Святой Владимир и память о нем

Велико дело св. равноапостольного князя Владимира и неувядаема слава его! О его княжении, личности, деле его рассказывает древняя летопись наша. Она и в простодушных, и в ярких словах говорит сначала о воинственном князе-завоевателе, а затем о его поисках правды, истинной веры. Вместе с летописцем мы как бы присутствуем при крещении киевлян и слышим молитву Владимира: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия»; узнаем о возникновении просвещения, наборе детей для учения книжного; присутствуем при освящении православного Десятинного храма, после чего Владимир «створи праздник велик болярам и старцем людским и убогим раздая именье много»; узнаем о щедрой помощи нищим и больным и о его нежелании кого-либо смертью казнить…

Проходит несколько десятилетий после крещения Руси, и о деле Владимира говорит своей пастве митрополит Иларион: «Восхотел и спас нас Бог и привел в познание истины… Церкви воздвигаются; на горах поставлены монастыри… Мужи и жены, великие и малые прославили Господа. Тебя же как восхвалим, достопочтимый и славный отец наш, премужественный между владыками Василий (христианское имя Владимира)? Как можем надивиться твоей доблести? Когда воздадим благодарность?.. Встань из гроба твоего, честная глава, возведи очи и посмотри, как Господь, сподобив тебя почестей небесных, не оставил тебя без памяти на земле. Посмотри на город, сияющий величием, посмотри на возрастающее христианство и возрадуйся, возвеселись и восхвали благого Бога, строящего все сие».
Появляются в следующие десятилетия жития св. Владимира и сказания XII—XIII веков, поминающие имя и время его.
И образ Красного Солнца, светлого князя, сберегателя Русской Земли встает и продолжает жить сквозь века в песне и слове наших былин.
В яркие краски облек народ повествование свое:
Как не красно солнце в небе разыгралося
Как во стольном городе во Киеве
У Владимира, у князя солнышка
Заводилось пированьице почестен пир,
Собирались все князья да бояре,
Русские могучие богатыри…

О выступлении же князя вспоминает былина в словах:

Не серебряна сополочка возыграла —
Воспроговорил сам батюшка Владимир-князь…

И князь этот — Владимир былинный — и ласков, и щедр, любит песни и пиры, но умеет и думать крепкую думу о Русской Земле, оберегать ее и заботиться о ней.
Так представляли себе русские люди образ и дела князя Владимира, когда «играли напевку святорусскую, заводили старинку стародавнюю».

Когда же родилась в XVIII веке, с Ломоносовым, новая наша поэзия, мы находим у Ломоносова опыт восхваления великого князя Владимира, и ему вторит Сумароков с его, теперь уже забытой, поэмой «Владимир Святой». XIX век приносит знаменитое стихотворение Хомякова о Киеве, о Днепре, как русской купели, с перекликанием паломников от всей широкой русской страны. Звучное славословие посвятил делу Владимира поэт Случевский к 900-летию крещения Руси. Если — говорит поэт — Русской Земли не измерить, если в ней весей не счесть, Господу сила — молитва! Князю Владимиру — честь! Но истинным певцом великого князя Владимира явился поборник киевской старины — граф Алексей К. Толстой. Мы видим у него Владимира, как в летописи, сначала воинственным князем-борцом, стремящимся самое свое крещение завоевать, затем преображение этого князя после крещения, когда

Как сон, вся минувшая жизнь пронеслась,
Почуялась правда Господня…
И пал на дружину Владимира взор:
— Вам, други, доселе со мною
Стяжали победы лишь меч да топор,
Но время настало — и мы с этих пор
Сильны еще силой иною…
И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..

Владимир — христианин с милосердной душой. Но вместе с былинами Толстой знает Владимира, пирующего с богатырями своими над светлым Днепром, когда:

Пирует с Владимиром сила бояр,
Пируют посадники-гридни,
Пирует весь Киев, и молод и стар,
И слышен далеко звон кованых чар.
Ой, ладо, ой ладушко-ладо…

Изображает нам поэт и состарившегося князя Владимира. Но он все еще бодр и весел, мнимо-грозен и сердечно ласков, и готов в «веселый месяц май» благословлять счастье своих юных дочерей и их женихов-дружинников и богатырей, — способного провиниться, но и лихо сразиться богача и красавца Чурилы Пленковича и прибывшего из Индии к князю Владимиру храброго бойца и дружинника Дюка Степановича.

Проповедями, сказаниями и былинами, поэмами и балладами восхвалили, воспели русские люди равноапостольного великого князя Владимира. Но и храмами почтили — в Новгороде старом, в Москве XVI столетия, дивным собором св. Владимира в Киеве; торжественным праздничным поминовением, установленным князем Александром Невским; высоким памятником над Днепром и ежегодным в Киеве 15 июля грандиозным крестным ходом и торжественным водосвятием. Именем великого князя Владимира, как символом единения, перекликалась с Москвой Малая Русь.
Высшей светской школе в Киеве указом Императора Николая I было усвоено наименование Университета Св. Владимира. «Избрав, — гласил указ, — город Киев, с давних лет к учреждению Университета предназначенный, равно драгоценный для всей России, колыбель Св. Веры наших предков… Мы повелели учредить в оном университет под особым покровительством и в память великого просветителя Богом врученной нам страны».

Когда исполнилось 900-летие со дня крещения Руси, оно было отпраздновано великолепным торжеством — русским и всеславянским. И тогда один из крупных государственных деятелей и публицистов сказал: «Дело св. кн. Владимира помогло нам остаться русскими людьми, собрать рассеянные силы, одушевило и вождей, и народ, дало ему терпение пережить страшные невзгоды и от своих лихих людей, и от чужих, и одолеть врагов своих… посылало сынов земли нашей умирать за свою землю, научило рассыпанное стадо собираться около пастыря…

С востока, откуда воссиял свет Христов всему миру, приняли мы веру свою, приняли несказанную красоту богослужения и в него вложили свою русскую душу — глубоким и могучим словом своего языка и чудным звуком родной своей песни».

А когда на новооткрытом великому учителю памятнике к ночи засиял в руке Владимира огненный крест, показалось современникам, что это снова святой князь благословляет свой Киев, вечный Днепр и всех — близких и далеких и малых, собравшихся для того, чтобы дело его вспомнить и его память почтить.

И ныне мы — оторванные от родной земли, но верные ей — тебе — нашей родины просветителю, ее великому объединителю, золотому солнцу былин — сердцем и помыслом — честь воздаем! Слава тебе!

Не в древнем нашем Киеве, не у Днепра и подножия высокого памятника Св. Владимиру суждено было нам отпраздновать 950-летие крещения Руси, Но мы его отпраздновали. Сквозь страдания изгнания, искренней верой, сосредоточенностью мысли и твердой надеждой звучали наши слова. И, кажется, еще глубже мы познали и чтим дела того, кто принес нам «веру в Бога, песнопенья, светлый дар любви и слез». Мы не колеблемся, мы не сомневаемся, что

В ночи благоуханной,
Льющей тишь и мир окрест,
Охранительный, венчанный
Загорится снова Крест.
И, смывая зла неволю,
Подымая жизни вал,
Нам пошлет и свет и волю
Тот, кто веру даровал.


Первые публикации: День Русской славы. Белград. 1939..№ 9.

Сборник. Святой Креститель. Из наследия русской эмиграции. М. Русский мир. 2000.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
“Мой дедушка знал Троцкого”: как поразить студентов

Революция 1917 года для студентов - это примерно там, где Ледовое побоище и Куликовская битва

Рождение нового человека

Любая попытка синтезировать коммунизм и православие – это или глупость, или мимикрия

И вот мы уже все историки!

В стиле 1937-го: почему опасно “играть в историю”

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: