем, когда таки началось строительство «нового мира», Сергея Ильича и его семью ожидала ссылка в Архангельске и гибель, скорее всего, в 1938 году…

В прошлом веке мужчины погибали, причем массово — войны, революции, террор, который наступил после. Но ведь каждый погибший — это отдельная судьба, отдельная утрата, боль семьи. На фотографиях они запечатлены полными жизни, и как хочется, чтоб и в реальности так же все остановилось, как на фото, чтобы не было дальнейших трагедий.

Вот с интеллигентской бородкой Алексей Алексеевич Окуньков, с пухлощеким малышом на руках. Нажать бы «стоп» — и не погибнет Алексей Алексеевич во время Первой мировой. Еще раз «стоп» — и останется в живых сияющий счастьем Александр Тимонич, подкидывающий вверх сыночка на фоне берез, на фоне радости начала лета 1941 года. Но «стоп» удается сделать лишь на фотографии. В реальности умрет Александр Тимонич в 1943 году в Ашхабаде, скорее всего, от голода…

А вот другая семья, другое фото, свадебное, 1927 года. И вновь жизнь не остановить: в 1943 году глава семьи, Иван Евменович, сгинет на полях Великой Отечественной, вдова узнает об этом под формулировкой «пропал без вести». Значит, не поклониться останкам, не прийти на могилу (которой и нет, скорее всего). А вот — фото священника Григория Васильевича Богословского, он будет расстрелян как враг народа.

Да, много мужчин погибло в XX веке, Россия почти превратилась в женскую страну. И потому совсем не удивительным выглядит фото 1944 года «Днепропетровск. Молодежь, приехавшая восстанавливать Днепрогэс, танцует в одной из комнат общежития». «Молодежь» — исключительно девушки…

Вместе и врозь

Несмотря на то, что в СССР старались истребить историческую память, стереть связь между поколениями, люди продолжали пытаться сохранить семенное целое, не уничтожали фотографии, на которых были запечатлены дорогие «враги народа». «Когда я собирал материалы для этой выставки, — говорит Хайс Кесслер, — меня поразило, сколько сохранилось фотографий. Практически каждую из этих девяти семей, историю которых я собирал для выставки, коснулись репрессии.

Есть те, кого расстреляли в 1930-е как врагов народа. Тем не менее, родные сохранили их фотографии, хотя, думаю, это было небезопасно».

Пока взрослые пытались изменить мир, ставили спектакли, возводили гидроэлектростанции и просто пытались выжить, дети занимались своими детскими делами. Только вот интересно: ребятишки начала века и самого его конца — во — многом похожи спокойным радостным приятием мира, а у детей пятидесятых — шестидесятых годов более сосредоточенные, как бы испуганные лица…

«С самого начала предполагалось, что выставка — как для зрителей, имеющих опыт жизни в XX веке, для которых много на выставке — известно, узнаваемо, так и для молодого поколения, для родившихся в конце прошлого и уже в начале нового века, — рассказывает Хайс Кесслер. — И я вижу, как оживают для них страницы школьных учебников, как, казалось, далекая история, становится близкой, приобретает лица и имена».

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Вместе и врозь

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Епископ Тихон (Шевкунов): Мы не собираемся «шельмовать историю»

И чем глубже и честнее, не обманываясь, мы будем знать ее, тем больше мы узнаем самих…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: