Священник Димитрий Свердлов почислен за штат и запрещен в священнослужении

Указом от 14 января 2013 года священник Димитрий Свердлов, до июля 2012 года настоятель храма апостолов Петра и Павла в Павловском, постоянный автор журналов “Фома”, “Нескучный сад” и портала “Православие и мир” почислен за штат и запрещен в священнослужении сроком на 5 лет за “самовольное оставление прихода”.

В связи с широким обсуждением данного решения, сайт Московской епархии публикует епархиальные рапорты и прошение священника Димитрия Свердлова.


ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

В феврале 2012 года священник Димитрий Свердлов (тогда — настоятель Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района, ныне -клирик собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово) подавал на Ваше имя прошение (к рапорту прилагается), в котором выражал свое желание выйти за штат вследствие «пастырского выгорания». Это его прошение было Вами отклонено.

В течение 2012 года священник Димитрий Свердлов систематически нарушал церковную дисциплину в части заграничных поездок без Вашего благословения. Это побудило меня написать соответствующий рапорт (№ 95 от 10.09.2012 г., к настоящему рапорту прилагается). В итоге он был освобожден от настоятельства и назначен клириком в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово.

Однако с момента получения им указа о новом назначении священник Димитрий Свердлов не был ни на одном богослужении и не представил мне ни одного документа, оправдывающего его отсутствие.

По моему указанию мой помощник протоиерей Вячеслав Завьялов в декабре 2012 года разговаривал с ним по телефону относительно его отношения к служению в соборе, однако ничего конкретного не услышал.

В начале января о. Вячеслав вновь пытался связаться с ним с целью убедить приехать на Рождественскую службу в собор, но тот на телефонные звонки не ответил и в ответ не перезвонил.

В связи с вышеизложенным считаю, что священник Димитрий Свердлов игнорирует указ Вашего Высокопреосвященства о своем назначении в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово и, таким образом, подпадает под действие правила 36 свв. Апостолов («Если кто, быв рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему порученного: да будет отлучен, доколе не приимет онаго. Так же и пресвитер и диакон…»), а также текста священнической присяги («Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить»).

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 2от14.01.2013года


Указ № 3097 от 14 сентября 2012 г.

Священник Димитрий Свердлов освобождается от обязанностей настоятеля Петропавловского храма деревни Павловское Домодедовского района и назначается в штат собора Всех святых в земле Российской просиявших города Домодедово Московской области.

+Ювеналий,
МИТРОПОЛИТ КРУТИЦКИЙ И КОЛОМЕНСКИЙ


ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

Считаю своим долгом довести до Вашего сведения о выявленном систематическом нарушении настоятелем Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа священником Димитрием Свердловым существующего в Московской епархии положения относительно отпусков духовенства.

Так, нынешним летом по Вашему благословению о. Димитрий находился в очередном отпуске. Из отпуска он прибыл с опозданием на неделю, о чем меня не известил. Факт его опоздания был установлен мной из сторонних источников, после чего он был вызван мной для объяснений. Все аргументы отца Димитрия были не убедительны, объяснительную записку по этому поводу он писать отказался. Несмотря на это, проведя с ним более чем полуторачасовую беседу, я надеялся, что склонил отца Димитрия к исполнению дисциплины относительно отпуска.

Однако уже в августе сего года он самовольно отправился в Италию (Рим) на какую-то католическую конференцию. Об этом стало известно после того, когда я попытался вызвать его в канцелярию благочиния для обычного рядового вопроса. В это время он уже находился в Риме и собирался вернуться только в ближайшую субботу. Я предложил ему немедленно явиться для объяснений, но он появился лишь в конце следующей недели.

Во время этой встречи я указал о. Димитрию на канонические правила и священническую присягу, определяющие передвижения клириков только с разрешения священноначалия. В частности, на это указывают правила Лаодикийского собора (№ 41: «Освященному, или причетнику не дожно путешествовати без правильныя граматы от епископа» и № 42: «Освященному, или причетнику не должно путешествовати без повеления епископа») и текст присяги «Без воли своего Архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить». Кроме того, всем известны Ваши прямые указания относительно отпусков и отъездов клириков за пределы епархии. В ответ он заявил, что не видит существенной проблемы в том, что клирик между богослужениями отъедет куда-либо, даже за границу, так как это не ущемляет приходскую и богослужебную жизнь. В ходе беседы он также подтвердил слух о его самовольной поездке в г. Крымск с грузом гуманитарной помощи и финансовыми средствами на сумму около миллиона рублей. Также он сообщил и о том, что в его планах уже есть возможные поездки, в том числе и по приглашению различных организаций. Я увещевал его воздержаться от этих поездок, вновь указывая на их неканоничность. В ответ о. Димитрий попросил время подумать до понедельника, что я и предоставил.

В указанный понедельник о. Димитрий сказал, что по моему настоянию отменил намечающиеся поездки до конца этого года и отказал в приглашениях, но вновь сказал о том, что не видит существенной проблемы в свободе передвижения клириков между богослужениями, и, таким образом, не разделяет существующую в Московской епархии практику относительно отпусков духовенства. Я предложил ему написать объяснительную записку по самовольному оставлению прихода, на что он ответил, что напишет ее только по письменному запросу с моей стороны.

В итоге всех моих встреч и бесед с о. Димитрием у меня сложилось устойчивое впечатление, что он так и не расценивает свои поступки в качестве существенных нарушений, что делает возможным их повторение в тех или иных вариациях.

При всех указанных встречах присутствовал помощник благочинного протоиерей Вячеслав Завьялов, который является свидетелем всех признаний и слов о. Димитрия, изложенных в рапорте.

Представляя на суд Вашего Высокопреосвященства вышеизложенные факты самовольного оставления прихода священником Димитрием Свердловым, прошу в качестве возможного кандидата на должность настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского церковного округа рассматривать клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово иерея Евгения Неводина с оставлением в штате собора (юридическое наименование — Местная религиозная организация православный приход Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви).

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 95от10.09.2012 г.


ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ЮВЕНАЛИЮ
МИТРОПОЛИТУ КРУТИЦКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ

благочинного храмов
Домодедовского округа
протоиерея Александра Васильева

РАПОРТ

Ваше Высокопреосвященство!

Почтительно представляю Вам рапорт и пояснительное письмо священника Димитрия Свердлова, настоятеля Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района, в которых изложена его просьба о почислении за штат.

О его намерении мне стало известно в декабре месяце 2011 года в результате нашего с ним разговора. Я постарался убедить его в неверности принятого решения и еще раз подумать, на что он ответил, что решение уже принял. После этого были еще две встречи и беседы, на последней я напомнил отцу Димитрию о иерейской присяге, вручив ему текст этой присяги.

Но все наши беседы не заставили его поменять свое решения, и 15 февраля 2012 года священник Димитрий Свердлов передал в канцелярию благочинного свой рапорт о почислении за штат, который я с прискорбием представляю Вашему Высокопреосвященству.

В случае удовлетворения Вашим Высокопреосвященством прошения священника Димитрия Свердлова смиренно прошу назначить настоятелем Петропавловского храма, д. Павловское, Домодедовского района священника Евгения Неводина, клирика собора Всех святых в земле Российской просиявших г. Домодедово, с освобождением от должности клирика собора.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА
недостойный послушник

протоиерей Александр Васильев

Исх.№ 72 от 16.02.2012 г.


Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Ювеналию,
Митрополиту Крутицкому и Коломенскому,
Управляющему Московской Епархией от
священника Димитрия Свердлова,
настоятеля Петропавловской церкви
д. Павловское Домодедовского района
Московской области

ПРОШЕНИЕ

Ваше Высокопреосвященство,

прошу Вас снять с меня послушание настоятеля Петропавловского храма д. Павловское Домодедовского района и почислить меня за штат вверенной Вам Богом епархии в связи с тем, что я испытываю состояние «пастырского выгорания» и чувство хронической усталости.

с благодарностью и сыновней любовью

священник Димитрий Свердлов,
настоятель Петропавловской церкви
д. Павловское, Домодедовский район

15 февраля 2012 г.
Сретение Господне


Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему Ювеналию,
Митрополиту Крутицкому и Коломенскому,
Управляющему Московской Епархией от
священника Димитрия Свердлова,
настоятеля Петропавловской церкви
д. Павловское Домодедовского района
Московской области

Ваше Высокопреосвященство,

Вы меня, возможно, не помните, поэтому в нескольких словах я бы хотел рассказать Вам о себе и постараться объяснить Вам мотивы своего прошения почислить меня за штат Московской епархии.

Я в Церкви с 19 лет, с 1989-го года, когда меня по моей инициативе крестил покойный ныне протоиерей Василий Швец в Никольском храме д. Каменный Конец Псковской области. О. Василий был моим первым духовником. Очень скоро я стал прихожанином храма свв. мчч. Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского района, где в течение шести лет пел на клиросе и алтарничал. О. Василий Швец и о. Валерий Ларичев — это два наставника, которые значительно повлияли на мою жизнь.

В свое время я закончил Плехановский институт по специальности экономист-математик, работал в крупных коммерческих компаниях специалистом по корпоративным финансам. Параллельно начал учиться в ПСТГУ.

Вы рукоположили в священный сан в 2000 г. на Крестопоклонную неделю в Серафимо-Знаменском скиту — в месте, особенно дорогом для меня. Место и время рукоположения я всегда воспринимал как знак Божиего промысла. С судьбами новомучеников и, в частности, схиигумении Фамари (Марджановой), архиепископа Серафима (Звездинского), епископа Арсения (Жадановского) и особенно митрополита Серафима (Чичагова) я познакомился задолго до рукоположения. Первой церковной книжкой, которую я прочитал в своей жизни, помимо Нового Завета, было репринтное житие митрополита Киевского Владимира (Богоявленского).

Шесть лет я служил в храме с. Ям вторым священником, неся в основном требное послушание. Также я вел воскресные школы — сначала детскую, затем взрослую, и окормлял общину в часовне во имя прав. Феодора Ушакова при в/ч 56135 (под моим руководством здание КППв/ч было перестроено в часовню по проекту архитектора А. Н. Неймана). Приход в с. Ям огромный, послушание со временем стало изнурительным. Но я старался исполнять все, что положено до того момента, как у меня возник рецидив язвенной болезни желудка и мне потребовалась госпитализация (за 10 лет до того мне делали серьезную операцию, у меня удалены две трети желудка). Тогда я попросил Вас перевести меня на другой приход, к моему другу о. Олегу Митрову в с. Меткино.

В Космодамиановской церкви с. Меткино я прослужил два года, параллельно работая в Институте Академии Наук СОПС (Совет по изучению производительных сил) младшим научным сотрудником, готовя к защите кандидатскую диссертацию по экономике (у академикаА. Г. Гранберга и д.э.н. Е. Б. Ардемасова), что, к сожалению, мне не удалось довести до конца.

В декабре 2007 г. Вы приняли решение об образовании прихода в д. Павловское Домодедовского района и назначили меня в Павловское настоятелем. Службы в Павловском начались сразу — в строительной бытовке.

За четыре года на выделенном под храм участке была построена часовня (по сути приходской дом с домовым храмом и помещениями для детской и взрослой воскресных школ). Храм и школы полностью оборудованы, здание подключено ко всем коммуникациям, на территории сделано полное благоустройство и смонтирована детская площадка.

Это, конечно, не самая грандиозная стройка — за этот срок строятся огромные храмы. Но мы строили в условиях экономического кризиса, без генерального спонсора, фактически на деньги прихожан. Я не хвалюсь и не оправдываюсь — есть то, что есть. Но главный, и удивительный для меня самого результат — это сложившаяся вокруг храма настоящая община, при условии, что в непосредственной близости от Павловского успешно существуют два сложившихся мощных прихода — в с. Ям и Никольский храм в с. Домодедово. Я не «бросаю» людей: приход, как выяснилось, состоит из зрелых и по-настоящему церковных людей и с пониманием и доверием отнесся к моему желанию выйти за штат.

Помимо стройки и приходского послушания я занимался окормлением двух школ: в с. Ям (в/ч 56135) и № 4 в г. Домодедово. В прошлом году состоялся первый успешный опыт сотрудничества с ВУЗом: я прочитал в Домодедовском филиале РГГУ курс лекций и провел семинарские занятия по религиоведению.

Такова вкратце внешняя сторона моей церковной жизни за последние 12 лет. Еще могу добавить, что у меня трое детей, последние два — мальчики, трех и четырех лет. Еще в последнем году я много писал и публиковался — в «Фоме», «Нескучном саду» и на сайте «Правмир».

30 декабря 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на Архиерейском совещании архиереев митрополий в частности сказал: «Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с „пастырским выгоранием“. Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь — особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие „Христос посреди нас“, обращенное к „собрату и сослужителю“.

Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо — сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах».

У меня нет апатии, равнодушия и озлобленности. Но последнее время я живу и служу с чувством сильной выраженной внутренней усталости. Мне надо сделать паузу. Немного остановиться и посмотреть на себя, на свой путь со стороны. Очень прошу не видеть в моей просьбе о выходе за штат антицерковный поступок, предательство. Мне кажется это несправедливым. Всю свою сознательную жизнь (с 19-ти до 40-ка лет) я живу в Церкви.

Я не собираюсь переходить в другие юрисдикции, в другую епархию, в другие церкви. Я не собираюсь совершать требы по домам. Я не собираюсь заниматься политической деятельностью.

Моя просьба к Вам: удовлетворить мое прошение о почислении за штат и не запрещать меня в священнослужении. Это даст мне возможность иногда служить у моих друзей-священниковв Вашей епархии — в случае, разумеется, если на это будет Ваше благословение.

Кроме того, я бы хотел закончить мое образование в ПСТГУ (мне остался один курс и диплом), а может быть, и продолжить его — статус запрещенного священника это сделает затруднительным. И еще: в этом году должна выйти детская книжка за моим авторством в одном из православных издательств. Запрет сделает это издание невозможным.

Я искренне благодарен святой Церкви и Вам лично за все эти годы. Простите меня, если не оправдал Ваших ожиданий.

священник Димитрий Свердлов,
настоятель Петропавловской церкви
д. Павловское, Домодедовский район

15 февраля 2012 г.
Сретение Господне

http://www.mepar.ru/news/2013/01/16/14786/

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: