Священник с видом “на Лондон”

Питерский священник Георгий Митрофанов высказал недавно довольно резкое суждение по поводу пресловутых “попов на мерседесах”: “Священник в роскошной машине не просто безнравственен, он смешон, как дьявольская пародия на священника”. Если оставить за скобками резковатый тон выражения, то могу сказать, что я полностью согласен с отцом Георгием.

Постараюсь объяснить, почему.

Сам я священник “безлошадный” и езжу на службу на автобусе, а он, как известно, стоит подороже многих крутых иномарок. И в силу этого факта я очень плохо в этих самых иномарках разбираюсь. Поэтому начну с небольшого литературного предисловия.

Есть у Виктора Пелевина роман “S.N.U.F.F”. В нем автор фантазирует об утопическом будущем, которое ждет нас лет этак через 700. Человечество разделилось на две категории: на орков, живущих на земле, и на людей, живущих в летающих городах. В романе описывается один такой город – Биг-биз.

Люди живут там в приблизительно одинаковых условиях: в квартирах, оснащенных по последнему слову техники, – а богатые от бедных отличаются видом из окна. Вернее, не видом в прямом смысле слова, а оплаченной реалистичной 3D картинкой в несуществующем окне.

Богачи живут в “Лондоне”, бедные – с видом на “свалку”. То есть, богачи в Биг-бизе платят не за то, чем реально обладают, а за то, что можно показать тем, кто придет в гости, за свой виртуальный статус.

Не секрет, что многие люди в современном мире живут приблизительно по таким же правилам и понятиям. Я ничего не понимаю в автомобилях, поэтому скажу о том, в чем немного разбираюсь. Есть такая фирма Vertu, которая торгует мобильными телефонами.

Средняя цена фирменного аппарата находится в районе около 250 000 рублей. Это при том, что по своему функционалу и надежности телефоны Vertu ничем принципиально не отличаются от аналогичных по опциям телефонов других фирм. Только в других фирмах аналогичные модели будут стоит в районе 10 – 15 тысяч рублей. Поэтому понятно, что покупая Vertu, человек покупает не дисплей, ни процессор, ни оперативную память и не ёмкий аккумулятор. Он покупает “вид на Лондон”.

Так же в Москве есть места, где за вполне разумную сумму можно прекрасно пообедать, а есть места, где вам предложат воробьиную порцию не пойми чего по цене билета на самолет до того же Лондона. То же самое можно сказать и про одежду из дорогих бутиков, и про золотые часы на крокодиловом ремешке, и про икру осетров-альбиносов и много другое.

Понятно, что такие приобретения делаются не ради пользы, функциональности и необходимости, а ради статусности, ради того, чтобы быть “своим” в определенных кругах. И тут вопрос приобретает уже более конкретные очертания: может ли священнослужитель приобретать на деньги честно заработанные (нечестные доходы обсуждать не станем, тут и так все понятно) статусные вещи, которые стоят подчас в десятки и сотни раз дороже простых, но аналогичных по функциям и надежности вещей?

Фото: chelyabinsk.rfn.ru

Фото: chelyabinsk.rfn.ru

Это зависит от того, что думает священник о себе сам. Если он считает, что своим обликом и жизнью должен визуализировать непомерную крутизну собора, в котором служит, или крутизну своих спонсоров, то да, роскошь тут выглядит логично. Ну, а если он хочет являть собой образ христианского пастыря, то вряд ли можно представить себе пастуха, который выбирает себе в бутике позолоченный посох из красного дерева со стразами.

Подчеркну: отец Георгий говорит не о дорогим автомобиле, а именно о РОСКОШНОМ. Между дорогим и роскошным – принципиальная разница. Например, у меня есть один знакомый журналист, который живет очень небогато, у него много детей, невысокое жалование, плохонькая квартирка. Но я знаю, что он ни за что не купит себе дешевый ноутбук. Потому что, по его словам, лучше заплатить хорошую цену за надежную, качественную и быструю электронику, чем за бесценок купить китайского “глюкозавра” и мучиться с ним как с больным ребенком, пока он окончательно не умрет.

То же самое относится и к машинам. Если есть возможность купить транспорт, который не капитулирует после первого же ухаба, и который не нужно будет реанимировать каждые полгода, и на это есть средства – надо покупать. Ну а священнику нужно, как правило, выбирать машину в расчете на все свое немалочисленное и продолжающее увеличиваться потомство. И это, конечно, недешево. Но вещь того стоит.

Ну а если священник покупает машину, как говорится, для “понтов”, мня из себя этакого VIP-духовника, как мы все имели неудовольствие видеть это на фото в некоторых социальных сетях, то это уже прямая профанация самого того, что есть священническое служение. А когда имеет место нарочитая демонстрация своего социального превосходства, а не просто обладание роскошной вещью, то это уже профанация вдвойне. И люди, которые не воспринимают такого священника как своего пастыря, поступают, думаю, вполне адекватно.

Читайте также:

Прот. Георгий Митрофанов: «Священнику стыдно жить лучше его прихожан»

Патриарх Кирилл: «Недопустимо, чтобы покои наместников монастырей превращались в подобие пятизвездочных апартаментов»

Ответ прот. Всеволода Чаплина Ивану Семенову: Рассуждения о блеске и нищете — признак духовного нездоровья

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Настоятель храма задержал злоумышленника, ограбившего «Иконную лавку»

Угрожая продавщице предметом, похожим на пистолет, преступник завладел ювелирными изделиями на общую сумму 200 тыс. руб.

Пастырский эпатаж, или Почему батюшка «чудит»

Об «узких вратах» и двух крайностях подобострастия