Питерский священник Георгий Митрофанов высказал недавно довольно резкое суждение по поводу пресловутых «попов на мерседесах»: «Священник в роскошной машине не просто безнравственен, он смешон, как дьявольская пародия на священника». Если оставить за скобками резковатый тон выражения, то могу сказать, что я полностью согласен с отцом Георгием.

Постараюсь объяснить, почему.

Сам я священник «безлошадный» и езжу на службу на автобусе, а он, как известно, стоит подороже многих крутых иномарок. И в силу этого факта я очень плохо в этих самых иномарках разбираюсь. Поэтому начну с небольшого литературного предисловия.

Есть у Виктора Пелевина роман «S.N.U.F.F». В нем автор фантазирует об утопическом будущем, которое ждет нас лет этак через 700. Человечество разделилось на две категории: на орков, живущих на земле, и на людей, живущих в летающих городах. В романе описывается один такой город — Биг-биз.

Люди живут там в приблизительно одинаковых условиях: в квартирах, оснащенных по последнему слову техники, — а богатые от бедных отличаются видом из окна. Вернее, не видом в прямом смысле слова, а оплаченной реалистичной 3D картинкой в несуществующем окне.

Богачи живут в «Лондоне», бедные — с видом на «свалку». То есть, богачи в Биг-бизе платят не за то, чем реально обладают, а за то, что можно показать тем, кто придет в гости, за свой виртуальный статус.

Не секрет, что многие люди в современном мире живут приблизительно по таким же правилам и понятиям. Я ничего не понимаю в автомобилях, поэтому скажу о том, в чем немного разбираюсь. Есть такая фирма Vertu, которая торгует мобильными телефонами.

Средняя цена фирменного аппарата находится в районе около 250 000 рублей. Это при том, что по своему функционалу и надежности телефоны Vertu ничем принципиально не отличаются от аналогичных по опциям телефонов других фирм. Только в других фирмах аналогичные модели будут стоит в районе 10 — 15 тысяч рублей. Поэтому понятно, что покупая Vertu, человек покупает не дисплей, ни процессор, ни оперативную память и не ёмкий аккумулятор. Он покупает «вид на Лондон».

Так же в Москве есть места, где за вполне разумную сумму можно прекрасно пообедать, а есть места, где вам предложат воробьиную порцию не пойми чего по цене билета на самолет до того же Лондона. То же самое можно сказать и про одежду из дорогих бутиков, и про золотые часы на крокодиловом ремешке, и про икру осетров-альбиносов и много другое.

Понятно, что такие приобретения делаются не ради пользы, функциональности и необходимости, а ради статусности, ради того, чтобы быть «своим» в определенных кругах. И тут вопрос приобретает уже более конкретные очертания: может ли священнослужитель приобретать на деньги честно заработанные (нечестные доходы обсуждать не станем, тут и так все понятно) статусные вещи, которые стоят подчас в десятки и сотни раз дороже простых, но аналогичных по функциям и надежности вещей?

Фото: chelyabinsk.rfn.ru

Фото: chelyabinsk.rfn.ru

Это зависит от того, что думает священник о себе сам. Если он считает, что своим обликом и жизнью должен визуализировать непомерную крутизну собора, в котором служит, или крутизну своих спонсоров, то да, роскошь тут выглядит логично. Ну, а если он хочет являть собой образ христианского пастыря, то вряд ли можно представить себе пастуха, который выбирает себе в бутике позолоченный посох из красного дерева со стразами.

Подчеркну: отец Георгий говорит не о дорогим автомобиле, а именно о РОСКОШНОМ. Между дорогим и роскошным — принципиальная разница. Например, у меня есть один знакомый журналист, который живет очень небогато, у него много детей, невысокое жалование, плохонькая квартирка. Но я знаю, что он ни за что не купит себе дешевый ноутбук. Потому что, по его словам, лучше заплатить хорошую цену за надежную, качественную и быструю электронику, чем за бесценок купить китайского «глюкозавра» и мучиться с ним как с больным ребенком, пока он окончательно не умрет.

То же самое относится и к машинам. Если есть возможность купить транспорт, который не капитулирует после первого же ухаба, и который не нужно будет реанимировать каждые полгода, и на это есть средства – надо покупать. Ну а священнику нужно, как правило, выбирать машину в расчете на все свое немалочисленное и продолжающее увеличиваться потомство. И это, конечно, недешево. Но вещь того стоит.

Ну а если священник покупает машину, как говорится, для «понтов», мня из себя этакого VIP-духовника, как мы все имели неудовольствие видеть это на фото в некоторых социальных сетях, то это уже прямая профанация самого того, что есть священническое служение. А когда имеет место нарочитая демонстрация своего социального превосходства, а не просто обладание роскошной вещью, то это уже профанация вдвойне. И люди, которые не воспринимают такого священника как своего пастыря, поступают, думаю, вполне адекватно.

Читайте также:

Прот. Георгий Митрофанов: «Священнику стыдно жить лучше его прихожан»

Патриарх Кирилл: «Недопустимо, чтобы покои наместников монастырей превращались в подобие пятизвездочных апартаментов»

Ответ прот. Всеволода Чаплина Ивану Семенову: Рассуждения о блеске и нищете — признак духовного нездоровья

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.