Торжество
Почти четырнадцать лет прошло со дня гибели «одного из самых деятельных, молодых и лучезарных московских пастырей» – протоиерея Феодора Соколова… За это время написано уже немало добрых и светлых воспоминаний о батюшке. «Дар любви», который оставил этот священник в сердцах многих христиан, побеждая время и обстоятельства, продолжает вдохновлять и руководить жизнью тех, кому судилось непосредственно встречаться с отцом Феодором.

Однако мир не стоит на месте и должен наступить момент, когда об истинности этого дара будут свидетельствовать уже те, кому не довелось быть рядом и общаться с подвижником благочестия. Так утверждается память о праведнике. Поэтому автор данных строк, хотя и не имел счастья лично встречаться с батюшкой, все же решился на посильную лепту в сокровищницу памяти о пастыре, истинная вера и любовь которого через сердца свидетелей его жизненного подвига согревает души новых поколений православных христиан…

«Бог хранит нас, а не мы Его», – эти простые, но глубокие слова с определенной точностью можно отнести к характеристике жизни и трудов отца Феодора Соколова, и вот почему. В своих внешних очертаниях жизненный путь батюшки не совсем вписывается в наши представления о высоком духовном подвиге. С точки зрения исключительно внешней, это во многом был путь скорее активного церковного деятеля, администратора, чем опытного духовного наставника. Иподьякон и референт Святейшего Патриарха Пимена, настоятель столичного храма (им же возобновленного), заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, участник многочисленных международных форумов и встреч на самом высоком уровне и т. д.… Что греха таить, очень часто в церковной среде служение административное противопоставляют служению духовному. Для многих это положение кажется совершенно очевидным: управленческие послушания и церковные должности с их заботами и суетой рассматриваются как обременительные и несовместимые с духовной жизнью. Однако не так относился к внешним условиям отец Феодор. Он воспринимал жизнь такой, какая она есть, то есть смотрел на нее как на дар Божий, преодолевая тем самым всякий страх перед внешними обстоятельствами. Наверное, именно благодаря этому, он умел совмещать ответственную административную деятельность с удивительно глубоким, судя по воспоминаниям, проникновением в богослужение и духовную жизнь каждого, кто к нему обращался.

В служении отца Феодора открывается глубокая правда о призвании христианина. Мы ведь действительно часто ищем Бога именно в обстоятельствах, внешних условиях нашей жизни, особых знаках, пытаясь через них наполнить жизнь присутствием Божиим. Порой, даже, их боимся больше чем Самого Создателя, боимся, что суета, возлагаемые на нас обязанности и ответственность разлучат нас с Творцом. Кажется, что путь христианина – тихонько и скромно в уголочке совершать свое спасение. Конечно, есть те, кому полезной будет именно такая дорога. Однако нельзя жизнь оценивать однобоко. Есть и другой путь, об истинности которого свидетельствует служение таких пастырей как отец Феодор. Мы ведь не выбираем, ни время, ни место рождения, ни обстоятельства нашей жизни, но долг наш остается неизменным – наполнить любой путь свидетельством о Христе, сделать его христианским. Бог всегда рядом, нужно лишь проявить дерзновение веры, чтобы это признать. Поэтому сердце, исполненное верой, не может питать страх перед жизненными обстоятельствами, какими бы тягостными и неудобными они не казались, ведь «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8, 38-39). И жизненный путь отца Феодора, невзирая на активную церковно-административную деятельность, в полной мере стяжавшего и любовь, и духовный опыт, ясно свидетельствует об истинности слов апостола. Как вспоминал один из тех, кто в силу занимаемой высокой военной должности, имел счастье непосредственно общаться с батюшкой, «его жизнь… была тем набатным гимном любви к людям, который и поныне неугасимо звучит в душах всех, услышавших его благовест…»[2].

«Торжество веры» – именно так называл отец Феодор Таинство брака. Теперь же с уверенностью можно сказать, что таким же торжеством веры была вся его жизнь, и даже смерть. Когда он погиб, его девятому ребенку не исполнилось и двух месяцев. Большая семья осталась без кормильца, отца и наставника. Но в этом уходе, по видимости трагичном, раскрывается смысл жизни пастыря: все от Бога и все Он хранит, а не мы. Страх же появляется там, где угасает вера. И в этом смысле, смею дерзнуть, гибель отца Феодора является тем свидетельством о Христе, которое открывают нам мученики. Он ушел для того, чтоб мы наконец поняли, Кто нас хранит, чтоб явить миру Того, Кто все это время действовал через него. Нет сомнений, что Господь забирает тех, кто готов к уходу. Значит, отец Феодор и в этот момент, когда жизнь, казалось, только начинает достигать высот, был готов все это отпустить. Значит, он не цеплялся за каждый шанс удержаться в этом мире ради семьи, планов, новых начинаний. Значит, во всем этом отец Феодор видел не результат своих трудов, но Божий дар, Божий Промысел!

Вспоминается один примечательный эпизод, связанный с посмертной памятью отца Феодора. Однако даже для воцерковленного человека он может показаться совсем незначительным. История с обычной иконкой из машины батюшки, которую «случайно» нашли через несколько месяцев на месте его гибели во время панихиды. И пусть отец Константин Татаринцев тогда уверял, что «только что наши прихожане буквально ощупали здесь каждый сантиметр… А еще раньше, сразу после катастрофы, это место также тщательно было обследовано, и никто не обнаружил иконочку»[3]. Для многих людей событие это может показаться сентиментальным воспоминанием, не больше. Наверное, так и должно быть. Поскольку в этой истории с определенной ясностью проступает грань между человеком мира и человеком веры. Незначительное, мелкое, почти рядовое событие, но сколько радости, какую силу убежденности в том, что ничто в этом мире не проходит без Промысла Божия, открывает оно в тех, кто был воспитан в христианстве отцом Феодором. В жизни человека нет случайностей, все от Бога. Нет в ней и обыденных, незначительных событий, но в каждом факте открывается свой смысл, если жизнь исполнена присутствием Божием. Это урок жизни и смерти отца Феодора, урок, который будет жить всегда вместе с памятью о нем.

«Мы учились христианству у этой семьи…» – так скажет через 13 лет после гибели батюшки одна из его духовных чад. За этими словами стоят уже не просто переживания потери дорогого человека, не болезненный нерв женских эмоций. Тринадцать лет жизни! Сколько обстоятельств, сколько непреодолимых трудностей и помрачающих радостей за этот период учат совсем другому, пытаются сбить человека с истинного пути. Такого испытания не выдержит никакая наука, основанная исключительно на человеческих началах. Здесь должно быть соприкосновение с опытом действительно глубоким, небесным…

На полке стоит толстая книга «Дар любви»… «2010 год. Издание пятое, исправленное и дополненное»!.. Перед читателем проходят судьбы многих людей, связанных с отцом Феодором, однако невольно возникает вопрос: «А где же сам батюшка? Где столь привычная биография, интересные факты из жизни?». В книге их практически нет. И в этом чувствуется глубокая правда о жизни батюшки: он нес людям Христа, а не писал собственную биографию. Священник, не оставивший после себя значительных научных трудов, не совершивший ярких героических подвигов, проживший активную достойную жизнь, впрочем, доступную каждому христианину, отец Феодор оставил нам самый ценный дар – дар веры и любви. И, наверное, самый высокий подвиг батюшки состоял в том, что обладая чрезвычайным авторитетом и харизмой, он вкладывал в души людей не себя, не свое понимание веры, но трудился над тем, чтобы в каждом человеке проросло семя Истины, чтобы каждый ценил его, как собственный труд Богоискания. Это и есть всецелая преданность Богу – дать место Его слову и Его силе действовать в собственных усилиях…

Может, кому-то эти слова из уст человека, не знавшего непосредственно отца Феодора, покажутся большим дерзновением, попыткой выразить собственные мысли через чужую форму, выдать желаемое за действительное. Возможно, это было бы истиной, если б речь шла о жизни обычного человека. Но когда речь идет о жизненном пути, в котором людям является истинный подвиг веры, тогда его смысл и содержание становятся доступными и понятными для многих поколений, тогда дерзновение оправдано. К тому же, это только попытки, зарисовки того портрета отца Феодора, который может стать добрым примером для будущих поколений. И вполне может быть, что автору не все удалось, но за это не стоит судить, лучше попытаться совместными усилиями положить твердое основание для памяти о тех, кто столько труда и сил вложил в воспитание в душах людей истинной веры.

 

Савчук Роман (Руслан),

студент Николо-Угрешской православной духовной семинарии



[1] Памяти отца Феодора Соколова // https://www.pravmir.ru/pamyati-otca-feodora-sokolova/

[2] Дар любви. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010. С. 222.

[3] Там же. С. 472.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.