Тайна Прощения

Почему и зачем христианин должен прощать? С какой целью установлено Прощёное воскресенье? Только ли в подготовке к Посту тут дело? Размышляет клирик Свято-Георгиевской церкви г. Кишинева протоиерей Виталий Шинкарь.

Прот. Виталий Шинкарь

Прот. Виталий Шинкарь

Человек — существо чувственное, гораздо более сентиментальное, чем духовное. В силу этого Прощеное воскресенье часто превращается в некое истерическое действо, когда прихожане, особенно женщины, устраивают «слезоточения», обмен просьбами простить и «медитации» на тему нашей грешности и недостойности. Мне кажется, что за всем этим стирается очень важный смысл, сокрытый во всей истории Церкви, в Ветхом и Новом Завете.

Смысл этот — не просто в примирении, а в единстве. Ведь наш Бог — Троица. Это совершенный мир и совершенное единство. Прощение или примирение означают не только дружбу и братство друг с другом, а в первую очередь —  пребывание в мире Божьем, то состояние, к которому человек призван. И это – условие вхождения в пост.

Обычно когда мы в проповедях восхищаемся человеком или говорим о том, что человек — это микрокосм, что он больше, чем этот мир, то мы забываем, что отцы Церкви говорили, что человек — это больше, чем микрокосм. Самое главное для отцов не то, что человек — не просто разумное или общественное животное, а то, что это существо, достигающее состояния, которое мы называем обожением. Человек — тот, кто должен перейти дальше от этого мира, стать богом, обожиться. Это тварь, которая имеет от Бога заповедь и повеление стать самой богом. В этом призвание человека.

Великий пост — следование к Пасхе, как к главной цели человеческого бытия. По сути именно Пасха является для человека содержанием его христианской жизни. Переход от внутреннего скотского положения к человеческому. От простого человека — к богоподобию.

Именно поэтому очень важно понимать, что наше примирение — это не просто условие вхождения в пост, а в первую очередь — условие нашего подобия Богу. Что мир, который человек хранит в сердце, мир по образу Святой Троицы, по образу Христову — он и рождает нас как человеков. И это единственное условие нашего обожения.

Величие человека именно в том, что он не простое творение, а имеет образ самого Творца, близок по природе к Нему. Иными словами, как замечательно говорили отцы, человек велик не потому, что у него есть какие-то особые свойства, а потому, что у него есть великое назначение.

Мы предназначены превысить свой уровень простого творения. И поэтому тайна примирения заключается не просто в чувственной победе над внутренними войнами и раздорами, а в том, что мы должны вглядеться в образ Святой Троицы и быть примиренными с Богом по образу самого Христа. Это единственный путь нашего следования той заповеди, ради которой мы созданы и призваны в мир.

Весь Великий пост должен проходить для человека именно в этом ключе. Это очень важно. Неслучайно в конце всех подготовительных недель Церковь выбирает день, который называет Прощеным Воскресеньем. В этот день мы не просто прощаем друг друга, но и наполняемся радостью о прощении, дарованном нам Богом. Не за какие-то заслуги или особые качества, а потому, что Господь любит нас. Условие прощения — это образ любви, совершенной любви в лике Святой Троицы.

О Троице у нас говорится очень мало слов. Это одна из сложнейших тем богословия и нашей христианской жизни. Но эта тема очень важна. Если мы выносим ее за скобки, условно заменяя словом Бог, то мы тогда ничем не отличаемся в своем поклонении Богу от адептов прочих религиозных систем. Есть удивительная тайна, открытая нам Христом и во Христе: о том, что Бог — это Троица. Это совершенное пребывание в единстве трех Лиц, это единая природа, находящаяся в ипостасной любви.

Это откровение фактически раскрывает нам тайну нас самих. Устройство Бога открывает мне самого меня — я ведь создан по образу, данному нам в совершенстве. Христос — живой образ Бога. А я — образ этого Образа. Вглядываясь в Него и в Святую Троицу — только так я могу понять Ее устройство. И первое, что я вижу в Боге, одно из Его первейших качеств — это неотъемлемый мир. Неподвижный, но в то же время очень динамичный, находящийся в постоянной любви. А условие любви — это условие примирения, когда разделения не существует.

Наверное, об этом стоит особо сказать в день Прощеного воскресенья. Чтобы мы были укорены не в рассуждениях о себе, а видели себя, вглядываясь в образ Христа и Святой Троицы. Чтобы мы хранили этот мир, чтобы у нас не было войны с Богом. И тогда нам может раскрыться очень важная тайна нас самих.

Записал Артём Левченко

Читайте также:

Сумеем ли простить? (+ВИДЕО)

Прот. Сергий Правдолюбов: Прощать — это элементарная техника безопасности

Желать ли врагам здоровья-успехов-в-работе-личной жизни?

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Почему нужно обязательно радоваться за других

Если любить ближнего с радостью, от всего сердца, то нет ни зависти, ни обиды – ничего

После встречи с пропагандой

Почему "До встречи с тобой" - антихристианский фильм?

55 лет вместе — как удалось?

Когда дети подросли, сын, показалось, что любовь кончилась