Об отставке кардинала, целибате и задачах католической церкви

Священник Кирилл Горбунов, директор информационной службы Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве, прокомментировал Правмиру отставку кардинала О’Брайена и рассказал о происходящем в Католической церкви:

— Отец Кирилл, почему, на ваш взгляд, кардинал О’Брайен ушел в отставку? Как неучастие британских католиков в конклаве отразится на итогах выборов?

Священник Кирилл Горбунов

Священник Кирилл Горбунов

— При приближении к 75-летнему возрасту кардинал О’Брайен, как это делает каждый католический епископ, подал прошение Святейшему Папе об отставке, и именно сейчас его прошение было удовлетворено. Об этом говорили и он сам, и представители Католической Церкви в Британии, и глава пресс-службы Святого Престола отец Ломбарди. Не доверять заявлению, озвученному на самом высоком уровне, нет никаких разумных оснований.

Другое дело, и об этом тоже говорили и отец Ломбарди, и Государственный секретариат Ватикана, что перед предстоящим конклавом Церковь подвергается усиленному информационному давлению, когда любой факт, любое заявление, негативно характеризующее Церковь или отдельных иерархов, раздувается до предела, чтобы что-то требовать, на чем-то настаивать и даже напрямую запугивать.

Кардинал О’Брайан

Кардинал Кейт О’Брайен

Почему кардинал отказался от участия в конклаве, можно только догадываться. Я рискну предположить такое объяснение: в последние годы в Католической Церкви становится обычной практика, что если против священника выдвигаются серьезные обвинения в злоупотреблениях сексуального характера, он отстраняется от служения до выяснения обстоятельств. Вполне возможно, что кардинал принял решение не участвовать в конклаве, следуя этой практике, но, повторяю, нам неизвестны подробности, а известно только официальное заявление представителей Церкви.

Конечно, нужно признать, что открывшиеся в последние годы многочисленные примеры неспособности епископов защитить детей и подростков от сексуального насилия со стороны священников радикальным образом подорвали доверие к заявлениям со стороны представителей Церкви. Увы, таковы последствия греха, который разрушает.

Я ничего не могу сказать по поводу того, какую роль мог бы сыграть единственный британский кардинал в конклаве и как повлияет его неучастие на итоги выборов. Я понимаю, что для многих людей сегодня обсуждение перспектив разных кандидатов на Престол Св. Петра — развлечение.

Есть тут и полезный момент: знание того, какой опыт церковного служения имеют те или иные кандидаты, как они понимают и формулируют те или иные моменты Евангельской вести и учения Церкви, позволяет более «умным» образом молиться о тех, кому предстоит избирать нового Папу. Именно к этой молитве, главным образом, призывает нас сейчас Церковь, а не к смакованию каких-то деталей биографии и мировоззрения кандидатов — очень часто откровенно высосанных из пальца.

— Сегодня в Католической Церкви преобладают консервативные настроения или либеральные?

— Деление представителей разных точек зрения в Церкви на либералов и консерваторов во многом бессмысленно, потому что сами эти термины лишены церковного смысла. Церковь всегда консервативна, традиционна по своей сути, потому что опирается на Традицию. Но она и либеральна, потому что ее задача — освобождение человека, воплощение «свободы детей Божиих», дарованной человеку Христом, в реальной жизни личности. Поэтому Церковь не может не быть либеральной в глубочайшем смысле слова, а когда мы накладываем на слова политические штампы, получается только путаница. В этом смысле хотелось бы, чтобы новый Папа был глубоким консерватором, и при этом — абсолютным либералом.

— В связи с отставкой Папы Бенедикта XVI многие вспоминают Второй Ватиканский Собор, критикуют, говорят даже о необходимости пересмотреть его итоги. Насколько это вероятно?

— Странно говорить о «пересмотре» итогов Второго Ватиканского Собора. Документы Собора изданы и общедоступны, изменить в них едва ли что-то получится. Можно по-разному ставить акценты, и мне кажется, что Папа Бенедикт XVI сделал много для того, чтобы «выправить» видение итогов Собора, помочь Церкви осмыслить их более целостным образом. Эти итоги можно и нужно осмыслять, и это осмысление происходит постоянно. Мы ведь и итоги первых Вселенских Соборов продолжаем осмыслять, пусть и не так напряженно, как итоги Собора, начавшегося всего 50 лет назад.

Во время своей последней встречи с римским духовенством (уже после того, как он объявил о своей отставке) Папа Бенедикт XVI делился воспоминаниями о Втором Ватиканском Соборе. Выступление Папы еще раз показало, какое это глубокое наследие, насколько оно поистине является даром Святого Духа для Церкви.

— После заявления кардинала О’Брайена стали опять широко обсуждать вопрос об отмене обязательного целибата для католического духовенства. — Как обсуждается и обсуждается ли вообще этот вопрос в Католической Церкви?

— Если посмотреть на информационный поток вокруг вопроса о целибате священников, то видно, что в центре дискуссии не какие-то богословские и пастырские вопросы, а простое человеческое недоумение: зачем и почему люди добровольно лишают себя сексуальной жизни, и как это вообще возможно для современного взрослого человека. И во-вторых, подозрение: многие думают, что именно этот отказ часто порождает преступления сексуального характера. Конечно, бывает, что выбор в пользу безбрачия становится следствием незрелости и личностных проблем, но совершенно очевидно, что если человек отказывается от сексуальной жизни ради Царства Божия, это вовсе не значит, что он обязательно станет извращенцем и насильником.

Другой неверный подход сводится к тому, что если разрешить рукоположение женатых мужчин, это решило бы проблему с нехваткой священников, которая все острее чувствуется в Церкви в США и Европе. Однако несостоятельность этой идеи показывает даже поверхностное знакомство с жизнью других обрядов и конфессий, где эти проблемы стоят сегодня почти так же остро, как и в католических общинах.

Когда внутри Церкви мы обсуждаем целибат, мы стараемся глубже понять, чего желает Бог достичь в Своей Церкви и мире посредством этого дара, какую пользу — практическую и эсхатологическую — несет в себе эта особенность жизни духовенства в латинском обряде Католической Церкви. Если говорить о нашей поместной Церкви, то бурной дискуссии об отмене целибата я вокруг себя не наблюдаю.

— Какие задачи сегодня стоят перед Католической Церковью?

— Одна из главных задач Церкви сегодня — Новая евангелизация, которую Папа Бенедикт XVI назвал важнейшей. Как донести до современного человека Евангельскую весть, чтобы он увидел и услышал в этой вести ответ на те глубинные чаяния, которые есть в его сердце: желание истины, смысла, стремление к бесконечности, к настоящей любви и подлинному счастью, которые неподвластны обстоятельствам. Как сделать так, чтобы от слышания Слова Христова сердце современного человека исполнилось той же великой веры, какой были полны сердца великих святых христианской истории?

Второй важнейший вопрос: каким образом Церковь может реально способствовать справедливости и примирению в мире. Экономический кризис, который переживает современное общество, как много раз подчеркивал Папа Бенедикт, отражает кризисы более глубокие: культурный, духовный. Как может Церковь помочь не только отдельным людям, а общественным институтам узнать и принять Замысел Бога об общественной жизни?

Но надо отметить, что в этих вызовах в целом нет ничего совершенно нового, неожиданного. Это то, чем Церковь занимается всегда.

Беседовал Леонид Виноградов

Читайте также:

Кардинал О’Брайен — жертва информационной кампании

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: