Священник Федор Людоговский: Есть надежда на позитивные изменения?

Почти половина опрошенных православных россиян (44%) не участвуют и не хотят участвовать в приходской жизни. Активно участвует лишь 1% опрошенных. Таковы результаты всероссийского опроса исследовательской службы “Среда.

Их комментирует Священник Федор Людоговский, кандидат филологических наук, преподаватель МДАиС:

Священник Федор Людоговский

Священник Федор Людоговский

Рассуждая о приходской активности, следует, как мне кажется, прежде всего понять, что мы подразумеваем под этим понятием – «активное участие в жизни прихода». Конкретизация здесь необходима, ибо при ближайшем рассмотрении вполне может оказаться, что разные респонденты имеют в виду существенно различные явления церковной жизни.

Вариант первый: женщина, так сказать, младшего пенсионного возраста (55-60 лет) «стоит на подсвечнике во славу Божию», т. е., переводя с клерикального на канцелярский, безвозмездно обеспечивает нормальное функционирование определенного подсвечника на всех или только на праздничных службах.

Вариант второй: взрослый мужчина (18-80 лет) за деньги, но без юридического оформления «алтарничает», т. е. помогает священнику в алтаре во время богослужения.

Вариант третий: женщина-юрист (30-50 лет) проводит по воскресеньям бесплатные юридические консультации для членов прихода.

Вариант четвертый: прихожане-студенты еженедельно безвозмездно навещают детей в детском доме, расположенном неподалеку от храма. Вариант пятый: ученики воскресной школы ежемесячно проводят благотворительную ярмарку, т. е. продают собственные изделия, а вырученные деньги перечисляют на благотворительные цели.

Варианты и примеры легко можно умножить, но перечень релевантных параметров уже вырисовывается. Во-первых, участие в приходской жизни может замыкаться на самом храме (пение в хоре, стояние на подсвечнике, уборка храма и т. п.) или, чуть шире, на приходе (правовая поддержка прихожан, прием гомеопата для своих и др.) – или же иметь нацеленность на «внешний мир» (детдом, больницу, дом престарелых и др.) Во-вторых, труд в храме, на приходе может быть оплачиваемым, безвозмездным или даже приносить прибыль, при этом в каждом случае – иметь или не иметь юридическое оформление. В-третьих, речь может идти либо о полной занятности, либо о труде в храме в свободное от основной работы время.

Разумеется, любое сочетание указанных параметров дает нам в результате труд, крайне нужный и важный для прихода и/или сферы его влияния. Однако понятно, что социальный (а равно  и миссионерский) эффект от работы исключительно внутри храма и для храма не равен эффекту от «хождения в народ», от служения людям за пределами церковной ограды.

В свете сказанного выше хотелось бы понять: тот 1% активно участвующих в приходской жизни от тех 50% считающих себя православными – это по преимуществу алтарники, клирошане, свечницы и уборщицы? Или же здесь немалую долю составляют те, кто стремится распространить свою деятельность как прихожанина за пределы прихода? Если верно первое, то приходится констатировать, что РПЦ по-прежнему представляет собой замкнутую структуру. Если верно второе, то есть надежда на позитивные изменения.

Читайте также:

Всероссийский опрос службы “Среда”: Приходская жизнь

Александр Агаджанян: Низкий уровень участия в приходской жизни говорит об отсутствии у людей навыков добровольной социальности

Сергей Лебедев: Православие по самоидентификации не является надежным показателем религиозности личности

Иван Забаев: Формулировка “Приходская жизнь” даже для воцерковленных людей может означать очень разные вещи

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Осознает ли утрату младенец и как говорить с ребенком о смерти матери
А вы замечали, как прекрасен чайник? Художница с ДЦП о творчестве и преодолении
Есть интервью, которые надо оставить на диктофоне и никому не показывать

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: