Когда старец превысил полномочия

|
О настоящих и ненастоящих старцах – протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).

Смутительные советы

Протоиерей Федор Бородин. Фото Анны Гальпериной

Протоиерей Федор Бородин. Фото Анны Гальпериной

Старцы, с которыми мне довелось столкнуться – отец Герман (Красильников), отец Иоанн (Крестьянкин), отец Кирилл (Павлов) и отец Илий (Ноздрин).

Отец Герман, увидев меня, девятиклассника, и мою сестру, назвал нас по имени, причем ни от кого наши имена слышать не мог. Он в кратких словах очень много важного сказал мне обо всей моей будущей жизни. Помню, как отец Кирилл (Павлов) в Лавре меня, студента, внимательно глядя в глаза, тоже назвал по имени, как будто прочитывал имя по глазам. Это люди, которым я действительно доверял. Сейчас первые двое у Господа, отец Кирилл недоступен. Так что кроме отца Илия я не могу никого назвать для себя словом «старец».

Те из них, за исключением отца Илия, о которых идет молва, что они старчествуют, иногда дают очень смутительные советы, которые очень тяжело комментировать.

К сожалению, многие люди, которые берут на себя это название, в итоге приходят к тому, что покойный Патриарх Алексий определил как младостарчество.

Настоящее старчество – это служение, которое дает только Господь, это пророческий дух Церкви. Причем в правильном, библейском понимании, когда пророк – это не тот, кто открывает будущее, а тот, кто прорекает волю Божию о тебе в настоящем.

Это служение, на которое человека призывает Святой Дух.

Грубое вмешательство

Иногда мы видим, что некоторые священнослужители ведут себя так, как будто Дух Святой открывает им что-то говорить, а по плодам мы понимаем, что это не так. В итоге получается грубое вмешательство в жизнь, в судьбу другого человека, неуважение к его собственной свободе и принятие решения за него тогда, когда он даже не просит за него ничего принимать. Все это в девяностые годы цвело пышным цветом. Сейчас этого стало меньше, но, тем не менее, оно осталось.

Помню одного очень уважаемого пожилого московского духовника, с горечью рассказывавшего, что его прихожанка, которая в течение 25 лет у него окормляется, поехала в только что открывшийся монастырь и там только вчера рукоположенный иеромонах сказал ей: «Ты к своему духовнику не ходи, потому что белое духовенство ничего в жизни духовной не понимает. Лучше приезжай ко мне раз в полгода. Я тебе буду давать советы, и только выполняя их, ты спасешься. Сейчас делай то-то, то-то и то-то». И вот то задание, которое он ей дал, было совершенно несовместимо с ее реальной жизнью, с ее семьей, с ее мужем. Такой, самовольно взятой, властью человек почти сломал судьбу этой женщины. Сколько таких действительно сломанных судеб – и пересчитать невозможно!

nnm.me

nnm.me

Реализация свободы

Мне кажется, что любой священник, принимая к разовому или постоянному руководству душу другого человека, должен помнить о том, что его цель – воспитать из этого человека взрослого, реализующего свою свободу христианина. Задача родителей, воспитывающих детей, – сделать так, чтобы они без нас смогли правильно жить: и духовно, и житейски, дать им все возможные навыки, чтобы они, когда нас не будет рядом, могли правильно принимать решения в этом очень сложном мире. Задача духовника точно такая же – научить человека свободно принимать правильные решения. А для этого необходимо воспитывать свободу.

Как воспитывать свободу в ребенке? Ему постепенно расширяют поле принятия его решений, с одновременным возлаганием ответственности за эти решения. Если этого не делать, то вырастет человек со сломанной волей, который ни одного решения принять не сможет, а уж тем более воплотить в жизнь.

Задача священника – стоять рядом и помогать человеку в его возрастании. Когда мы, священники, берем на себя что-то большее, какие-то решения за другого человека принимаем – это очень опасно, и мы очень тяжело за это будем отвечать перед Богом. За то, что превысили свои полномочия.

Я не говорю о том, что мы должны все время молчать и во всем соглашаться. Если мы видим, что человек принимает неправильное решение, мы должны ему сказать, что, исходя из Писания, из Заповедей Божьих, из канонов, правильнее все-таки вот так. А дальше пусть решение принимает он сам.

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Поехали, посмотрим на старца

К хирургу мы же не бегаем просто так, из любопытства

Если «старец» топчет ногами

Когда священник общается с прихожанами, они к старцам и не стремятся

Знает ли старец волю Божию о вас

Старцев превратили в подобие гадалок