Святейший Павел, Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 57, 2010
(*11 сентября 1914 — †15 ноября 2009)
Святейший Павел, Патриарх Сербский, Митрополит Белградо-Карловацкий

Святейший Павел (в миру Гойко Стойчевич), 44-й Предстоятель Сербской Православной Церкви, родился 11 сентября 1914 г. (на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи) в селе Кучанцы. В то время оно находилось на территории Австро-Венгерской империи, а сейчас находится в Хорватии. Отец его был серб, а мать — хорватка; оба они умерли, когда их сын был ещё младенцем, и воспитывала его тётя. Будущий Патриарх с детства был слаб здоровьем, поэтому его не привлекали к обычным деревенским работам, а отправили учиться.

В 1929 г. Гойко окончил гимназию в Белграде, а затем поступил в Духовную семинарию в Сараево, которую окончил в 1936 г. Продолжил образование в Белградском университете, поступив сразу на медицинский и на богословский факультеты. Первый он оставил после второго курса, а второй окончил перед началом Второй мировой войны.

Во время войны будущий Патриарх по приглашению своего школьного друга поселился в монастыре Святой Троицы на Овчаре и стал там послушником. Затем он преподавал детям беженцев Закон Божий в местечке Баня Ковиляча. В это время он заболел туберкулёзом; по прогнозам врачей, жить ему осталось три месяца. Гойко перешёл в монастырь Вуян, где получил от Господа исцеление.

После окончания войны он в 1946 г. принял постриг с именем Павел в монастыре Благовещения на Овчаре и тогда же был рукоположен в сан иеродиакона. С 1949 по 1955 г. иеродиакон Павел нёс различные послушания в обители Рача. В 1950/51 учебном году преподавал в Призренской семинарии в честь святых Кирилла и Мефодия. В 1954 г. рукоположен во иеромонаха. С 1955 по 1957 г. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на богословском факультете Афинского университета. В начале 1957 г. возведён в сан архимандрита, а уже 29 мая 1957 г. был избран и в сентябре хиротонисан во епископа Рашко-Призренского (епархия расположена в Косово и Метохии) в кафедральном соборе Белграда. В своей епархии епископ Павел активно строил новые храмы и восстанавливал разрушенные или обветшавшие. Часто совершал архипастырские поездки по епархии, служил во всех её приходах. При этом Владыка не оставлял научной работы и преподавательской деятельности; особенно он заботился о Призренской семинарии, где преподавал церковное пение и церковнославянский язык. В числе его трудов — монография о монастыре святого Иоанникия Девичского. Статьи, которые он публиковал с 1972 г., были в дальнейшем объединены в трёхтомном издании “Да станут нам яснее некоторые вопросы нашей веры”, выдержки из которого были опубликованы в русском переводе. Особо следует упомянуть, что епископ Павел занимался редактированием и подготовкой к изданию многих богослужебных книг. В 1988 г. богословский факультет Белградского университета присвоил ему учёную степень доктора богословия honoris causa.

Долгое время Святейший Павел возглавлял Синодальную комиссию по переводу Священного Писания Нового Завета, который был официально одобрен Церковью и издан в 1984 г. Кроме того, епископ Павел был председателем Синодальной богослужебной комиссии, которая готовила к изданию служебник на сербском языке.

В ноябре 1990 г. решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви епископ Павел был избран Предстоятелем Сербской Церкви, став преемником заболевшего Патриарха Германа. Интронизация Патриарха Павла состоялась 2 декабря 1990 г. в кафедральном соборе Белграда.

Период патриаршества Его Святейшества Павла выпал на очень тяжёлое время: распад Югославии, сербско-хорватско-бос­ний­ская война и натовская агрессия в середине 90-х годов, затем волнения в Косово и вторая агрессия НАТО против Сербии; отделение Черногории, где при поддержке властей возникла и поддерживается раскольническая “Черногорская церковь”, наконец, противозаконное насильственное отторжение Косово от Сербии. При всех нелёгких событиях Патриарх поддерживал и утешал свою паству.

Патриарх Павел был известен чрезвычайно скромным образом жизни, был доступен и прост в общении, внимателен к клирикам и пастве. Люди искренне любили своего Патриарха; многие считали его современным святым. Велик был его авторитет и во Вселенской Православной Церкви. Патриарх Павел посещал с первосвятительскими визитами не только свою паству в странах бывшей Югославии, но и сербские общины в Австралии, Америке, Канаде и Западной Европе.

За время первосвятительского служения Патриарха Павла произошло немало позитивных событий. Был открыт ряд семинарий, был восстановлен богословский факультет Белградского университета, было возобновлено преподавание Закона Божия в школах. В 1992 г. был уврачёван “американский раскол”, возникший в среде сербов США во времена коммунистической Югославии, — своего рода аналог Русской Зарубежной Церкви. Велась большая работа по уврачеванию македонского раскола, и хотя достигнутые в Нише соглашения были затем отвергнуты раскольнической “Македонской православной церковью”, но при активном участии Патриарха в Македонии всё же возникла вновь каноническая Церковь юрисдикции Сербского Патриархата (после того как в 2002 г. перешёл из раскола митрополит Велесский Иоанн и были рукоположены другие архиереи), и таким образом несмотря на сильное противодействие македонских властей и раскольников была возрождена Православная Охридская Архиепископия.

С 2007 г. состояние здоровья Патриарха ухудшилось настолько, что он был вынужден постоянно пребывать в палате Военно-медицинской академии. Святейший неоднократно обращался к Архиерейскому Собору с просьбой об увольнении на покой по состоянию здоровья, но архиереи Сербской Церкви предпочли не избирать нового Патриарха при жизни Его Святейшества Павла, по-прежнему почитая его как Предстоятеля Церкви.

15 ноября 2009 г. в 10 ч. 45 мин. Патриарх Сербский Павел после принятия Святых Христовых Таин отошёл ко Господу.

Из великого наследия почившего Патриарха Павла хочется предложить вниманию русского читателя молитву, составленную им во время войны на территории бывшей Югославии. Это прошение следовало вставлять на богослужении в сугубую ектенью. Молитва показывает отношение Патриарха Павла к тем трагическим событиям, — отношение, которое он взращивал среди своей паствы. В ней содержится и немалое назидание всем тем, кто терпит обиды и притеснения от врагов.

О милости Божией к нам, недостойным рабам Его, да сохранит всех нас от ненависти и злых дел, и да вселит в нас любовь самоотверженную, по которой все узнают, что мы ученики Христовы, народ Божий, как и святые предки наши, и да вовек знаем, как определить истину и справедливость Царства Небесного, Господу помолимся.

О всех тех, кто чинил неправду ближним своим, угнетал сирот или невинную кровь пролил, воздавая ненавистью за ненависть, да дарует им Бог покаяние, просветление ума и сердца и воссияние души светом любви ко врагам, Господу помолимся.

Господи, сколь много врагов, воюющих против нас и говорящих: нет им помощи ни от Бога, ни от людей. Господи, простри к нам руку Твою, да станем народом Твоим и по вере, и по делам. Если надлежит пострадать нам, пусть будет это на пути справедливости Твоей и истины Твоей, — не допусти, чтобы то было по неправде нашей или по ненависти к кому-либо. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!

Ещё молимся Богу, Спасителю всех людей, и за врагов, — да отвратит их человеколюбивый Господь от насилия над православным народом нашим; дабы не рушили наши святые храмы и могилы, не убивали детей и народ не изгоняли, но да и они пусть обратятся на путь покаяния, правды и спасения. Рцем вси усердно: Господи, помилуй!

* * *

Я никогда не видел лично Патриарха Павла, хотя наслышан о нём был давно. Впервые я попал в Сербию осенью 2006 года. Я очень хотел увидеть Святейшего, тем более что, насколько я знал, обычно он был вполне доступен. Не то чтобы я рассчитывал на аудиенцию, просто хотелось посмотреть своими глазами на святого человека наших дней и подойти к нему под благословение, — уже это было бы счастьем. Но как раз тогда, осенью 2006-го здоровье его ухудшилось, а в последующие разы становилось всё хуже. Видимо, я оказался недостоин того, чтобы увидеть Святейшего Павла. Но зато, будучи в Сербии, я слышал от заслуживающих доверия людей множество примечательных историй о нём (ныне достаточно хорошо известных), суть которых в общем сводится к следующему.

Святейший Патриарх Павел был уникальной личностью не только для нашего времени, но, наверное, и для любого другого, и потому, конечно, бессмысленно пытаться делать его опыт некоторой планкой для других, — точно так же, как, например, опыт святого Филарета Милостивого или святого Алексия человека Божия делать планкой для большинства мирян наших дней. У каждого своя мера и свой образ подвига. Мне кажется, можно просто порадоваться, что при нашей жизни был такой человек в Православной Церкви.

Сербский Патриарх и будучи облечённым столь высоким саном продолжал аскетические подвиги и держался очень скромно, причём это было для него естественным, без какого-либо следа нарочитости, отнюдь не напоказ. Он ходил по городу пешком или ездил в общественном транспорте, среди людской давки, был нестяжательным и питался так же скудно, как древние отцы-пус­тынники, — просто потому, что он был таков.

Широко известны примеры аскетической жизни Святейшего Павла. Так, одна женщина на приёме у Патриарха случайно посмотрела на его обувь и пришла в ужас: это были старые, порванные, а затем зашитые ботинки. Патриарх же, заметив её взгляд, с радостью сказал: “Видите, какие у меня хорошие ботинки? Я их нашёл возле урны, когда шёл в Патриархию. Кто-то выбросил, а ведь это настоящая кожа. Я их немного подшил — и вот, они ещё долго смогут послужить”.

Другая женщина пришла в Патриархию с требованием поговорить с Патриархом по неотложному делу, о котором она может сказать только лично ему. Такая просьба была необычной и её не сразу пустили, но всё же благодаря настойчивости посетительницы аудиенция состоялась. Женщина с большим волнением сказала, что этой ночью ей приснилась Богородица, Которая велела принести Патриарху денег, и с этими словами протянула конверт. Патриарх Павел, не беря конверта, ласково спросил: “А в котором часу Вы легли спать?”. Женщина ответила: “Ну… где-то в одиннадцать”. “Знаете, я лёг позже, около четырёх часов утра, — сказал Патриарх. — И мне тоже приснилась Богородица и просила передать Вам, чтобы Вы эти деньги забрали и отдали тем, кто в них действительно нуждается”. И не взял денег.

Но к тем, кто жил по-иному, он относился с ласковой снисходительностью и юмором, говоря, например, при виде дорогих автомобилей клира: “Если они, зная заповедь Спасителя о нестяжательстве, имеют такие машины, то какие же машины у них были бы, если бы этой заповеди не было?”.

Его бесстрашие, рождаемое послушанием воле Божией, буквально не знало предела. Как-то раз Патриарх летел на самолёте. Пролетая над морем, самолёт попал в зону турбулентности; стало трясти. Молодой архиерей, сидевший рядом с Патриархом, спросил, что он думает о том, что самолёт сейчас может упасть. Святейший Павел невозмутимо ответил: “В отношении себя лично я восприму это как акт справедливости: ведь в жизни я съел столько рыбок, что неудивительно, если теперь они съедят меня”.

Святейший Патриарх Павел не только вёл аскетическую жизнь, но и в остальном был живым примером Евангельского пастыря. Про него говорили, что он живёт во Христе в полном смысле этого слова. Как православный монах, он очень строго постился. Он каждое утро служил литургию в маленькой часовне, которая находится в здании Патриархии. Хора там не было, пели только прихожане. Он сам облачался перед службой и разоблачался после службы, сам исповедовал прихожан и причащал их. Подрясник и рясу он не менял более 50 лет; сам их стирал, гладил и чинил. Он сам себе готовил пищу. У него были сапожные инструменты, и он мог отремонтировать любую обувь. Он часто служил в разных храмах, и если видел, что у священника порвана ряса или фелонь, говорил ему: “Принеси, я починю”… Простое пребывание рядом с таким человеком уже было большим благом для воспитания души, для духовного возрастания.

Иными словами, Патриарх Павел был очень близок своему народу и народ его очень любил.

А теперь весь православный мир верит, что обрёл ещё одного молитвенника у Престола Божия.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: