Священномученик Анания Дубницкий: Я страдаю за веру и должен пострадать за нее до конца

В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирении враждующих.
Священномученик Анания Дубницкий: Я страдаю за веру и должен пострадать за нее до конца

Родился 14 октября 1884 года в селе Козловка Полтавской губернии в семье священника Гервасия Дорофеевича и Евфросинии Дубницких. В семье было семеро детей, двое из которых — старший Василий и Анания — стали священниками.

Окончил Лубенское духовное училище и Киевскую семинарию. Хиротония состоялась в 1910 году. Отец Анания получил назначение в Свято-Покровскую церковь села Старое Золотоношского уезда Полтавской губернии (сейчас — село Васютинцы).

Жена отца Анании, матушка Мария Акимовна (в девичестве Кузьменко), родилась в 1890 году и воспитывалась набожной бабушкой Иустинией (родители умерли, когда она была еще маленькой).
Благочестивая бабушка привила девочке искреннюю любовь к Богу, стремление к молитве и храму. Мария была взята в дом к отцу Гервасию, где она с выполняла многочисленные обязанности домашней хозяйки. Девушка ревностно служила не только в доме своих благодетелей, но и в церкви, где батюшка учил ее петь и помогать ему в богослужении. Скромностью и целомудрием она привлекла к себе сердца всей семьи Дубницких.

Поселившись в приходском доме при Свято-Покровской церкви села Старое, куда переехали молодожены, отец Анания с матушкой до октябрьских событий 1917-го года вели жизнь образцовой семьи сельского священника.

За время своей супружеской жизни они родили и вырастили пятерых детей: сыновей Николая (1917 года рождения) и Александра (1918), дочерей Ольгу (1924), Анну (1928) и Серафиму (1929).

Две младшие дочери святого — Анна и Серафима — живут в селе своих предков по сей день. Активные члены бывшего прихода отца, они ревностно посещают все церковные богослужения, поют на клиросе и ведут жизнь, достойную памяти святого.

346654

В 1929 году семью раскулачили: лишили всего нажитого имущества и средств к дальнейшему существованию.

После обыска у семьи не осталось ничего: члены местного комитета бедноты, которые проводили «экспроприацию имущества», считали за честь безжалостность к любому . Самого священника, матушку с пятью детьми посреди зимы безжалостно выбросили на улицу.

Прихожане не оставили в беде священника и его семью: предоставили и приют, и продуктами помогали.

От священника требовали покорности к власти, неоднократно предлагали отречься от веры и особенно сана, обещали взамен, как человеку образованному, должность — учителя или служащего.

Отец Анания не мог совершать богослужения — храм был превращен в складское помещение. При этом колокола были сброшены с крыши, разбиты на лом и проданы в переплавку.

36336За отказ от отречения от сана дважды подвергали аресту: в конце 1920-х и начале 30-х годов.

Как свидетельствует анкета арестованного (ДАЧО Р-5625, опись 1, дело NoNo 5996-6000), в 1929 году его судили «за неуплату налогов»: он получил 2 года принудительных работ и полностью отбыл наказание. В 1932 году его вновь арестовали и судили за «нелегальное врачевание».

Только противостояние судьи следователю НКВД привело к оправданию отца Анании «за недоказанностью» обвинений. Прямо в зале суда он был освобожден из-под стражи и отпущен на свободу, где вновь вернулся к своим пастырским обязанностям.

В переписке с братом Антоном, который служил на железной дороге и уговаривал его бросить все и переехать жить к нему, священник отвечал дословно так: «Я страдаю за веру, следовательно, должен пострадать за нее до конца …».

Несокрушимая позиция батюшки вызвала озлобленное противостояния с властью. 25 августа 1937 года отец Анания снова был арестован Ирклиевским РО НКВД.

Ночью в жилище ворвались активисты и, разгромив все имущество 53-летнего священника завернули в одеяло и бросили в «воронок». По материалам следственного дела, его сначала отправили в Ирклиев, где он находился до составления протокола допроса, а затем отправили в тюрьму.

В Полтавской тюрьме, где его сначала удерживали, родным было отказано в свидании до окончательного приговора. Однако и после приговора ни один из близких ничего не знал о дальнейшей судьбе священника до дня его реабилитации.

Пятитомное архивно-следственное дело представляет собой собрание многих дел, по которым весной 1938 года было расстреляно 65 жителей Ирклиевского, Чернобаевского, Золотоношского районов тогда Полтавской, а ныне Черкасской.

В числе 65-ти осужденных по ст. 54-10 УК УССР за участие в повстанческой организации с целью вооруженного свержения советской власти, отец Анания был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Материалами расследования комиссии по реабилитации установлено, что такой организации никогда не существовало.

В архивно-следственном деле сохраняется справка об исполнении приговора. Вот ее текст:

«Дубницкий Ананий Гервасиевич постановлением Тройки УНКВД по Полтавской области от 9 апреля 1938 года, протокол No 19 осужден к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 июня 1938 года ».

Так на 54-м году жизни православный священник Анания Гервасиевич Дубницкий был казнен. В 1956-57 годах дело было пересмотрено. На запрос Черкасской прокуратуры в лице заместителя прокурора Черкасской области, советника юстиции Дубового от сельсовета села Старое 8 октября 1957 22 была получена справка-характеристика на репрессированного священника следующего содержания:

«Дубницкий Ананий Гервасиевич, 1884 г. рождения, является сыном священника. Проживая в селе Старое Ирклиевского района Полтавской области с 1910 года, работал священником до заключения в 1938 году. Никакого отношения к политическим и хозяйственным мероприятиям советской власти в период гражданской войны и сплошной коллективизации не имел … ».

Комиссия по вопросам реабилитации заключением от 3 апреля 1958 приняла решение о прекращении дела и реабилитацию священника и других лиц, казненных по делу 5996-6000 (Р 5625, опись 1, ДАЧО) 1 июля 1938.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Святой Патриарх Тихон: Без лукавства и святошества

Светский стиль общения Патриарха Тихона, его склонность к юмору подчас даже раздражали консервативное монашество

Политике не место там, где боль и кровь

Почему даже неверующие жертвы репрессий – наши небесные заступники

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: