Добрый день, дорогие читатели и кинозрители!

Несколько месяцев назад, в начале нашего разговора, я предложила условную классификацию фильмов, касающихся тем веры и религии, выведя в ней категорию, о которой и предлагаю сегодня поговорить подробнее.

Речь идет о святости. Как в кинематографе находит свое отражение столь сложный феномен как святость?

«Десять заповедей», режиссер Сесиль де Милль, 1923 год.

«Десять заповедей», режиссер Сесиль де Милль, 1923 год.

Есть несколько путей решения этой проблемы. Первый, самый простой и легкий – буквальная экранизация письменных текстов о святых, т.е. их житий или биографий.

Сложнее дело обстоит с переносом на экран исторических романов, театральных сценариев и т.д. Еще сложнее, и тем интереснее, попытки создания житий святых, резко отличающихся от привычных шаблонов. Но об этом позже.

Ведь вы, наверное, замечали, как похожи друг на друга жития некоторых святых. Мученики, подвижники и угодники Божии предстают в них существами, отличными от всего рода людского уже с рождения. С каким воодушевлением они одолевают самые сложные препятствия на пути к святости! С какой нечеловеческой выдержкой выносят самые страшные муки и страдания!

Все то же самое можно легко перенести на экран. Рык львов в Колизее, мокрый от крови песок арены, горящие костры. Белые одежды, ангельскую умиротворенность лиц, сходящие с небес потоки света…

Священная история всегда привлекала кинематографистов, обращавшихся к ней то в поисках сюжета, то идеи, а то и просто зрелищности.

Первыми святыми, попавшими на экран, как диктовала логика истории, стали те, кто входил в ближайшее окружение Спасителя в Его земной жизни: апостолы и святые жены, такие как Мария Магдалина, появившаяся уже в знаменитой «Нетерпимости» (Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages, 1916) Дэвида Гриффита в самом начале ХХ века.

Пристальный взгляд камеры устремился и в сторону ветхозаветных событий, запечатлевая судьбы царей и пророков: Моисея, Давида, Соломона. Вспомним «Десять заповедей» (The Ten Commandments, 1923) Сесиля де Милля.

Но кроме библейских персонажей живое внимание творцов новых мифов привлекали еще несколько фигур.

Ингрид Бергман в фильме «Жанна д’Арк», режиссер Виктор Флеминг, 1948 год

Ингрид Бергман в фильме «Жанна д’Арк», режиссер Виктор Флеминг, 1948 год

Безусловное лидерство в этом ряду принадлежит Орлеанской деве – Жанне д’Арк, национальной героине Франции, причисленной к лику святых Римско-Католической Церкви. Первый фильм, целиком и полностью посвященный ей, был создан ровно на рубеже веков. Премьера одноименной десятиминутной исторической картины Жоржа Мельеса состоялась в США в 1900 году.

В фильме «Жанна д’Арк», снятом режиссером Виктором Флемингом в 1948 году, сыграла Ингрид Бергман, о двух других интересных ролях которой я рассказывала вам несколькими неделями ранее.

К образу девы-воительницы обращались и уже хорошо знакомые нам Роберто Росселлини и Робер Брессон («Процесс Жанны д’Арк», Procès de Jeanne d’Arc , 1962). Примечательно, что в картине «Жанна д’Арк на костре» (Giovanna d’Arco al rogo, 1954) Росселлини главную роль снова исполнила Ингрид Бергман.

Из последних известных отечественному зрителю масштабных проектов упоминания достоин фильм «Посланница: история Жанны д’Арк» (The Messenger: The Story of Joan of Arc, 1999) Люка Бессона с Милой Йовович в главной роли.

В рейтинге экранизаций особенно ярко проявился принцип «победитель получает все». Количество фильмов, посвященных Орлеанской деве, ушло далеко за 30, в то время как о святом Франциске Ассизском, занимающем почетное второе место, снято немногим более  10.

Кадр из фильма "Франциск шут Божий", режиссер Роберто Росселлини, 1950

Кадр из фильма «Франциск шут Божий», режиссер Роберто Росселлини, 1950 год

Зато все те же интересные и известные имена.  Роберто Росселлини – «Франциск, шут Божий» (Francesco, giullare di Dio, 1950). Франко Дзеффирелли – «Брат Солнце, сестра Луна» (Fratello sole, sorella luna, 1972), ну, и «Франциск» (Francesco, 1989) Лилианы Кавани, который многие, наверное, смотрели, поскольку там снимался Микки Рурк. Отметим, что Кавани дважды обращалась к истории святого, сняв еще в 1966 году фильм «Франциск Ассизский» (Francesco d’Assisi).

Для того чтобы попасть на экран, история должна выделяться своим сюжетом, предлагать публике увлекательные истории, героические характеры, ярких персонажей.

Фильмы о святых – не только фильмы о святости. Зритель может воспринимать и оценивать их как обычные костюмированные исторические драмы. Так, например, можно относиться и к «Бекету» (Becket, 1964) режиссера Питера Гленвилла, и к «Человеку на все времена» (A Man for All Seasons, 1966) Фреда Циннеманна, да и к «Андрею Рублеву» Тарковского – пожалуй, единственному историческому образу русского святого, предложенного нашим кинематографом миру.

Да, я помню об «Острове», но речь сейчас о реальных людях, а не о литературных образах. Ведь если говорить о них, то разве созданное Львом Толстым «антижитие» «Отец Сергий», перейдя на экран, не стало историей пути к святости?

Картины, в которых делается попытка увидеть действие благодати в простых людях, пожалуй, наиболее интересны, но рассказ о них у нас впереди. По сути дела, именно в таких фильмах и раскрывается самое важное – путь души к Богу.

Однако вернемся к простым историям. Может ли история святости, перенесенная на экран, быть интересной? Во времена торжества визуального, не становится ли кино единственным способом донести до широких масс знание о святых и их подвигах?

Сегодня мы говорили только о святых Католической Церкви. Так уж сложилось, что именно им посвящено так много художественных фильмов, которые входят в золотую сокровищницу мирового кинематографа.

Кадр из фильма "Андрей Рублев", режиссер Андрей Тарковский, 1966 год.

Кадр из фильма «Андрей Рублев», режиссер Андрей Тарковский, 1966 год.

Сейчас наши знания о родных святых расширяются за счет все растущего числа документальных фильмов. Многие, вероятно, смогут сразу назвать несколько хороших примеров. Но, возможно, недалек день, когда мы станем свидетелями экранизаций житий преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святой блаженной Ксении Петербургской и других. Вот тогда-то, пожалуй, и потребуется кинематографистам вспомнить о том, как зарубежные мастера переносили на экран столь тонкие материи.

В следующий раз мы посмотрим, как французскому режиссеру Морису Клошу удалось рассказать о богатстве и бедности, святости и милосердии в картине о реальном историческом персонаже – католическом священнике Венсане де Поле (1581—1660) в картине «Месье Венсан» (Monsieur Vincent, 1947). Мой совет – посмотрите этот фильм.

Всего вам доброго!

Читайте также:

Словарь «Правмира» — Святые, святость

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.