Священнослужители о трудовой этике

REGIONS.RU — новости Федерации

Пропаганда потребительства расчеловечивает, уверен протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.

“Пропаганда потребления – ничто иное как “зомбирование”. Она превращает людей в полуживотных, в биороботов, растлевает в человеке личность и уничтожает в нем образ и подобие Божие. И главный удар направлен, конечно, на молодежь”, – считает священник.

“Труд делает человека человеком (обезьяна при этом остается обезьяной). Разумный человек должен трудиться, иначе он утратит разум и превратится в животное. Так учат все религии и культуры”, – сказал отец Александр.

“А теперь распространилась какая-то новая философия, отрицающая значение труда в формировании человеческой личности и ставящая на первое место потребление. И наши современные СМИ коварно и весьма искусно навязывают миру эту философию потребления”, – отметил он.

“Добросовестный труд – это послушание Богу”, – так сформулировал православную точку зрения протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.

“Традиционное православное отношение к труду пролегает между двумя крайностями. Одна крайность – труд как неизбежное зло и страдание. Необходимость нетворческого труда еще в античном язычестве воспринималась как тяжкая участь человека. Другая крайность – абсолютизация труда как некоей конечной ценности”, – сказал отец Максим.

“В ряде протестантских этических учений человек, процветающий материально, мыслится как имеющий особое Божие благословение, что в определенном смысле привело к развитию современной буржуазной цивилизации”, – напомнил отец Максим тезис известного социолога Макса Вебера.

“Православие смотрит на труд амбивалентно. С одной стороны, понимая необходимость труда для нашего спасения, мы воспринимаем труд как послушание пред Богом. С другой стороны, мы не возносим труд на вершину иерархии ценностей. Труд вовсе не является конечной ценностью, по отношению к которой и духовная жизнь, и жизнь в вечности должны отойти на второй план”, – заключил он.

Пропагандировать нужно не удовольствия, а условно говоря, здоровый (в том числе и в нравственном отношении) образ жизни, подчеркнул директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

“Кажется странным, что нужно доказывать необходимость и ценность труда. Ведь именно на труде основывается история любого народа и любой цивилизации, – отметил священник.

“Но в современном мире акценты смещаются. На первый план выдвигаются наслаждение, удовольствие, удовлетворение страстей, и для их достижения, как твердят СМИ, не нужно прилагать усилий или какого-либо труда. И в этом – одно из глобальных заблуждений современного общества”, – сказал отец Андрей.

“Любовь к труду надо прививать и в семье (с самого раннего детства), и в школе (слава Богу, еще не отменили уроки труда). А вот СМИ следовало бы ограничить в пропаганде и рекламе наслаждений и навязывании потребительского отношения к жизни”, – заключил батюшка.

Без уважения к честному труженику обществу не выжить, уверен протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

“Именно труд лежит в основании мировой цивилизации. Именно труд отличает человека от животного. Сейчас же вслед за утратой культуры труда утрачивается и культура отдыха, и все больше людей жалуются на постоянную усталость”, – отметил батюшка.

“Правильное отношение к труду мы находим на страницах Св. Писания, где имеется множество указаний о необходимости труда. Адаму, первому из людей, Господь еще в раю заповедал хранить и возделывать райский сад. Святые праотцы пасли овец, апостолы добывали пропитание трудами рук своих, а Сын Божий плотничал”, – напомнил отец Олег.

“Сейчас же все чаще в пример молодежи ставятся удачливые спекулянты, делающие деньги буквально из воздуха и ничего не производящие. В нормальном обществе так не должно быть. Если общество хочет быть здоровым, то в первую очередь необходимо вернуть уважение простому честному труженику”, – заключил православный священник.

Уважительное отношение к труду воспитывается через уважительное отношение к труженику, даже если труд его незаметен и непривлекателен, подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской.

“Человек ценен не тем, сколько он приобрел, получил и потребил, а тем, что он принес и отдал людям, как он распорядился талантами, полученными от Бога. Сам Господь повелел человеку трудиться. Это заповедь Божья, данная еще Адаму”, – сказал батюшка.

“В основании радостной, гармоничной и трудолюбивой личности лежит любовь к людям и к труду, что и нужно прививать с самого раннего детства”, – заключил священник.

Общество потребления неестественно, отметил председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.

“Общество потребления фантастично по своей природе: деньги нельзя получить не трудясь (за исключением тех, кто нажил свои капиталы неправедным путем, но о них я не говорю)”, – сказал он.

“СМИ, которые пропагандируют потребление, опасны не тем, что люди перестанут работать – деньги не берутся из ничего. Но они дают неверное представление о смысле труда”, – подчеркнул Валентин Владимирович.

“Тот, кто зарабатывает много денег, должен в первую очередь делать что-либо полезное для общества: давать людям работу, вкладывать деньги в благотворительность, в культуру, в спорт, в те же СМИ, пропагандирующие традиционные ценности; и уже только потом – его обязанность содержать себя и свою семью. Человек, который не имеет возможности давать людям работу и заниматься благотворительностью, должен просто ежедневно упорно трудиться. А бездельник не может дать ничего ни обществу, ни своей семье”, – сказал председатель Союза православных граждан.

“Так было всегда, так жили наши (и не только наши) богобоязненные предки и это должно быть эталоном и сейчас. Даже коммунистическая позиция была несколько искаженным отражением того, что написано в Священном Писании. Принцип “кто не работает, тот не ест” взят у апостола Павла. Только в коммунизме этот принцип не был подкреплен верой и примерами святых”, – заключил Валентин Лебедев.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: