Митрополит Антоний Сурожский и его тайны

|

Эта статья о тайне митрополита Антония Сурожского, поиске собственных талантов, невероятных подарках и о том, что нужно делать, чтобы тебя нашел Господь.

Рассказывает протоиерей Сергий Овсянников, настоятель храма святителя Николая в Амстердаме.

Сначала православный храм в честь святителя Николая находился в старой часовне на Утрехтсестраат. Помещение было настолько маленьким, что у входящих туда людей возникал шок – они сразу же оказывались перед иконостасом лицом и душой к Богу. Но через 15 лет часовня стала слишком мала для выросшего прихода, и понадобилось новое строение. После долгих поисков в 1995 году было куплено здание церкви «Иммануил». Прихожане вспоминают местную печку – некоторые принимали ее тепло за «духовную теплоту» храма.

Приход святителя Николая продолжал расти и в 2006 году переехал в просторное здание бывшего монастыря капуцинов – храм «Тихелкерк», построенный 100 лет назад. Храм расположен в Йордане – старинном и очень живописном районе Амстердама, где раньше жил мастеровой люд, а теперь поселились художники и артисты.

Здесь средневековые улочки, обрамленные удивительной архитектуры зданиями и зеленью садов, пересекаются со множеством небольших каналов. На каналах тоже живут люди: сплошь и рядом красуются колоритные баржи – вонботы (woonboot), которые так и называются «жилье на воде». Велосипеды, цветочные горшки и разная нехитрая утварь выставлены на обозрение многочисленных туристов, посещающих Йордан как место наиболее романтических прогулок в столице Нидерландов.

Лебедей на каналах местные жители кормят прямо от дверей своих домов. А рядом с храмом святителя Николая каждое воскресенье гуляет цапля – она прилетает к Литургии и ждет, когда прихожане ее покормят.

Почти семейная история

Приход святителя Николая в Амстердаме появился в 1974 году благодаря митрополиту Антонию, который в то время был экзархом Западной Европы. Владыка уже известным проповедником приезжал в Голландию, люди к нему тянулись. В их числе – два слависта, студенты Амстердамского университета, муж и жена Алевейн и Татьяна.

Свадьба Алевейна и Татьяны

Свадьба Алевейна и Татьяны

Татьяна была родом из Одессы и попала в Голландию во время войны. После их знакомства с владыкой Антонием Алевейн принял православие и крестился с именем Алексий. Чуть позже он стал регентом, потом дьяконом, в священники его рукоположил митрополит Антоний, по его же благословению Алексий и Татьяна основали приход.

Алевейн и Татьяна

Алевейн и Татьяна

Община в Амстердаме – дело и плод души владыки Антония. Очень маленький, как и все православные приходы Европы того времени, он состоял от силы из 7-10 человек. Если собиралось 30 прихожан, это считалось чем-то невиданным – очень большой церковной общиной.

Митрополит Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум (19.06.1914-04.08.2003) – епископ Русской Православной Церкви, философ, проповедник, автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности.

Сын эмигрантов из России, в 14 лет обратился ко Христу. Окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1939 году тайно принял монашество перед отправкой на фронт хирургом французской армии. Участник французского Сопротивления, врач в антифашистском подполье.

Митрополит Антоний Сурожский: Как нам жить по-христиански? (+аудио)

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию.

В январе 1953 года был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956-го – архимандрита. 30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата с местопребыванием в Лондоне.

В 1962 году возведен в сан архиепископа с поручением окормления русских православных приходов в Великобритании и Ирландии во главе учрежденной 10 октября 1962 года Сурожской епархии РПЦ в Великобритании. Его проповеди привлекли в лоно Православной Церкви сотни англичан.

Митрополит Антоний Сурожский. Крещен я был, но был ли обращен?

3 декабря 1965 года возведен в сан митрополита и назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

Крещение Алевейна Фоогда (митрополит Антоний Сурожский)

Крещение Алевейна Фоогда (митрополит Антоний Сурожский)

Уже 25 лет служит на приходе святителя Николая Мирликийского в столице Голландии протоиерей Сергий Овсянников. Рукоположил его во священники митрополит Антоний Сурожский, оказавший огромное влияние на жизнь всей этой церковной общины.

Протоиерей Сергий Овсянников

Протоиерей Сергий Овсянников

– Как вы, уроженец Питера, оказались в Голландии?

– Приход в Амстердаме начинался с семи человек, причем это были голландцы, сербы и только двое русских – Татьяна Филипповна и дочь матушки Татьяны и отца Алексия Алена, которая стала впоследствии моей женой.

Отец Алексий и Татьяна Филипповна

Отец Алексий и Татьяна Филипповна

Когда отец Алексий из регентов стал священником, приходу понадобился руководитель хора. И его дочь Алена поехала в Ленинград учиться регентскому делу, где мы с ней и познакомились. Конечно, к тому времени я уже знал про владыку Антония, потому что нам передавали его книги – так называемый «тамиздат». А мы были тогда довольно активными участниками церковной жизни – и явной, и подпольной.

В 70-е годы «в подземелье» жизни было значительно больше, чем на поверхности.

Свадьба Сергея и Алены

Свадьба Сергея и Алены

В 1986 году я окончил Ленинградскую духовную академию, и мы с Аленой поженились. В 87-м был рукоположен во диаконы, и служить меня направили в деревню Вырица, куда я постоянно ездил из Ленинграда. Тогда Серафима Вырицкого еще почти никто не знал, известность он приобрел позднее. Лишь немногие приезжали на его могилу.

И тут пришло приглашение из Лондона от друзей поучиться библеистике в христианском колледже. Еще в Ленинграде я занимался древними языками – древнегреческим, древнееврейским, интересовался библейскими переводами, посещал лекции Сергея Аверинцева, когда он приезжал в Питер.

Великое молчание

– Но ведь до семинарии и духовной академии вы окончили физический факультет Ленинградского университета. Как сюда вписались древние языки?

– Да, первое мое образование – физик. Но тогда считалось, что если ты физик, должен знать всё. По крайней мере, не ударить перед «лириками» в грязь лицом. И, как минимум, одну главу из «Евгения Онегина» надо было знать наизусть. Физики тогда были широко образованными людьми.

А образование по библеистике я получил, отчасти, благодаря Патриарху Кириллу. Тогда он был ректором Ленинградской духовной семинарии и академии и отправил меня заниматься древнееврейским языком частным образом к замечательному человеку и востоковеду – Клавдии Борисовне Старковой. Ездил я к ней домой на занятия один-два раза в неделю, и это продолжалось около двух лет.

Древнегреческим же языком я занимался в Ленинградском университете – был нелегальным студентом в группе. Таких нелегалов, людей церковных и мотивированных, там оказалось несколько. Преподаватель «закрывал глаза» на наше присутствие, так как мы были хорошими студентами. Занимались для себя – из интереса и желания понять библейское слово. Ведь Новый Завет на древнегреческом написан.

И это приглашение из Лондона стало для меня невероятным подарком. Потому что, прежде всего, интересовала всё-таки не столько учеба, сколько возможность жить рядом с владыкой Антонием.

Митрополит Антоний и отец Алексий Фоогд

Митрополит Антоний и отец Алексий Фоогд

Я его знал по книгам, видел издалека, когда он приезжал в Питер и Москву служить, что происходило крайне редко, встречал на квартирах, но всё-таки близкого знакомства не случилось. А для меня очень важным было просто рядом стоять с владыкой, почувствовать, в чем же его тайна.

А тайна действительно существовала. И владыка Антоний, безусловно, был удивительным человеком. Его проповеди доходили до сердца и зачастую просто разворачивали людей – они обретали новый смысл жизни, новое понимание Евангелия. А как это происходило? Ведь не просто владыка прочитал внимательно евангельский отрывок, подумал, вышел и перед всеми сказал.

Владыка Антоний так рассказывал, как возникают его проповеди: «Евангелие я знаю почти наизусть. И когда слышу какой-то отрывок или читаю его, вдруг какое-то одно его слово звучит так, что оно обращено именно ко мне. И вот это слово так глубоко меня цепляет, что на нем и вырастает дальше проповедь».

И я еще раз посмотрел проповеди владыки и понял, что это действительно так. И тогда я спросил себя: «А что же нужно, чтобы услышать вот это одно слово?» Ответ был такой: нужно молчание. Нужно спуститься в такую глубину безмолвия, чтобы в этом безмолвии молчание прозвучало словом. Так, чтобы ты понял, что оно обращено к тебе.

Именно это и умел владыка Антоний. Он умел пребывать в молчании, в безмолвии, из которого рождалось слово, а потом проповедь. Из которого рождалась его молитва.

И это стало мне понятно уже в лондонском соборе.

Я был дьяконом и, находясь рядом с владыкой, когда он служил Литургию, чувствовал, что это такая высота, высота молитвы, что было ощущение, будто ты на вершине горы. В какой-то момент холод пробегал по спине.

И всё это происходило в молчании. Владыка ни одного слова лишнего не говорил во время службы. Он ни к кому не обращался – не делал замечаний или комментариев. Хотя дьякон мог в чем-то и ошибиться. Он стоял перед Христом. И вот стояние перед Христом, стояние в молчании, и рождало его молитвы и проповеди.

Это удивительно. Потому что спускаться в такую глубину молчания дано не каждому. У нас ведь всё время какие-то мысли, мы всегда заняты чем-то другим. Предстоять в молитве нам очень сложно. Мы это хорошо знаем. Читаем, скажем, утреннее или вечернее правило, и сколько мыслей возникает при этом в голове – сотни и тысячи. Сделать так, чтобы они не возникали – в этом и был его великий талант.

Лондон, 90-е годы

Сергей и Алена. Лондон, 90-е годы

«Ты должен искать свой путь»

Как складывались ваши личные отношения с владыкой Антонием?

– Я приехал в Лондон в январе 1989 года, а рукоположение состоялось в сентябре 90-го. Чуть более полутора лет стали временем интенсивной подготовки. Мы встречались с владыкой если не каждую неделю, то два-три раза в месяц. Я приезжал к нему, и в соборе происходили наши беседы. Мы закрывались в маленькой комнатке, обычно первые полчаса что-то говорил он, затем я мог задавать вопросы, высказывать сомнения касательно своей способности быть священником. Потому что, конечно, сомнения были. Владыка отвечал на мои вопросы и учил меня молчанию, помогал искать свои таланты.

Это важно было – искать свои таланты, а не подражать, скажем, ему. Он об этом предупреждал и в какой-то момент очень ясно сказал: «Не пытайся имитировать или подражать мне. Ты должен искать свой путь».

Это ежедневная работа, и продолжается она по сей день. Это труд, это тяжело, потому что беспутство всегда легче. Легче не заниматься своим делом, не пытаться быть собой, не искать своего пути – имитировать что-то действительно легче.

Христианство – труд всей жизни. Это ежедневные усилия оправдать Божье доверие. Бог нам доверил очень много. Оправдать это доверие, не заснуть на пути, не свернуть куда-то – всё это требует усилий.

Митрополит Антоний и Алена с дочкой Аглаей (слева)

Митрополит Антоний и Алена с дочкой Аглаей (слева)

Владыка Антоний помог мне понять, что такое служение. Служение священника – это вовсе не внешние какие-то действия, но очень глубокая внутренняя работа и следование за Христом. Когда владыка меня рукополагал, сказал такую фразу: «Запомни, с этого момента ты будешь стоять на том месте, где никто стоять не может и не имеет права. Потому что на этом месте может стоять только сам Христос».

Эти слова настолько ранили мою душу, настолько глубоко вонзились в меня, что, во-первых, я их помню до сих пор, а во-вторых, понимаю, какая в этом большая правда. Не брать на себя роль Христа, а быть Его служителем. Он, Христос, нам служит, а мы являемся Его руками, Его молчанием, Его дорогой к другим людям.

Молчание – глубина молитвы, тишина внутренняя. Христос для молитвы тоже поднимался в уединенное место, уходил в горы, оставался один. Говорил ученикам: «Вы бодрствуйте и ждите, а Я должен молиться». Это означает, что Ему тоже нужна была глубокая внутренняя тишина.

Нельзя подменять молитву свечой

Какие наставления митрополита Антония Сурожского оказались для вас наиболее важны?

– Владыка Антоний предупреждал не только меня, но и всех, чтобы мы, священники, не играли роль старцев, таких руководителей, которые начинают управлять паствой, говоря: ты должен сделать то, а ты – это. С легкостью такой прикасаются к человеческой душе. Считают, что раз священник, то уже всё знаешь и о другом человеке тоже, и можешь им руководить. Владыка предупреждал, что этого делать нельзя.

И я всегда подчеркиваю, что не хочу играть роль духовного отца – ни для кого.

Могу дать совет, и люди говорят, что, как правило, это удачные советы. Но я никогда не знаю, как это происходит, и скорее буду пытаться уйти от этой роли руководителя – она мне чужда, я не люблю руководить. Лучше, когда человек сам делает, ищет, находит.

Когда я у владыки тоже что-то спрашивал, иногда он говорил, что будет лучше, если мы вместе просто пройдем какую-то часть пути. Это означало, что он не будет мне объяснять, куда надо идти и что делать, какие книжки прочитать. Это означало, что он, владыка, будет служить Литургию, а я при этом должен очень внимательно присутствовать. Впитывать в себя не только слова, но и какую-то его силу.

Что и происходило. Но для этого, действительно, нужна сосредоточенность. Мне кажется, что пастве это и надо передавать.

Пастве надо передавать не слова какие-то «пойди и сделай», а наоборот, умение остановиться. Не пойди, нет, постой. Встань, не беги, не уходи от себя. Потому что Бог тебя может найти только в том месте, где ты не бежишь и не суетишься. И вот это, мне кажется, и есть задача пастыря.

Не суетись. Встань перед Богом. А это нам всегда страшно, очень страшно перед Богом стоять. Мы находим оправдания, чтобы куда-то отлучиться. Спрашиваем, куда свечки поставить, переставляем их с места на место. Вместо того чтобы остановиться и вспомнить, что свеча – это символ молитвы, а никак не замена ее. Нельзя подменять молитву просто свечой.

Отец Сергий и Алена

Отец Сергий и Алена

Как еще митрополит Антоний Сурожский повлиял на вашу жизнь?

– Сразу после рукоположения владыка отправил меня в Амстердам помогать отцу Алексию. Учеба моя окончилась несколько ранее, я искал работу, и владыка помог ее найти. Он благословил и устроил меня в Объединенные библейские общества. Как библеист, я получил профессиональную сферу деятельности консультанта по библейскому переводу.

По Европе нас было всего восемь человек, и мы должны были ездить в разные страны. Естественно, больше всего я ездил в Россию – занимался поиском переводчиков и их образованием. Помогал создавать переводы Библии на чувашский и осетинский языки, коми, карельский и т.д. Переводчики были местные, а я облегчал им понимание библейского текста.

А помощь на амстердамском приходе тогда действительно была нужна: шел 1990 год, и в церковной общине собралось уже около 30 человек. Вот так я начал работать, жить и служить здесь вторым священником. В 1999-м отец Алексий ушел на покой, и я стал настоятелем нашего прихода.

Сейчас приход святителя Николая Мирликийского в Амстердаме насчитывает около 300 человек 20 национальностей. Помимо настоятеля, протоиерея Сергия Овсянникова, в храме служат еще три священника – англичанин и два голландца.

Подробнее о многонациональном приходе Свято-Никольского храма Русской Православной Церкви в Амстердаме – в следующей публикации.

Подготовила Марина Богданова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Пропасть между справедливостью и любовью (+аудио)

Привести к спасению того, кто творит зло, может признание за ним права быть

Патриарх Кирилл об Антонии Сурожском: Я чувствовал, что это особый человек

Предстоятель Русской Церкви освятил надгробие на могиле митрополита на Бромптонском кладбище в Лондоне

Патриарх Кирилл впервые посетит с пастырским визитом Великобританию

Визит посвящен 300-летию присутствия Русской Церкви на Британских островах