Святые и светское образование

|

«Пусть ребенок идет в православную школу, там его плохому не научат, а в неправославной школе-то как можно развратиться», – услышала я как-то от одной мамы. «Я мечтаю перейти из своего вуза в православный институт, там община, молятся перед занятиями, не надо читать нечестивую литературу», – это уже студентка прекрасного московского вуза. «А мы своего младшего перевели из православной гимназии в математическую школу – уж там-то его – лентяя – будут держать в ежовых рукавицах, ему там расслабляться нельзя» – это сказал многодетный священник, все дети которого выросли верными чадами Церкви.

В современной школе – средней или высшей, проблем – не счесть. Выбрать хорошее место обучения с ответвлёнными преподавателями и доброй атмосферой – катастрофически сложно. И все чаще можно встретить родителей, убежденных в том, что все православные школы хорошо только потому, что они православные, а, соответственно, все светские плохи тем, что светские, что наличие в школе духовника – панацея от всех сложностей.

О проблемах и светских, и молодых православных школ написано немало, наверное, самые лучшие статьи о сложностях православной школы принадлежат протоиерею Алексию Уминскому, директору одной из первых и лучших православных московских школ. Мы же попробуем проследить, как относились к светскому образованию святые Православной церкви.

Современная образовательная ситуация в определенном смысле уникальна. Вся европейская наука и образование неразрывно связано с христианством, церковью и монастырями. С самого начала средних веков – становления европейской цивилизации – именно монахи были практически единственными грамотными людьми, при монастырях были скриптории, библиотеки, туда отдавали в обучение детей, при монастырях зарождались первые школы и все первые европейские университеты тоже сформировались в монастырских стенах. Поэтому для  европейца на протяжении многих веков не существовало проблемы светского образования: он учился читать по священным текстам. В России еще в начале 20 века большинство грамотных людей получили свое образование в церковно-приходских школах.

Где же нам искать пример?

Наиболее близка к сегодняшнему времени эпоха первых веков христианства – христианство было религией гонимой, или просто не официальной религией, общество и школа были отделены от государства. Вся система образования была построена во многом с опорой на изучение текстов античных философов и мыслителей, значит, главными текстами были, по сути, тексты языческой тематики. Как же поступали родители-христиане, как поступали те родители, которые вырастили святых детей?

svIoann

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст – один из трех великих святых, о которых Церковь вспоминает как о «Великих святителях». Его проповеди собирали тысячи слушателей, и сегодня от его книг, однажды вчитавшись, не оторваться. Мать Иоанна, о которой житие рассказывает как об образцовой христианке, дала ему блестящее, лучшее из всех возможных тогда образований. Она отправила Иоанна учиться риторике у лучшего оратора того времени – Ливания. Ливаний был язычником, причем недружелюбно настроенным к христианам. Иоанн был лучшим его учеником. Когда Ливаний умирал, его спросили, кого бы он назвал преемником, и тот со скорбью ответил «Конечно Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане».

Вместе с Иоанном Златоустом Вселенскими учителями Церковь также называет Василия Великого и Григория Богослова. Они также происходили из христианских семей. Кстати, семья Василия Великого уникальна – пятеро детей и мать причислены к лику святых – шестеро канонизированных святых в одной семье: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский, младшая сестра — праведная Феозва, диакониса, и мать святителя праведная Емилия.

svVas

Святитель Василий Великий

В Афинском университете святой Василий учился так, что ему не было равных – он не был средним, серым, незаметным студентом, учившимся «от и до», о его знаниях ходила настоящая слава: «”Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета; каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому”. Он был филологом, оратором, философом и диалектиком. “Легче было выйти из лабиринта, чем избежать сетей его слова, когда он находил сие нужным”. Из астрономии, геометрии и науки об отношении чисел он изучил настолько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство. Собственные телесные недуги заставляли его изучить врачебную науку. Он был еще и юристом и естествоведом. Словом, “это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы”» (Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий).

Брат святителя Василия святитель Григорий Нисский также получил превосходное образование.

sv_grig

Святитель Григорий Богослов

Впоследствии святитель Василий ответит на такой насущный для многих и сегодня вопрос – нужно ли христианину читать языческих авторов, и какой в этом смысл. «Займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым.» (Святитель Василий Великий. Беседа к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).

Лучшим университетским другом святителя Василия был святитель Григорий Богослов. Из его записей мы знаем, как занимались в университете молодые люди, думается, что именно эти слова могут быть настоящим девизом для православного студента: «Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

Григорий Богослов родился по молитве матери. Она дала обет посвятить его Богу. Но интересно, что посвящение сына Богу для нее не означало отдать его в подростковом возрасте в монастырь. Напротив, почти до 30 лет будущий святитель учился. Он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии, Афинах.

svLuka1

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

А теперь перенесемся в двадцатый век, чтобы вспомнить еще о нескольких удивительных судьбах всемирных светильников веры.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – блестяще учился в Киевской медицинской академии. Валентин Войно-Ясенецкий был в числе инициаторов организации Ташкентского университета. Он прошел через лагеря. Его книга «Очерки гнойной хирургии», удостоенная Сталинской премии, выдержала много изданий и до сих пор (!) – один из базовых учебников в своей сфере. Гениальный диагност, он назначал лечение, даже будучи уже слепым. А был он Крымским епископом, потому что власти хотели иметь его поближе к своему санаторно-курортному месту и лечащие врачи регулярно ходили за советом к свт. Луке.

Монахиня Игнатия (Пузик) – ученый с мировым именем – она занималась патоморфологией туберкулёза, она автор всемирно известных монографий. К вере она пришла в университете, и в 25 лет приняла монашеский постриг. Оставаясь тайной монахиней в миру, она не оставила своей исследовательской научной деятельности, а со временем стала также писать и христианские книги.

1912
Матушка Игнатия (Пузик) за работой

Здесь можно было бы рассказать и о профессоре протоиерее Глебе (Каледе), игумении Серафиме (Черной) и многих других удивительных умнейших и добросовестных христианах, но поставим здесь точку.

Конечно, как средняя, так и высшая школы таят в себе много сложных ситуаций, непродуманных программ, спорных учебников. Да, надо бояться развращающих души, и бороться за то, чтобы не дать прийти в школу предметам в духе «Основ сексуального воспитания». Но совсем не обязательно, что в православном учебном заведении не будет таких же, а вдобавок и своих проблем. Школа хороша, если работают в ней хорошие и честные люди. Школа, даже открыто атеистическая, не  страшна, если дома ребенок видит настоящую любовь, веру и благочестие.

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Похожие статьи
9 типичных проблем детей в средней школе

Отсутствие ярких учителей, подростковый протест и бесконечный интернет

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!