Ток-шоу и священники: «Сюда я больше не ездок»?

|

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал священников отказаться от участия в ток-шоу. Как восприняли это те, кто, собственно, делает телепрограммы такого рода и кто в них участвует? Насколько, по их мнению, необходимо священнослужителям появляться на «голубых экранах»?

 Протоиерей Всеволод Чаплин: Формат ток-шоу похоронил любой шанс на осмысленность

протоиерей Всеволод Чаплин

протоиерей Всеволод Чаплин

Давно пора было расстаться с этими ток-шоу. Я не раз говорил, что участие священников в них становится все более и более проблематичным. Лет десять назад  подобные программы ещё могли предполагать серьёзный разговор, сейчас такой разговор возможен только в избранных ток-шоу, да и они теряют остатки серьёзности и вдумчивости.

В основной же массе ток-шоу превратились в бесконечный поток взаимной брани, в котором выигрывает только тот, кто громче кричит и кто наглее.

Не секрет, что в зале часто находятся так называемые «актёры массовых сцен», которым за небольшую плату поручается в определённые моменты кричать, хлопать, выкрикивать провокационные жёсткие фразы. Иногда и герои программы могут быть актёрами, разыгрывающими придуманную ситуацию. Всё это очень девальвировало жанр. Похоже, формат похоронил любой шанс на осмысленность. И призыв, который сделал Святейший Патриарх, давно назрел.

Другое дело, что нам сегодня нужно предлагать, в том числе ведущим телеканалам, другие форматы разговора. Это не  должны быть скучные проповеди или бесконечные округлые фразы, главная задача которых – уйти от ответов на вопросы, волнующие людей. Это должен быть прямой разговор и нам следует самим определять его темы, не боясь говорить ни о политике, ни об экономике, ни о культуре, ни тем более об общественной нравственности.

Но говорить так, чтобы заботиться не о том, как успеть сказать три-четыре слова, пока твой более голосистый оппонент берёт дыхание, а о том, как ярко, но осмысленно представить христианский взгляд на внутреннюю жизнь человека, на все аспекты жизни общества.

 Максим Шевченко, ведущий ток-шоу «В контексте» (Первый канал):

Священникам не нужно участвовать в программах, где идёт свара

Необходимо ли приглашать священников в программу или то же самое, что и они, могут сказать и миряне? Всё зависит от темы, от формата, от сюжета, от тона разговора и от приглашенных гостей.

Есть темы, обсуждение которых невозможно представить без  участия епископов или священников или, может быть, дьяконов Русской Православной Церкви. Темы, в которых должны высказываться или звучать мнения священнослужителей или священноначалия.

В моей программе бывали как представители священноначалия, так и иереи Русской Православной Церкви. Так, в программе, посвященной объединению Церквей (Русской Православной и Русской Зарубежной)  был и нынешний Святейший Патриарх, ещё в бытность свою митрополитом Смоленским и Калининградским.

А есть темы, в которых присутствие священников  совершенно необязательно. Но если в программах речь идет, например,  о каких-то моральных нормах, о долге христианина, обо всем, что связано с христианской этикой жизни, с каноническим правом – мне кажется здесь бы желательно участие подготовленных людей. По этим вопросам большое доверие у зрителей как раз к священнослужителям: протоиерею Владимир Вигилянсокму, протоиерею Максиму Козлову, протоиерею Димитрию Смирнову, протоиерею Всеволоду Чаплину, иеромонаху Димитрию (Першину) (я называю самых популярных, известных).

Поэтому я думаю, если к Святейшему обратятся, он благословит участие в таких программах.

Но есть программы, где идёт свалка, свара. В них, на мой взгляд, священникам участвовать не нужно. Там они окажутся втянутыми в дискуссии, далекие от церковных, религиозных, духовных вопросов. Там им отводится роль таких странно одетых фриков.

В такой ситуации священники не должны оказываться ни в коем случае. Поэтому, повторяю, всё зависит от формата, темы, места и способа подачи материала. Всё это, собираясь на телепрограмму, надо обязательно обсуждать – с телеведущим или с продюсерами программы. И если священнослужителя не устраивает формат, тема, гости, манера разговора – он может спокойно отказываться. Так бывало и с нашей программой. Например, я приглашаю отца Владимира Вигилянского,  или отца Максима Козлова, – если их всё устраивает, то они приходят. Если не очень нравится тема, или приглашенные люди, – тогда они отказываются. Всё очень понятно и очень по-человечески.

Мы все прекрасно знаем Святейшего Патриарха, знаем, что это человек широких взглядов, который всегда выступает за активную позицию, за дискуссию по разным вопросам, человек, который инициировал Социальную доктрину Церкви. Я знаю Патриарха как одного из самых разумных людей, которых мне приходилось видеть в своей жизни.

Представить себе, что он запретит священникам участвовать в публичных дискуссиях, лично я не могу. Я думаю, что он не благословляет принимать участие в разного рода программах, которые позорят имя священников и имя Церкви или подставляют их.

Ольга Любимова, телепродюсер, сценарист

Представлять Церковь на телевидении, в том числе в ток-шоу, могут не только священнослужители

Ольга Любимова

Ольга Любимова

Н

Не мне судить поступки Святейшего, но я считаю, что сказанное им в данном случае – вынужденная мера. С одной стороны для всех сейчас очевидно, что слишком много сейчас наговорено в различных СМИ.

С другой стороны, как журналист, работающий на телевидении и занимающийся церковными проблемами всю свою сознательную жизнь, очень хочется, чтобы голос Церкви был услышан. Чтобы его не подменяли оценки людей, не знающих церковной жизни, церковной истории.

Нередко проблему усугубляет непрофессионализм людей, работающих на телевидении, их полное не знание вопроса, которого они собираются обсуждать. Ведь до сих пор некоторые мои светские коллеги, звоня с федеральных каналов, могут обратиться к священнику «святой отец», вспоминая, видимо в детстве прочитанных «Трех мушкетеров».

В свое время, когда мы делали с Ксенией Лученко и Еленой Писаревой программу «Русский взгляд», Ксения и Елена тщательно продумывали, какого священника пригласить на какую программу. Ведь один может быть тружеником, исповедником, но – плохим проповедником, другой – потрясающий ритор, но ничего не знающий про проблемы сирот России, зато разбирающийся в истории Церкви и нашей страны.

Церковь – это не банк и не коммерческая структура, у нас нет пиар-отдела, пиар-технологий. Порой священник, желая рассказать о Церкви, приходит на передачу, а его пытаются выставить неким дурачком. И человек, годами воспитывающий в себе смирение, скромность не может противостоять профессиональному, продуманному натиску. Да и священник, который орет, спорит до хрипоты… лишь даст очередной повод для оскорблений, а не приведет в истине…

Снова появилась, скажем, тема «людей в рясах на мерседесах», – что делать священнику на такой программе – оправдываться? Для чего?

Притом идут многие программы, в том числе ток-шоу по проторенной дорожке, не пытаясь найти что-то новое. Дальше, чем подловить на слове отца Димитрия Смирнова, вытащить из контекста фразу отца Владимира Вигилянского и обыгрывать её, как вздумается, – творческая мысль у многих не движется. Никто не позовет молодого священника, пусть он хорошо и грамотно говорит, никто не будет искать новое лицо: зовут тех, кого знают.

Фото: "Риа Новости", Юрий Артамонов

Фото: "Риа Новости", Юрий Артамонов

Если возникнут православные проекты, которые будут делать профессиональные, и при этом православные люди, разбирающиеся в современных проблемах современной Церкви, то, возможно, будет уникальная возможность брать отдельно благословение Святейшего на то, чтобы все-таки какие-то моменты комментировали священники.

Но представлять Церковь на телевидении, в том числе в ток-шоу могут не только священнослужители. Понятно, что одного Владимира Легойды на всех не хватит. Но ведь у нас есть много грамотных, остроумных людей, которые смогут поддержать лицо Церкви на телевидении. Почему бы не приглашать в программы Николая Бреева, Елену Писареву, Ксению Лученко, Николая Державина, Марию Свешникову, Ольгу Гуманову, которая прекрасно знает проблемы современной Греческой Церкви?

Я считаю замечательно, когда проповедь Христа несет прекрасно образованный, хорошо одетый, отлично владеющий русским языком светский человек.

Может быть, хватит на том же НТВ подставлять наших батюшек, оставляя их там с профессиональными провокаторами? Может быть, вместо них нужно идти Никите Михалкову, Петру Толстому, Ивану Демидову, другим православным светским людям?

Только вот люди, которые могут отстаивать позицию Церкви, грамотно говорить о её проблемах и чаяниях, должны сейчас не разбираться друг с другом и ругаться внутри собственного стада, а работать. Была такая организация в Брюсселе «Церковь в беде». Не знаю, существует ли он сейчас. Но ее название все время пульсирует у меня в голове. Ведь Церковь – в беде….

 

Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
При чем здесь «Лего», а также как накормить большое семейство и сэкономить на репетиторах
В Москве должен появиться перинатальный хоспис - там будут помогать в таких случаях, какой был у…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: