Святитель Гермоген — печальник земли Русской

В преддверии Дня народного единства, который отмечается 4 ноября в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году, нельзя не вспомнить об одной из центральных фигур, сыгравшей ключевую роль в прекращении Смуты на Руси — святителе Гермогене.

«Печальник», «печаловаться» —
заботиться, скорбеть, защищать,
спасать от беды и нужды,
жертвовать собой.

mg14

Фото: rus-drama.ru

Возможно, один из самых действенных способов осознания масштабов исторической личности — это художественное творчество. Уже третий год в Московском театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко идет историческая драма «Царский путь», глубоко и серьезно, на самой высокой ноте искренности, веры, убежденности рассказывая о великом духовном подвиге Патриарха Гермогена.

В рамках сценического действия — огромный исторический период, начинающийся, когда еще жив Борис Годунов и заканчивающийся смертью святителя Гермогена и царя Василия Шуйского. А за этими событиями, вне спектакля, но ощутимо и зримо, мы видим призвание на царство Михаила Романова и годы ярких, благотворных свершений в России. Содержание спектакля не расходится с действительной историей, оно почти документально. Но главное в том, что исторический взгляд, точка зрения авторов и создателей — безусловно христианская.

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Спектакль весь пронизан величием светозарного лика нашего национального героя — Патриарха Гермогена, несет в себе мощный исторический и духовный заряд правды. И очень важно, что посредством театрального искусства в нашем самосознании священномученик вновь встает в полный рост. Это, пожалуй, единственный театр, который действительно творит такое искусство, которое доходит до ума и сердца зрителя, имеет оттиск подлинности. Таким и должен быть традиционный русский театр!»

Патриарх Гермоген, как духовный пастырь и как просто православный человек, в спектакле — это образец абсолютной духовной непоколебимости, несокрушимая скала, о которую остервенело бьются волны Смуты. По-человечески ему страшно и больно, он окружен мерзостью поступков и предательством, но его выбор всегда один — делать так, как это должно истинному христианину. И никогда, ни в жесте, ни в слове, ни в решениях, он не отступает от христианского долга.

Протоиерей Леонид Калинин: «Моему сердцу близко и моей душе радостно то, что Театр русской драмы, руководимый Михаилом Щепенко, реализовал такой грандиозный замысел, осуществив прекрасную постановку. Спектакль раскрывает весь ужас Смуты, показывает незыблемую стойкость Патриарха Гермогена, который в одиночку победил многие тысячи врагов. «Царский путь» имеет огромное значение для патриотического воспитания россиян! В нем правдиво показаны подлость и предательство, вера и верность. А ведь это так важно для нашей молодежи, которая нередко забывает, что проблемы сегодняшнего дня всегда имеют истоки в прошлом. Я восхищен и игрой актеров, и тем, что, в общем-то, минимальными сценическими средствами показано так много, так ярко и так убедительно».

За два часа исторической драмы «Царский путь» перед зрителями проходят образы тех, кто отступил, оступился, предал, изменил… Уязвленный собственной гордыней Лжедмитрий — почти неживой механизм с застывшей гримасой на лице, передвигающийся по сцене будто на ходулях, персонаж предельно неорганичный для Руси и для православия, ясное, хрестоматийное зло, нечто даже не вполне человеческое… Вельможи, погубившие семейство Годуновых: эти, наоборот, традиционно властолюбивы, жадны, беспощадны в своих представлениях о «правильной» жизни… Сложна и противоречива фигура царя Василия Шуйского. Казалось бы, он умеет любить искреннее, но Василий мечется, предает, перечеркивая одни клятвы и давая другие, теряет опору в вере, что в конечном итоге означает падение и смерть.

Фото: rus-drama.ru

Фото: rus-drama.ru

Капитолина Кокшенева, литературный и театральный критик, доктор филологических наук: «В спектакле показан механизм Смуты, как это начинается, как раскручивается, как путается личное тщеславие и эгоизм, желание дотянуться до короны. А какие значимые слова сказаны о православии: «Если веру потеряем, это последнее, что мы потеряем», и тогда уже трудно будет России выбраться из этой бездны. Спектакль предлагает большой труд для зрителя. Самое главное, что я хотела бы отметить: любая война, внутренняя или внешняя, это всегда война идей. И здесь это очень точно показано».

«Царский путь» — своего рода спектакль-икона, выстроенный по принципам иконописи: на «среднике» — праведник Гермоген, по краям — «клейма» из его жития, где он сталкивается с грешниками разной степени падения. И это дает современному зрителю очень ясное и последовательное христианское видение Смуты. Притом дает так, чтобы избалованный, сбитый с толку бесконечной «шоуизацией» человек не отвернулся и не заскучал, чтобы клиповая пелена экранов померкла перед настоящим искренним театральным творчеством.

Протоиерей Александр Ильяшенко: «Святитель Гермоген занимает совершенно исключительное место в российской истории. События складывались так, что в тяжелейшие времена Смуты его голос был единственно слышимым на всю Россию. Поляки сидели в Кремле, российская государственность была разрушена, бояре продавали и предавали свою Родину. И вопреки всеобщей готовности преклониться перед католической Польшей, принять ее условия, вопреки тому, что слово в защиту отчизны означало для Патриарха смерть, святитель Гермоген не молчал, открыто призывая всех честных людей встать на защиту Отечества.

Один из центральных эпизодов спектакля «Царский путь» — это отражение исторического события, когда к Патриарху пришли бояре с требованием принять программу, ведущую к уничтожению России. На решительный отказ святителя Гермогена, разъяренный боярин выхватил нож и замахнулся на него. Но немощный старец бестрепетно осенил себя крестным знамением и произнес: «Крест честный против твоего окаянного ножа. А ты будь проклят от нас и в сем веке, и в будущем»! Весь облик Патриарха был настолько величественным, эти слова были произнесены настолько бестрепетно и властно, что головорезу стало страшно, и он бросился Патриарху в ноги, прося прощения.

Фото: rus-drama.ru

Фото: rus-drama.ru

По слову святителя Русь поднялась вопреки тому, что не было центральной государственной власти, преодолела противоречия, казавшиеся непреодолимыми, и смогла изгнать польских захватчиков. Но прежде поляки кинули Патриарха в подземелье, где он умер от холода и голода. Россия вышла из смуты, правда, ценой жизни святителя Гермогена. Но он был готов умереть за свою Родину и веру Православную.

Спектакль, который будет показан ко Дню народного единства и в память святителя Гермогена, очень ярко и исторически верно отражает черты той далекой противоречивой героической эпохи. Мне кажется, что этот спектакль — явление для русской культуры, с которым я всем желаю ознакомиться».

Спектакль «Царский путь» будет показан 2 ноября в 19.00 на сцене Театра Луны (ст. м «Третьяковская», «Новокузнецкая», «Добрынинская», «Полянка», ул. Малая Ордынка, 31).

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Русская смута – болезнь в хронической форме

Феликс Разумовский – о русской революции и патриархе Тихоне

Христианская этика для времени смуты

Наша безусловная верность принадлежит не той или иной стороне в политическом конфликте, но Господу нашему Иисусу…