Святые без храмов

|

В церковном и около Интернете, в журналах, на выступлениях и в официальных документах: новомученики, новомученики, новомученики…

О том, что надо помнить священников, замученных в советские годы, о том, что надо составлять  и служить им службы, о том, что надо писать им иконы, о том, что надо продолжать исторические исследования… И вообще, о том, что надо всячески почитать и популяризировать подвиг этих сотен тысяч христиан, отдавших свои жизни за веру – в самом недавнем нашем российском прошлом.

О необходимости этой писано уже многажды. И о том, что тема новомучеников не самая популярная в практическом православном благочестии – тоже… Неудобные они, эти новомученики. Слишком мало похожи на былинных героев, и слишком сильно – на обычных людей. Слишком близко время, когда они жили. Отсюда – слишком не укладываются они в привычные стереотипы (и мифы) святости.

В церковной жизни сосуществуют как бы две реальности. В одной, практической, жизненной – актуальности новомучеников отведено одно из последних мест. В вербальной, на уровне слов – декларируется важность и интерес к этой теме.

Способов сблизить эти две реальности не так много. Одна из сильнейших возможностей закрепить в церковном сознании память о них – посвятить новому святому храм. Так фиксируется внимание на святом, на его подвиге и на обстоятельствах его жития не только для прихода, но и еще для множества людей, как церковных, так и нецерковных.

В современном открытом информационном пространстве имя святого начинает фигурировать на картах, дорожных указателях, в справочниках, в Интернете… Вместе с именем в информационное пространство прямо и косвенно вводится и контекст, сопровождавший жизнь святого: обстоятельства подвига, исторический фон и его церковная оценка, причина канонизации… Это мог бы быть эффективный путь.

В Москве реализуется «программа 200» – это двести новых православных храмов. Представьте, если вдруг на карте столицы в течение года-двух появляется двести имен епископов и священников, пострадавших во время последних гонений на веру.

Такое массированное предъявление городу и стране темы новых мучеников неизбежно бы побудило интерес к проблеме взаимоотношений советского государства и Православной Церкви, навсегда бы закрепило и в церковной памяти и самих новомучеников, и их значимость.

Уточню: эффективным было бы персональное посвящение храма. Не собору новомучеников, а именно отдельным святым…

Сколько неожиданной информации, требующей осмысления и выработки оценки, могли бы получить, например, школьники в рамках программы «Основ православной культуры» или «Духовного краеведения» или просто «Москвоведения», если бы в соседнем со школой дворе был бы построен новый с иголочки храм святителя и исповедника Афанасия (Сахарова)? Или архиепископа Илариона (Троицкого)? Или митрополита Петра (Полянского)?

Но «программа 200» развивается по иному направлению. Из двухсот храмов опубликована информация о шестидесяти шести. Из них известно посвящение 58-ми. Из них только восемь посвящено новомученикам.

Два – Собору новомучеников (т.е. всем пострадавшим во время советских гонений православным христианам сразу), два – святым Царственным мученикам, и четыре – отдельным святым: священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому, преподобномученику Никанору Перервинскому, преподобномученице великой княгине Елизавете, страстотерпцу царю Николаю…  Еще один храм тоже соотносит нас с эпохой – праведного Алексея (Мечёва).

Ситуацию еще можно исправить, развернуть ее в сторону памяти о гонениях прошлого столетия –осталось еще 142 храма…

Эти двести храмов – уникальный шанс исполнить долг перед теми, кому мы обязаны сегодняшней возможностью быть православными. Вероятно, другой такой шанс выпадет Церкви не скоро – с учетом надвигающегося экономического кризиса и предполагаемых трудностей финансирования…

Для того, чтобы память новомучеников не осталась уделом книжных червей и студентов, сдающих «Новейшую историю Русской Церкви», для этого придется рвать стереотипы, в том числе и в отношении посвящения храмов – как отказывались от стереотипного соглашательства с НКВД новомученики.

Но, может быть, церковное сознание и не готово к разрыву стереотипа. Посвятить новый храм святителю Николаю – это благочестивый, но стереотип – в Москве таких храмов около сорока. А посвятить его никому не известному протоиерею Николаю Порецкому, московскому священнику, погибшему в ссылке в Архангельской области – для этого нужна, видимо, некоторая смелость.

Предположу, что для проявления таких инициатив есть несколько препятствий. Одна – бытовая и печально приземленная. Сколько людей – а, соответственно, и финансов – соберет престольный праздник Покрова? Вероятно, немало. Насколько популярным будет престольный праздник в храме, например, в честь мученика Стефана Наливайко?.. Вопрос, скорее, риторический.

photosight.ru. Фото: Alexey Danilin

photosight.ru. Фото: Alexey Danilin

Ну и главное, но не последнее. Неудобны новомученики в обществе, где постепенно романтизируется «светлое советское прошлое», где воспоминания о «вожде народов» в большей степени ассоциируются не с кровавой ценой экономических успехов, а со «стабильностью» и высокими показателями выплавки стали на душу населения. Диссидентство ныне не в почете, однако пострадавшее в советское время духовенство было определенно инакомыслящим относительно «генеральной линии»…

Православная Церковь в прошлые два десятилетия помимо самого подвига канонизации новомучеников совершила еще один – нравственный – подвиг: в лике святых было равно прославлено репрессированное духовенство из признанной властями официальной Церкви, так и «непоминающие» – не признавшие митрополита (впоследствии, патриарха) Сергия (Страгородского) епископы и священники.

Таким подходом Церковь встала над политикой, поднялась над земным и временным, подтвердила христианский приоритет духовного.

Если Церковь сегодня не справится, пойдет на поводу у общества, которое ностальгирует по советским «хлебу и зрелищам», – то настоящее церковное поколение не получит храмов, посвященных тем, кто сохранил для нас в советское время православную веру.

Читайте также:

Мучеников нельзя не любить

Почитаем ли мы новомучеников?

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Церкви они строят! Лучше бы больным детям помогли!

Вдруг вы проходите мимо двери, которая ведет в рай?

На купол строящегося в Страсбурге храма водружен крест

Церемония установки прошла в день памяти архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!