Страсти по веточкам

|
Вербным воскресеньем называем мы праздник Входа Господня в Иерусалим. И веточки вербы освящаются Церковью на службе, только вот многие забывают, что праздник совсем не о том. Не в вербочках суть. А ведь очень много переживаний по поводу того, когда освящать вербу и что с ней потом делать. Особенно выражен перенос акцента праздника на вербочки в селах, но и в городах для многих значимой в этот праздник становится освященная верба. Как же сделать, чтобы второстепенное не отвлекало от главного? Как объяснить смысл этого праздника своим прихожанам сельскому священнику – там, где не до высоких материй, когда надо четко передать значение? Рассказывает протоиерей Георгий Русин, настоятель храма в честь святителя Николая села Иванов Винницкой области.

Село это известно с середины XVI века, до недавнего времени называлось Янив, и славится своим богатым историческим прошлым. Сейчас в Иванове проживает более четырех тысяч человек, среди которых есть католики и протестанты. Большинство жителей села – православные, но на воскресных богослужениях в храме бывает около 150 человек. Отец Георгий – из закарпатских русинов, в Иванове служит священником с 1993 года.

«Будь честным, как верба»

– Когда я был ребенком, мои родители, люди набожные, приходили из церкви в Вербное воскресенье, и мама легонько гладила меня веточками освященной вербы по голове и говорила: «Будь честным, как верба». Или просто: «Будь честным».

Честный – от слова честь. Будь честным, будь добрым, послушным много значений имеет это слово. На Закарпатье язык русинов и других национальностей, которые там живут, очень близок к церковнославянскому. Особенно у старшего поколения, потому что молодые из телевизора набираются всяких слов.

А когда мы идем из церкви с вербочками, каждый смотрит на нас и о чем-то задумывается. И никто не знает, что у человека в сердце происходит. Это тоже крестный ход, тоже своего рода проповедь Христа.

Протоиерей Георгий Русин

Протоиерей Георгий Русин

У своих бабушек-прихожанок я порасспрашивал, что они делают с вербой. Когда пекут паски (так на Украине называют пасхальные куличи), то освященной вербой их смазывают перед тем, как поставить в печь. Или просто дотрагиваются вербочкой и молятся, чтобы пасочка была красивая, чтобы хлеб был хороший. Христос же тоже говорил: «Я есмь хлеб жизни». Сакрально так люди относятся, с благоговением. А когда паски пекутся, вербочки кладут в печь, чтобы они сгорели. Новые же вербочки, принесенные из церкви, кладут за иконы.

А еще бабушки собирают освященные вербочки себе на смерть. Потому что их обязательно кладут в гроб как символ Воскресения. Кладут вместе с освященными цветами с церковных праздников, которые специально для этого собирают и бережно хранят. Я говорю одной такой бабушке: «Так у вас же целая кипа этих вербочек насобирается!» А она отвечает: «Ну и что?! Я с кем-нибудь поделюсь».

И когда нет дождя, засуха, или наоборот – буря идет: гремит, деревья гнутся – люди становятся на молитву: зажигают страстную свечку, поджигают над ней освященную вербочку, воскуряют дым от нее и молятся Богу. Читают «Живый в помощи Вышнего» и просят Бога отвести бурю, послать дождь и т.п. Люди молятся по соглашению и знают силу усердных молитв. И к вербочкам относятся как к святынькам. Но надо, чтобы при этом они не забывали суть праздника Вербного воскресенья – что это Вход Господний в Иерусалим.

«Такая леность ума у людей»

– Как жители вашего села относятся к празднику, воспринимают его смысл?

– Относятся как селяне – как люди, которые на земле живут. Конечно, повлияло и то время, когда священникам не разрешалось проповедовать. Люди мало знают, но относятся с благоговением. Уже заканчивается Великий пост, начинается Страстная седмица и все уже готовятся к Пасхе.

Но многие думают, что самое главное – это верба. Что нужно прийти в храм, чтобы батюшка освятил вербу.

Мы знаем, что верба – это символ Воскресения. По Типикону Вербное воскресенье называется «неделя ваий», когда народ с пальмовыми ветками выходил встречать Спасителя, идущего в Иерусалим, чтобы принять страдание и спасти нас. Но у нас же не растут пальмы, а растут вербы. И я объясняю, что в сам праздник мы берем вербы и тоже выходим навстречу Христу. Только многие этого не знают – может быть, такая леность ума у людей, что они не хотят углубляться.

– Как же вы объясняете людям, что мы празднуем?

– Рассказываю, что Вербное воскресенье предваряет суббота воскрешения Христом праведного Лазаря, поздравляю с окончанием Великого поста. И объясняю людям, что начинаются такие важные церковные службы. Обычно у нас в первую неделю Великого поста все идут в церковь – полный храм людей. А как наступает Страстная седмица, как правило, людей в церкви почти нет – все готовятся к Пасхе. Но готовятся гастрономически – чтобы на столе было всего побольше. Поэтому остаются вне их внимания церковные службы, Евангелие, обряды, таинства.

Я рассказываю людям, что нужно переживать вместе с Церковью путь страданий и крестной смерти Спасителя. Но люди в селе оправдываются тем, что не имеют времени, и мало кто хочет слушать.

«Так часто бывает в нашей жизни: сначала любят, а потом ненавидят»

– Какие же акценты вы делаете, чтобы люди поняли смысл праздника?

– Как говорил известный богослов, в основе этого праздника лежит ошибка. Люди встречали Христа как политического деятеля, который, как сын Давида, пришел, чтобы воцариться над Израилем и освободить его от гнета римлян. И чтобы израильтяне главенствовали. Они пели Ему «осанна», стелили свою одежду под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, держали в руках пальмовые ветви и приветствовали Его. Прошло совсем немного времени, и те же самые люди увидят, что они не того человека хотели, и возненавидят Его, и будут кричать «распни». Так часто бывает в нашей жизни: сначала любят, а потом ненавидят.

Вот такая была ошибка. А Господь идет на страдания – Он для того и родился как человек, чтобы дойти до этого момента. Это страшно, Он знает, на что идет. И Господь показывает, как смиренно, с жертвенностью и любовью служить людям. Он берет Свой Крест.

А апостолам говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете…» (Мк. 10:35-45). Господь говорит о крещении кровью.

А когда апостолы спрашивают, кто из них будет главным, Иисус говорит им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:35-45).

– Когда вы всё это рассказываете людям, они вас слышат?

– Знаете, Господь говорил, и тоже не все Его слушали. Возможно, не столько нужно рассказывать, сколько делать. Господь послал своих учеников и сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Это главное. Чтобы люди могли увидеть свет, добро. Наш духовный центр так и называется «Дорога добра». Ходить дорогой добра сейчас очень важно. Потому что можно говорить и проповедовать, а жить по-другому.

«Каждый человек интерпретирует по-своему»

Фото: golos.ua

Фото: golos.ua

– А вы рассказываете своим прихожанам, что нужно делать с вербой?

– Сейчас суета такая, все спешат взять вербу, толкаются. Возможно, мы не умеем это всё переломить. И практически никто не спрашивает, что делать. Сейчас столько советов в прессе. Им говоришь одно, но они себе слушают и делают как хотят. Мало есть таких верных христиан, которые имеют уши и слышат, которые готовы слушать и делать, пожертвовать своим временем.

Конечно, я напоминаю людям, что веточка вербы – это символ Воскресения Христова. И есть такое выражение: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать». Как зерно пшеничное упадет в землю и если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. И верба – это освященный предмет, который мы употребили на Вербное воскресенье. Верба сберегается в святом уголке вместе с иконами, а год прошел, и она как ветхая одежда сжигается. Потому что уже есть новое.

Но не нужно вербочкам придавать магическое значение, впадать в идолопоклонство какое-то. Потому что люди у нас склонны мистифицировать подобные вещи. Тем более что сейчас в светских СМИ много подобной информации: тем занимайтесь и этим – магия такая.

А ведь вербочки стали частью нашей жизни, вызывают у нас добрые воспоминания детства. И даже если были перегибы в ту или иную сторону, всё-таки христианство вносит смысл во все сферы нашей жизни.

Хотя в селе это в одном ключе воспринимают, а в городе по-другому. В Типиконе ведь есть много специальных молитв, касающихся сугубо сельской жизни – на освящение пасеки, на выгон скота и по многим другим разным поводам. Священники читают молитвы, чтобы Господь помог и сохранил хозяйство селян.

– Но ведь Вербное воскресенье, как и любой другой церковный праздник – он для всех верующих одинаковый, что в городе, что в селе. И отношение должно быть тоже более-менее одинаковым.

– Конечно, но каждый человек интерпретирует по-своему. Тот, кто имеет высшее образование – у него один взгляд может быть. А тот, кто закончил только сельскую школу и ничего не читал, он по-другому видеть будет. И каждому даны разные таланты. И даже если человек иногда неправильно делает, но от чистого сердца, по совести, то, думаю, Господь его за это не осудит. И Господь поправит – главное, чтобы люди по заповедям жили. А не занимались всякими манипуляциями, не верили всяким астрологам и прочим, помнили, что мы – христиане.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Вербное воскресенье в Японии. Фоторепортаж

Какие они - настоящие православные японцы?

Вербное воскресенье: Какое торжество и какое горе в этом празднике!

Какое торжество и какое горе в этом празднике! Люди, слышавшие о том, как Христос воскресил от…