Друг-священник: почему бы и нет?

Могут ли дружить священник и прихожанин? Что может помешать такой дружбе? Размышляет протоиерей Вячеслав Перевезенцев, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области)
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name

Вы – друзья мои

А почему нет? Дружить в принципе лучше, чем не дружить. Посмотрите сколько замечательных слов в Библии сказано о дружбе. Вот, например, слова премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:

ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еклл. 4.9-12).

Да, и Сам Господь называет своих учеников именно этим словом: «Вы — друзья Мои» (Ин. 15.14). И Его слова, которые так актуальны именно в эти дни праздника Троицы, — «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20), разве они не про друзей, или эти двое могут быть недругами или врагами? Заметьте, Господь посылает на проповедь своих учеников по двое (Мк. 6.7), и я думаю это делается совсем не из за утилитарных соображений. Все мы знаем, какое важное место в нашей жизни занимает любовь — это наибольшая заповедь по слову Спасителя (См. Мф. 22:37-40 ).

В греческом языке для слова “любовь” существует несколько глаголов: то, что мы могли бы перевести как “дружеская привязанность”, по-гречески звучит как “филия”. “Филия” (дружба, чувственная привязанность), как и “агапе” (любовь, которая покоится на решении воли, именно этот глагол стоит в заповеди Христа о любви к врагам (Мф. 5.44)) встречается в Евангельских текстах. И, скорее всего, как утверждают специалисты, Сам Господь не делал разницы между этими словами, хотя бы потому что Он говорил по-арамейски, а в этом языке, как и в еврейском и русском одно слово для любви. Но мне кажется важным, что в Евангелиях, которые записывали на греческом, появилось не только “агапе”, но и “филия”.

И в этом смысле, совершенно по особому мы воспринимаем беседу Воскресшего Христа с ап. Петром (Ин. 21.15-24). Ведь на вопрос Спасителя: «Любишь (агапе) ли Меня?» Петр отвечает: «Люблю (филия)», для него крайне важно засвидетельствовать именно личную, дружескую любовь. Об этом замечательно написано отцом Павлом Флоренским в главе «Дружба» его «Столпа и утверждении Истины».

Отец и сын, учитель и ученик

Итак, вряд ли кто-то сомневается, что дружить — это хорошо. Может быть, дружить — это трудно? Да, конечно: все прекрасное в нашей жизни не просто. Но в чем именно эта трудность? Трудно дружить иудею и самарянину, рабу и господину, генералу и солдату. Это понятно. А в чем трудность дружбы священника и прихожанина? Есть ли в этих отношениях своя специфика? Конечно, есть. И все же это общение вполне вписывается в отношения, которые мы встречаем в нашей обыденной жизни. На что они могут быть похожи?

Ну, например, на отношения отца и сына. Может ли быть между ними дружба? Да, но при условии, что сын повзрослел, так как если он еще не повзрослел, то он по-прежнему нуждается исключительно в заботе, опеке со стороны отца, и с его стороны отец ждет послушания и благодарности.

Или отношения учитель и ученик. Эти отношения тоже ведь могут строиться, исходя из разных парадигм. Например, парадигма дрессуры, которая предполагает, что мир — четко отлаженный механизм, все в нем подчиняется совершенно «железным» законам, как материальным, так и не материальным, надо просто хорошо их знать, и все будет прекрасно. Учитель — это тот, кто знает как надо, а ученику стоит только довериться и строго выполнять его предписания. Понятно, что дружба в такой парадигме не только затруднительна, но и просто не нужна.

Другая парадигма отношений учитель и ученик — репетиторство. Она существенно отличается от парадигмы дрессуры. В основе лежит представление о том, что мир — это система, к которой отдельные элементы соединены прямыми и обратными связями. Научение происходит не только путем «проб и ошибок», но и в результате формирования более адекватной реальности представлений о мире. Главная задача учителя — дать человеку необходимую информацию и объяснить, как ею пользоваться.

Может ли быть дружба в таких отношениях? Она уже более вероятна, чем в случае с дрессировкой, но, опять же — а зачем она нужна? Нужно, чтобы репетитор хорошо владел предметом, а ученик был замотивирован на обучение и имел к этому способности, а какие при этом будут у них взаимоотношения — не важно.

Еще одна парадигма — наставничество. В основе этой парадигмы лежит представление о том, что одностороннее воздействие в этом мире фактически отсутствует, всегда есть взаимодействие. В рамках этого учитель уходит от позиции школьного или вузовского преподавателя, который сеет в массы разумное, доброе, вечное. Наставник просто обладает большим опытом в той или иной сфере, чем его ученик.

Он носитель не столько «правильного», сколько «проверенного» опыта. Наставник отчетливо осознает вариативность путей достижения цели и поэтому не пытается навязать один на всех способ, а предлагает спектр возможных. Свою задачу такой человек видит в том, чтобы создать условия для самостоятельного “набивания шишек” под его руководством. Его девизом вполне могла стать фраза: «Истину нельзя вызубрить, истину нужно выстрадать».

Возможна ли дружба здесь? Да, в таких отношениях она не только возможна, но и желательна, ибо эти отношения принципиально личностны, субъектны. Правда, существует одна опасность для дружбы в таких отношениях. Вольно или невольно ученики «навешивают» на наставника свои ожидания, что он будет всеведущим гуру, который решит все их проблемы, может возникнуть что-то вроде «культа личности». И наставники, часто не справляются с этим искушением.

“Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в Дружбе”

Я сознательно постарался подойти к поставленному передо мной вопросу как бы со стороны. Думаю, желающие могут найти для себя почву для размышлений, вопросов, а ответов у меня и самого нет.

Дружба, как и все в нашем мире, может быть искажаема. И дружба между священником и прихожанином в данном случае не исключение. Что искажает, а иной раз и просто извращает дружеские отношения? Ничего нового, вся та же зараза — зависть, ревность, мнительность, собственничество, эгоизм, равнодушие и так далее.

Под личиной дружбы может прятаться влюбленность, страсть, если речь идет об отношениями с прихожанками. Хорошо помню, как еще в семинарии наш преподаватель отец Артемий Владимиров рассказывал нам об опасности для пастырей так называемых «жен-мироносиц», которые окружают священника, особенно молодого, своим вниманием, заботой, всюду следую за ним, восторгаются им и так далее.

Такого опыта у меня нет, а опыт дружбы подлинной и настоящей с теми, кто вместе со мной не только идет по жизни, но и молится и подходит к Чаше, большой. У меня среди прихожан много друзей. Кто-то сначала был мои другом, а потом стал прихожанином, но больше тех, кто пришел в Храм, а затем мы подружились. Во многом это связано еще и с тем, что живем мы все рядом, в соседних домах, вместе воспитываем детей, вместе отдыхаем, много лет подряд ходим в походы, устраиваем совместный праздники, помогаем друг другу в сложных ситуациях.

И то, что я священник, вносит в эти отношения свои особенности, но это не играет существенной роли. Конечно, такого рода отношения невозможны со всеми прихожанами, и, наверное, это вызывает у кого-то чувство ревности, — были, как мне кажется, и у нас такие случаи, но я стараюсь предельно бережно относится к каждому человеку, которого Господь приводит в наш храм. Насколько хорошо у меня это получается, судить не мне.

В молитве Антуана де Сент-Экзюпери, которую я очень люблю, есть такие слова:

«Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в Дружбе.

Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы».

Я не знаю, достоин ли я этого Дара, но я точно знаю его вкус. И за это я очень благодарен Господу и своим друзьям, многие из которых являются прихожанами нашего храма.

Подготовила Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по адресуdiscuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи