Священник Димитрий Туркин: Нужно очень захотеть простить обидчика

На пороге Великого поста Православная церковь отмечает Прощёное воскресение. О том, как научиться прощать, чем обида отличается от эмоциональности и как следует поступать с обидчиками, рассуждает иерей Дмитрий Туркин.
Священник Димитрий Туркин: Нужно очень захотеть простить обидчика

Подходя к Великому посту, мы проходим через Чин прощения. В воскресный день мы приступаем к этому таинственному деланию, учимся прощать. Мы должны это делать всё время, но здесь мы подходим к этому с особым чувством.

Прощать – дело непростое. Учиться прощать можно только у Господа Бога, всё остальное – вторично. Бог простил все наши грехи. Не только простил, но и пострадал за нас. Уже это сделал, уже приуготовил нас к тому, что мы прощены. И значит – мы должны трудиться.

Кто помнит молитву «Отче наш», тот не только не может забыть слова «И остави нам долги наши, яко же и мы прощаем должником нашим», но должен постоянно иметь их в уме. Если мы каждый день по несколько раз читаем эту молитву и забываем о потребности прощать, то такая молитва формальна, она – просто сотрясение воздуха.

Как прощать? В этом отношении бывает много заблуждений. Смешиваются два понятия: собственно простить и получить ощущение того, что ты простил. А это – две разные вещи.

Дело в том, что все люди отличаются друг от друга – и физически, и душевно, и духовно. В душевном отношении люди бывают крайне раздражительными, нервными, обидчивыми. И таким людям прощать очень тяжело.

Как им помочь? Как избавить их от этого постоянного состояния осуждения ближнего, обидчивости? Я считаю, что у них есть столько же возможностей, сколько у людей, которые не замечают обид.

На мой взгляд, нужно просто очень захотеть простить человека, который тебя обидел. Просто захотеть – и не думать о том, что ты в этот момент чувствуешь.

Нужно хорошенько понять, что эмоциональная окраска нашей жизни обманчива. Наше делание, наш труд, который мы употребляем для любых духовных задач – пост, молитва и старания простить ближнего, – их все надо отделить от душевных ощущений, которые мы по этому поводу испытываем.

Дело в том, что наша душевность связана с несовершенством нашей природы, которая сама по себе не наследует Царства Небесного. Наше телесное должно быть немного исправлено для того, чтобы оно не мешало нам духовно расти.

Но невозможно исправить эмоциональность человека – невозможно и не нужно. Потому что эмоциональность – болезненная чувствительность к явлениям природы и проявлениям других людей – сама по себе неплоха и не должна быть исправлена. Чувствительность и эмоциональность – это качества, которые следует употреблять во благо.

А вот отрицательные проявления эмоциональности человеку самому следует преодолевать через отделение эмоциональности от духовного настроя, который человек, идя к Богу, несёт, как хоругвь, как флаг.

Не стоит оправдывать себя, искать каких-то тонкостей и переживаний. Всё это замечательно, но нужно больше для взаимоотношений с ближними. Духовное же – гораздо значительнее, гораздо выше этого.

Прощайте всех и за всё! Здесь и сейчас! Как говорится в Священном Писании, не оставляйте памяти об обиде даже до следующего дня: «Да не зайдёт солнце во гневе твоем». (Еф.4:24). То есть, надо ещё до захода солнца постараться простить всё, что было на душе, какие бы ни были обиды. И наутро ты встанешь другим человеком: не то, что не будешь держать в себе обиды, но будешь любить тех людей, которых ты вчера ненавидел.

Если такое настроение будет у каждого, мы избавимся от очень многих бед и скорбей. Конечно, невозможно это сделать сразу, но настроение такое стяжать можно. Это достигается рассудительностью, которая не всякому даётся, но всякому потребна для духовной жизни.

Нужно найти в себе такие возможности – здесь и сейчас. Если невозможно прямо сказать человеку: «прощаю!», надо отойти, подумать, поразмышлять, помолиться. И постараться до вечера позвонить человеку, если он далеко, подойти к нему, если он поближе. Постараться сказать ему добрые слова, даже если, как нам кажется, виноват он.

Вообще очень важно научиться первым подходить к примирению, даже если ты обижен. Не обязательно человеку сразу говорить: «Я тебя прощаю», – но нужно показать своё примирительное отношение. Ему будет легче тебя простить.

Люди разные – некоторым тяжело прощать, а кому-то – просить прощения. Это тоже надо помнить. Старайтесь увидеть в каждом своём ближнем не столько обидчика, сколько человека, который согрешает по немощи своей. Он хотел бы этого не делать, но его заставляет так поступать его несовершенная природа. Пожалейте его, помолитесь за него – и Бог простит и его, и вас.

Записала Дарья Менделеева

Видео: Андрей Голубев

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
Впереди не только грех, но и Христос

После Преображения для верующих есть две реальности

Я люблю сына, поэтому звоню ему по 500 раз в день

Архимандрит Андрей (Конанос) о любви как о свободе и уважении

Великая Суббота. Колыбель для Бога

Постное письмо № 42. Субботний покой погребения

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!