Рождественский пост. Священник Максим Первозванский: пост – это время увидеть себя настоящего

|

Люди, воспитанные в советских традициях,   считают, пост выдумали в царские времена, чтобы удерживать недоедающий народ от волнений. По мнению населения, настроенного к Церкви более лояльно, пост – это церковное изобретение, полезное для здоровья, вроде бесплатной и хорошо выверенной диетологии для всех слоев населения. Верующие же воспринимают пост уже совсем иначе, прежде всего, как явление в большей мере духовное, чем телесное.

На некоторые вопросы о духовной природе поста, а так же о том как правильно встретить Новый Год, приходящийся на Рождественский пост, и некоторые другие, мы попросили ответить священника Максима Первозванского, главного редактора журнала “Наследник”, отца 8 детей..

Святитель Тихон Задонский сказал, что телесный пост без духовного ничто, многие постятся телом, но не постятся душой. В связи с данной цитатой возникает вопрос: разве мы не должны поститься душой все время, а в посты соблюдать именно воздержание в пище?

Для того чтобы ответить на данный вопрос нам надо определить, что такое пост.

Говоря о воздержании в пост, следует иметь в виду, что это воздержание не от того – что плохо, а от того – что неплохо. Такого рода воздержание имеет место не только в пост. Например, если у нас траур, мы воздерживаемся от развлечений, то есть воздерживаемся от вещей вполне приемлемых в другое время. От того, что само по себе плохо, мы действительно должны воздерживаться все время. Но нет ничего плохого, например, в том, что я пью молоко, или читаю литературу, или слушаю музыку. Мне это нравится, я не причиняю никому этим вреда, даже самому себе. Но в этих действиях, хотя и безвредных, есть нечто общее, а именно: я делаю то, что мне нравится. Да, существуют недопустимые действия: вредные, греховные, опасные, но их я не совершаю, я просто делаю то, что мне нравится. В пост же я сознательно воздерживаюсь от того – что мне нравится.

Исходя из этого принципа, некоторые священники говорят, что дети должны в пост воздерживаться от сладкого (вместо продуктов, предписанных церковным уставом). Это рекомендуется по двум причинам. Во-первых, чтобы не   испортить растущий организм достаточно серьезным воздержанием. Во-вторых, поскольку все дети любят сладкое, с целью ограничить их именно в том, что им нравится. Я сейчас не буду говорить, надо это делать или нет, правильно это или неправильно. Я хочу показать принцип поста –   воздержание от того – что нам нравится, к чему мы очень привязаны, к чему мы привыкли, но то, что само по себе неплохо.

Почему во время поста постоянно возникают вспышки раздражения, злобы и прочий негатив?

Если говорить языком чисто психологическим, то современный человек постоянно живет в стрессовом состоянии, а снимает он этот стресс, делая то, что ему нравится, то, что его расслабляет. Когда же он лишает себя этого, то стресс обостряется, и человек начинает срываться, гневаться, осуждать и т.д. Таким образом, пост позволяет увидеть свои собственные страсти, которые начинают лезть наружу. В этом, в частности, один из смыслов поста – увидеть себя истинного. Мы очень часто живем, не видя самих себя. Даже если мы весьма склонны к каким-то страстям, например раздражительности, то мы к ним уже привыкли и не замечаем. Пост же их обостряет и дает нам возможность увидеть свои страсти.

Следует заметить, что для некоторых верующих пост является просто актом послушания Церкви, потому что в силу привычки он ничего у них уже не обостряет. Многие и в обычное время ведут достаточно воздержанный образ жизни, да и пост составляет 200 дней в году. Но хотя для некоторых пост ничего не обостряет, все же большинству людей пост позволяет видеть себя со стороны. Ты видишь, в какое состояние ты приходишь и не можешь с собой справиться. Это лишний повод понять, что ты раздражительный человек и начать с этим бороться.

Но это не повод не поститься. Надо знать об этой закономерности, быть к ней готовым. Также следует усугубить молитвенное делание. Если вы не читаете утреннее вечернее правило постоянно, надо начать читать. Может быть, стоит совершать поклоны, может быть стоит в храм ходить почаще. В пост мы занимаемся попыткой немножко очистить свою душу, а для этого душу надо заполнять. Не сказано «уклонися от зла», но «уклонися от зла и сотвори благо». Это означает, что если мы не будем свою душу заполнять благом, то она будет заполнена злом. В этом смысле полезно было бы духовное чтение, которое тоже является элементом поста. Если вы читаете, например, хорошую историческую литературу, то может быть имеет смысл заменить ее в пост на духовное чтение с тем, что бы ваши помыслы и чувства обращались к вещам возвышенным.

Безусловно, книги по истории – это полезное и душеполезное чтение, но может быть и в этом стоит воздержаться. Если же вы читаете детективы, от которых обычно не можете удержаться, или «подсели» на Акунина, я уж не говорю про Дарью Донцову, то конечно в пост от этого нужно воздержаться и читать хотя бы исторические книги. В выборе духовной литературы тоже надо быть разумным. Стоит читать не первую попавшуюся духовную книгу или ту, которую вы считаете самой правильной. Стоит читать то, что вам нравится. В крупных православных магазинах несколько тысяч наименований книг.   Если у вас нет дома собственной богатой библиотеки, имеет смысл зайти в книжную лавку, потратить полчаса – час, полистать книги, которые стоят в свободной выкладке на полке, и выбрать то, что вам было бы интересно.

Как найти разумную середину, свою меру воздержания?

Во-первых, опытным путем, во-вторых, советом опытного наставника, священника, если таковой имеется. Но во втором случае важно понимать, что не живя в монастыре под постоянным присмотром духовного наставника, а появляясь в храме периодически и подробно беседуя со священником раз в месяц, а кратко исповедуясь раз в одну – две недели, у вас нет такой возможности, чтобы священник реально видел, наблюдал и вел вас. Поэтому свою голову отключать не надо. В большинстве случаев священник просто транслирует некие правила. Не всегда у него есть возможность подойти индивидуально. Бывают ситуации, когда человек живет по послушанию. Но в большинстве случаев это не так. Поэтому не стоит даже «играть» в это и думать, что мы живем по послушанию, когда на самом деле мы живем по совету. Конечно, духовник должен быть в курсе как вы поститесь, и чего вы себя лишаете. И, безусловно, к совету батюшки стоит прислушиваться, у него есть опыт, он вам что-то и подскажет, и предостережет.

Известно, что фарисеи очень тщательно придерживались закона, в том числе в отношении поста, но это им не помешало отвергнуть Бога. Что Вы думаете по этому поводу?

Важно понимать следующее, когда человек начинает совершать какое-либо доброе дело, нести подвиг телесный или духовный, появляется серьезное искушение – считать себя выше других. Например, если ты начинающий православный человек, то ты себя считаешь гораздо хуже всех остальных православных, но уж в сравнении с теми кто вне, ты считаешь себя выше. Этого надо стараться избегать. Не надо считать, что пост является вашей заслугой, это лишь способ помочь самому себе. Это не заслуга, не подвиг в том смысле, что вы совершили что-то великое и теперь стали лучше, чище и выше других. Мы не должны высокомерно или осуждающе относиться к другим.

Но ведь пост объективно делает нас и чище и выше. А раз делает, то разве не в порядке вещей было бы чуть-чуть этим погордиться? Разве это не нормально?

Нет, это не нормально. Это как раз тот негатив, которого хотелось бы избежать, но получается очень сложно. Почему фарисеи стали именем нарицательным в истории, хотя это были конкретные люди, и не надо думать, что самые плохие? Фарисеи были потенциально лучшей частью израильского общества, это люди, которые старались исполнить закон. Сейчас в России 80% населения называют себя православными, но реально пытаются жить по заповедям, посещают храм Божий и исполняют правила Церковные очень немногие. Это как раз те самые современные фарисеи, в хорошем пока что смысле этого слова. Другое дело, что исполнение правил, стремление жить по правде, так как правильно, очень часто приводит к превозношению своей собственной праведностью. Человек замыкается на мысли, что раз я это совершил, значит, я теперь хороший, я теперь чего-то достоин.

Что же с этим делать?

Дело в том, что с Богом вообще нельзя играть в игру: Ты мне я Тебе. То есть рассчитывать на то, что если я что-то сделал, значит, я стал чего-то достоин. Это в принципе не работает. Кто из нас чище и лучше – это очень спорный вопрос. Не случайно говорится в Священном Писании, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное. Что они реально лучше нас верующих? Нет, просто в них искренней и чище стремление быть лучше, стремление быть с Богом, стремление ко Христу. В этом опасность законничества: душа, наполненная чем-то псевдодуховным, оказывается закрыта к восприятию собственно Бога.

Относительно того, что с этим делать. Во-первых, надо понимать, что все мы очень разные и Господь призвал не праведников,   грешников к покаянию. Апостол Павел говорит – не много среди Вас умных, не много среди Вас разумных, не много среди вас знатных, высокородных. То есть на самом деле мы, люди, пришедшие в Церковь, только призваны стать солью земли и светом мира. И нам постоянно приходится слушать по этому поводу   заслуженные упреки: «Вы такие православные ходите в храм, но посмотрите, какие вы. Да вы просто плохие люди даже по общечеловеческим критериям: злые, завистливые, неправедно осуждаете, что-то от других постоянно требуете». Сколько раз мне приходилось слышать от мужей прихожанок ответ на вопрос: «Почему ты в храм не ходишь?» – «А туда моя жена ходит. И каждый раз она возвращается такая злая, так на меня набрасывается. Что же я там буду делать? Я не хочу таким становиться, я лучше буду в Бога верить потихонечку, у себя дома». То есть исполнение правил церковной жизни не означает, что мы уже стали лучше. Опять таки это не значит, что мы не должны соблюдать установления и перестать ходить в храм. Это тоже будет неправильно.

Пост надо рассматривать как борьбу, а не как период, за который ты становишься лучше. В современных школах и современных семьях, даже православных, реально не учат искусству вот этой самой невидимой брани, невидимой войны. А мы, начиная соблюдать пост, вступаем в войну, борьбу с древним врагом рода человеческого, опытным, искусным, могущественным. При этом не прилагаем усилий, чтобы изучить правила в этой борьбе или даже просто пренебрегаем серьезностью положения, прямо как в   анекдоте. Василий Иванович попал в Японию и имел там встречу с каратистом. Возвращается, его спрашивают: «Ну и как?» А Василий Иванович отвечает: «Да как – дурак он. С голой пяткой против шашки полез». Так мы, с голой пяткой лезем против шашки. Мы не понимаем, как действует против нас враг. И в этой войне мы идем под барабанный бой с гордо реющими знаменами,   думая, что сейчас мы это пулеметное гнездо легко завоюем, а реально этого не происходит. И очень много пострадавших.

Не посоветуете что-нибудь почитать на эту тему?

Пожалуйста. «Невидимую брань» Никодима Святогорца, «Что есть духовная жизнь и как на ее настроиться» Феофана Затворника, Нила Сорского можно почитать, у него есть хорошая толстая книжка «О духовной жизни». Надо элементарно знать, как устроена душа, какие законы в ней есть, что такое помыслы, которые мы принимаем, как к ним относиться. Надо понимать, как это все работает, а мы не понимаем и ловимся на простейших минных полях, которые расставлены, еще далеко не доходя до позиций. Мы отказались от мяса или кладем тридцать поклонов в день, читаем правило и Покаянный Канон и думаем, что спасены. Но это же глупо и наивно. Работа над душой – сложнейший процесс. Попробуйте реально отказаться хоть от одной своей привычки, попробуйте изменить свою душу хотя бы на пять сантиметров. Да ничего не выходит. А мы мним себя, что мы во святых. И это одна из главнейших проблем, которая существует в массовом масштабе, и я не знаю пока, как к ней приступать.

Страсти наши никуда не исчезают, они только укрепляются, находят для себя новые формы, трансформируются, мимикрируют, дрейфуют из одной формы в другую. Изменить себя очень сложно, стать реально лучше – это сложнейший процесс, который очень немногим оказывается по плечу.   Но это не значит, что мы погибаем. Стал ли разбойник на кресте более совершенным, приблизился ли он к святости, почему его Бог спас? Потому что он признал свое несовершенство. Несовершенство реальное, объективное.

Переходя к теме телесного поста, хотелось бы прояснить такой вопрос. Я слышала, что есть несколько уровней соблюдения поста. То есть понятно, что мясо, птицу, молочные продукты, яйца, сливочное масло есть нельзя. А вот ограничения в рыбе или растительном масле – это по своим силам. Так ли это? Правила поста для всех одинаковы или есть несколько уровней: для монахов, для мирян?

Правила поста для всех одинаковые. Есть устав церковный, который реально не соблюдается, и есть общецерковная практика, которой желательно придерживаться. При этом нужно разумно ко всему подходить. Рождественский пост, так же как и Петровский пост – рыбный. Я сейчас не буду говорить, что в уставе написано, это можно прочитать. По общецерковной практике – это пост, в который мы воздерживаемся от мяса и молока, но к вкушению разрешается рыба, растительное масло.

Каждый день?

Здесь есть разная практика. Если строго, то рыба разрешается только в очень ограниченном количестве. Реально рыбу едят больше.

Так каких же установлений придерживаться среднестатистическому верующему мирянину не так давно воцерковленному?

Поститься так, как это принято в общепринятой практике: не есть рыбу по средам и пятницам. Если кто-то может больше приблизиться к уставу, есть рыбу по субботам и воскресеньям, растительное масло так же не каждый день разрешается. Правила подробно описаны в Типиконе. Там, например, сказано, что если полиелейная служба, то рыбу есть можно. Но как вы это определите: когда полиелейная служба, а когда нет? Вы же не каждый день в храм ходите. Поэтому есть такое упрощение, что по средам и пятницам рыбу не едим, а в остальные дни все-таки едим.   В практике правила Типикона обычно строго не соблюдаются, учитывая в частности наш северный коэффициент. По неписанному правилу растительное масло едят всегда, а рыбу едят до второго января. Со второго января начинается безрыбный пост. Получается так, что в Новый Год рыбу есть еще можно.

Есть ли еще что-то важное, что надо понимать относительно поста?

Есть несколько смыслов, ради чего мы соблюдаем пост. Мы говорили о том, что воздержание поста обостряет наши чувства, но с другой стороны оно и обостряет нашу способность к восприятию вещей духовных. Сытое брюхо к учению глухо, и к молитве оно тем более глухо. Поэтому, чтобы мы могли почувствовать Бога и вести осмысленную духовную жизнь, нам необходимо быть сколько-то сдержанными.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Вовремя подать Христу скальпель и зажим

Стать ассистентом Бога во время Успенского поста

Успенский пост: уйти от внешнего

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией

«Остановиться, чтобы идти»

Пост есть удивительное время, когда нужно учиться простым вопросам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: