Страсти по бутерброду

Недавно в Интернете появилась запись беседы епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона (Шатова), которая наделала много шума и вызвала у многих негативную реакцию. Мне кажется, это в значительной степени связано с недоразумением.
Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Прежде всего, надо понимать, что владыка обращался к достаточно узкой аудитории, а именно, к девушкам и женщинам, которые хотят выйти замуж. В наше время, как показывает практика, далеко не все незамужние женщины могут найти достойного спутника жизни, а не попутчика на ограниченный срок.

Владыка утрирует и подчеркивает трудности семейной жизни, чтобы укрепить своих слушательниц в решении не быть излишне настойчивыми в стремлении выйти замуж. Отсюда и минорный тон беседы. Поэтому к этой беседе нельзя относиться, как к руководству к действию или инструкции, как создавать семью и строить семейную жизнь.

Владыка поднимает ряд важных вопросов, каждый из которых требует подробного комментария и обсуждения. Я коснусь лишь бутерброда с черной икрой, о которых сломали много копий в Интернете уже.

Сразу оговорюсь, что и в моей многодетной семье действовал тот же принцип: папе, то есть мне, давали побольше и повкуснее. Это вовсе не значит, что дети были голодными, это значит, что в большой семье, где средства ограничены, вкусненькое достается всем, но понемногу, а папе – чуть-чуть побольше, чтобы дети понимали, что он – глава семьи. А когда дети подросли, особенно сыновья, им давали и побольше, потому что у них аппетит большой.

Теперь хочу обратить внимание на то обстоятельство, что действие рассказа владыки происходило лет 25-30 назад, когда уровень и соотношение цен были совершенно иными. Подчеркивая, что бутерброд был с черной икрой, владыка показывает, что тогда даже многодетная семья могла позволить себе это лакомство, то есть в то время было во многом легче, чем сейчас. В этом я согласен с владыкой, нашему поколению ряд проблем было легче решать, чем нынешнему.

Детская память цепкая, и я помню, что в пионерском лагере 1-2 раза за смену давали бутерброд с черной икрой. Я хорошо помню также, что в 60-х годах прошлого века паюсная икра стоила 13 рублей, а сливочное масло – 2 руб. 90 коп. за килограмм. Значит, тогда икра стоила в 4,5 раза дороже, чем масло; молодой специалист получал 90-100 руб. в месяц. На такие деньги можно было купить 7-8 кг черной икры. Сейчас сливочное масло стоит 600-800 руб. за килограмм. Если бы соотношение цен сохранилось, то килограмм черной икры стоил бы 3 600 руб.

Как видите, если бы это было так, то и обыкновенная семья иногда могла бы позволить себе подобное лакомство. Однако килограмм черной икры стоит 30-40 тысяч рублей, то есть в 10 раз больше. Отчего? Да просто воротилы икорного бизнеса взвинтили цены в 10 раз и продают икру на внутреннем рынке по ценам, соответствующим внешнему.

Чтобы в XIX  веке доставить икру в Европу, не имея холодильников, требовалось много сил и средств, и был риск, что по дороге она испортится, поэтому она была там очень дорогой. Теперь есть рефрижераторы и самолеты, но цены таковы, что приносят баснословные прибыли. И все молчат, и правильно делают, «с сильным не борись, с богатым не судись». Соваться в бизнес, где норма прибыли 1000%, опасно для жизни, а критиковать епископа и безопасно, и современно. Посмотрите любой современный фильм, в котором появляются духовные персонажи, все они показаны крайне негативно.

Конечно, все люди грешные, это относится и к духовенству. Идеализировать не надо, но и утрировать тоже не надо. Приведу характерный пример. В начале ХХ века некий священник за пьянство и растрату церковных денег был отдан под суд. Его должен был защищать знаменитый адвокат Плевако. Он заключил пари с В.И. Немировичем-Данченко, который присутствовал на этом громком деле, что ему потребуется 45 секунд, чтобы защитить своего подзащитного.

Когда настало время адвокату говорить слово, он, обращаясь к присяжным, сказал:

– Он вам 30 лет отпускал грехи. Отпустите ему и вы, люди русские, – и поклонился в пояс.

Подсудимый, чья вина была очевидна, был оправдан.

При чтении непримиримых откликов на беседу епископа Пантелеимона, которая, повторяю, проводилась с ограниченной аудиторией и с вполне определенной целью, создается впечатление, что наши соотечественники не великодушие проявляют, не ищут смягчающих обстоятельств, а, напротив, каждое лыко ставят в строку.

Раз великодушия нет, то, по слову А. С. Пушкина:

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Нельзя забывать, что, в отличие от фарисея, мытарь говорил лишь: «Боже, милостив буди мне, грешному». Пусть кто-то ошибся, сказал что-то, неудачно сформулировав свою мысль, так что же, высокомерно осуждать его за это? А где же любовь, которая «все покрывает»? А где уважение к возрасту, к жизненному опыту, к сану?

Нельзя забывать также и то, что «суд без милости не творящему милости».

Выступление владыки затронуло многие острые и болезненные темы, которые нуждаются в дальнейшем обсуждении. Мы постараемся принять участие в полемике, которая, надеемся, в дальнейшем примет конструктивный и доброжелательный тон.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
154 гарантии счастья, бедность и тяготы быта

Мы все время хотим гарантий. А нам гарантирован только крест.

Семейный строй: равняйсь, смирно!

В наше время говорить о подчинении семьи мужчине уже нет смысла

Пятьдесят оттенков православия

Готовьтесь к серой жизни, нарядитесь в саван, медленно ползите в сторону кладбища, по пути рожайте

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: