Существует ли постабортный синдром?

|

В нашей стране только по официальной статистике выполняется около 3 млн абортов в год. Существуют обширные исследования о физических последствиях аборта: ранних и поздних, первичных и вторичных. В 70-е годы 20 столетия в гинекологии появляется специальный термин: вторичное бесплодие – заболевание, основной причиной которого является аборт.

Наличие физических последствий аборта не вызывает сомнения ни у кого. О психических последствиях аборта в России не написано ни одной статьи, не сделано ни одного доклада. Репродуктивный статус женщины учитывается в России только в области гинекологии и акушерства. Для амбулаторных и стационарных пациенток психиатрических клиник, невропатолога и семейного консультанта этот статус практического значения не имеет.

Таким образом у российских женщин постабортного синдрома (ПАС) как бы и нет. Поэтому многие врачи, в том числе акушеры и гинекологи, не знают о существовании ПАС.

Существуют ли психические последствия абортов или так называемый постабортный синдром и как его определить ?

Согласно определению Американской ассоциации психиаторов (1987), посттравматическое стрессовое расстройство включает травму, вызванную “событием находящимся вне пределов обычного человеческого опыта… например, серьезной угрозой жизни и физическому состоянию человека, серьезной угрозой его детям… или смерти другого в результате физического насилия”. ПАС рассматривается как разновидность постстрессового расстройства (ПСР).

Винсент Ру (США) определяет ПАС ” как посттравматическое стрессовое расстройство, характеризующееся развитием симптомов, вызванных определенными эмоциональными реакциями на полученную вследствии аборта физическую и эмоциональную травму.

Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома:

  • Прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта.
  • Неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти, например, возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта.
  • Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.
  • Возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни”.

Таким образом, ПАС является медицинским определением психологических и эмоциональных нарушений у женщины после аборта. Но данное определение затрагивает лишь внешнюю сторону проблемы и в лучшем случае может претендовать на характеристику медицинского аспекта ПАС, определяющего некую болезнь психики человека. В настоящее время существует примерно 250 работ, связанных с исследованиями ПАС в основном в Европе и США. Американские специалисты разработали симптоматику ПАС, его течение и последствия, методы излечения, а также отметили группы риска, особенно подверженные ПАС.

Но нам представляется, что многие ошибочные взгляды на различные аспекты ПАС связаны именно с неправильным определением этого синдрома или неверной постановкой проблемы в принципе, а точнее сказать в игнорировании духовной стороны вопроса.

Как отмечалось выше ПАС как таковой является лишь медицинским определением. Наше расхождение с американскими коллегами состоит, например, в определении самого источника ПАС – греха детоубийства и определения роли женщины в этом.

Анна Спекхард (США, Арлингтон), один из ведущих психологов- специалистов по ПАС в одном из исследований считает, что психологическая реакция отрицания у женщины, которая сделала аборт, строится на непринятии реальности смерти своего ребенка. Мы полагаем, что женщина не может принять другую правду, о том, что она сама – причина смерти своего ребенка. Именно в этом корень греха, и одновременно первая ступень покаяния как изменения сознания. Правильное (православное) осознание того, что произошло при аборте, ведет к изменению сознания человека, а изменение сознания есть ни что иное как покаяние.

Мы получаем письма от женщин, сделавших аборт. Письма все разные. Но, в основном, это письма-исповеди, письма – крик души. В них одни скорбят без оправданий о том, что произошло. Другие говорят: это делают все, меня заставил муж, я не более грешна, чем все. Последние отрицают то, что сделали зло.

Психологический механизм отрицания после сделанного аборта есть ни что иное, как отрицание возможности покаяния в содеянном.

Нам представляется спорным следующее утверждение американских специалистов: “Травма, вызываемая абортом, во многих случаях может быть предотвращена или излечима, если женщины группы риска получат адекватное консультирование и смогут принять решение, соответствующее их психологическим и социальным потребностям” (Винсент Ру, США). Если женщина приняла решение и сделала аборт, то она просто обречена на душевную боль и предотвратить психическую травму при любом, даже самом хорошем консультировании невозможно. Предотвратить ПАС можно только, уговорив женщину не делать аборт.

Женщина, сделавшая аборт, муж, который ее к этому подтолкнул, врач, который был причастен к аборту – все они подвержены заболеванию ПАС. Для его излечения на самой первой стадии все они должны осознать, что такое аборт, каковы последствия этого деяния, в чем они проявляются у них и как их преодолеть.

В настоящее время предлагаются самые разные принципы излечения ПАС. Одно из направлений, распространенное в США, Японии и России – это переживание душевной боли и преодоление ее с помощью методов, которые могут нанести человеческой душе большой вред, вплоть до серьезного психического заболевания.

Так некоторые направления данного переживания у женщин, связанны с написанием ими писем и стихов своим абортированным детям, их заочного крещения, посвящения им символического места на кладбище с посещением “детской могилки”, покупки этим детям игрушек, разговора с ними с поименным призыванием и т.д. Все эти методы можно рассматривать как языческую ересь, с попытками проникновения в мир умерших, что очень опасно для души и может нанести непоправимый вред психическому здоровью женщины.

КОГДА БОЛИТ ДУША

Для того, чтобы определить, что же такое ПАС, будем иметь ввиду, что человек по своей структуре тресоставен (Святитель Феофан Затворник) и состоит из тела, души и духа. С какому из этих трех компонентов относится ПАС?

Ко всем. Понятно, что физические страдания после аборта связаны с душевными переживаниями. Первые могут вызывать и усугублять вторые и наоборот. Но все же попытаемся вычленить нечто характерное только для ПАС и назовем это состояние условно – “когда болит душа”, пытаясь прийти в верному определению этого заболевания.

Знаете ли Вы что такое душевная боль, вызванная какой-то скорбью, например смертью близкого? “У меня болит сердце”, – говорит человек, имея ввиду именно болезнь души.

“Тоска смертная”, – говорит другой, и это тоже может быть проявлением болезни души. Те, кто перенес смерть близкого человека, знают, что время лечит любую скорбь. Но только не психические последствия абортов. Они не проходят со временем, а могут лишь усугубляться.

Постабортный синдром у женщины всегда сопровождается психическими нарушениями разного типа и является реакцией человеческой души на умышленное или неумышленное убиение внутриутробного младенца.

“Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают” , – писал в 4 веке Святитель Василий Великий.

Эти психические нарушения могут проявляться в следующих симптомах: постоянное возвращение к прошлому в памяти; специфические видения и сны; отчаяние, приводящее к суицидальным мыслям; непроходящее чувство утраты по типу потери близкого человека; страх, что все раскроется и все осудят за сделанный аборт; озлобление и гнев, особенно по отношению к мужу или тому, кто возможно подтолкнул на аборт; чувство неудавшейся жизни, часто основанное на начавшемся расколе в семье; пьянство и наркомания как реакция подавить постоянно действующий источник боли и т.д. Но самое главное препятствие для излечения ПАС – так называемая психологическая защита души – отрицание того, что был совершен грех. Поэтому для женщины очень важно правильно осознать происшедшее и попытаться определить, кто в этом виноват с последующим изменением своего сознания как по отношению к себе, так и к другим людям.

Очень часто женщина понимает, что она больна, но не знает, что с этим делать. Она остается один на один со своим горем.

Был ли аборт искусственным или самопроизвольным, был ли ребенок желанным или нет, женщина имеет дело с потерей ребенка, с опытом смерти, который не сопровождается никакими обрядами, что усугубляет течение ПАС. Данная ситуация характерна не только для ПАС, но и для тех людей, кто потерял близких и не мог похоронить их.

Представим конкретную ситуацию, которую условно назовем “Кризизом противоречий” с ожидаемым и конкретным результатом после аборта: получение значительного психологического облегчения после аборта – но через неделю (или через год) чувство страшной тяжести на душе; надежда наладить отношения с мужем, решив проблему нежеланного ребенка – ухудшение и усугубление отношений вплоть до нежелания телесной близости; решение проблем физического здоровья (например токсикоз беременности) – острые или хронические осложнения в репродуктивной и гормональной системе организма; желание оздоровить организм (спорт, режим дня, правильное питание) – курение, алкоголизм или наркомания как защитная реакция от постоянно действующего источника душевной боли; спокойное состояние психики – гнев, эмоциональная неуравновешенность и раздражительность.

Что дополнительно может усугублять тяжелое психическое состояние женщины?

  • Несоответствие психологической установки перед абортом с тем, что происходит после. Например: “там еще ничего нет, но вдруг женщина может увидеть окровавленные части рук или ног внутриутробного младенца, что вызывает моментальный глубокий шок с тяжелейшими переживаниями – впоследствии навязчивыми состояниями”.
  • Женщины не знают, что делать с этой болью, а некоторые вообще не связывают состояние ПАС с абортом. Психологические реакции отрицания того, что произошло или подавления постоянно действующего источника душевной боли могут превратить женщину в инвалида.
  • ПАС очень часто бывает тайной, покрытой мраком. Даже хронические заболевания излечимы, особенно те, которые видимы и правильно диагностированны. При подавленном ПАС, он как бы превращается в воспаленный нерв зуба, который вначале разрушает зуб, потом надкостницу, а потом переходит на весь организм.
  • Вся абортная индустрия (фабрика смерти) не заинтересована в представлении ПАС как серьезного заболевания, так как наличие ПАС развенчивает идею о так называемом безопасном аборте.
  • ПАС относится к сфере невидимой боли, что обусловливает возможность методологических недостатков при привалирующей роли пациента в излечении.

Как бы не было трудно женщине переживать ПАС или осознавать свои грехи, самое главное – знать, что “покаяние открывает зрение грехов своих” (иеромонах Никон, один из последних Оптинских старцев), оно есть духовное определение.

Излечение души есть путь к физическому здоровью. Поэтому вся теория и практика консультирования ПАС лежит на стыке душевного и физического здоровья и очень важно, чтобы Православная Церковь и врачи работали над этой проблемой вместе.

cтатьи о.Александра Ильяшенко по данной тематике:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Кучер и эмбрионы

Анна Данилова отвечает авторам "Сноба"

Более миллиона россиян выступили в защиту детей до рождения

Подписавшиеся под обращением также выступают за запрет искусственных абортов и оказание из федерального бюджета материальной помощи…

Госдума отклонила закон о выводе абортов из системы ОМС

Инициативу два года назад внесли в Думу ряд депутатов нижней палаты и сенатор Елена Мизулина

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: