Трагедия в Южно-Сахалинске: какой урок мы должны вынести?

|
Трагические события в Южно-Сахалинске не могли не побудить к осмыслению происшедшего, к осмыслению происходящего… Как могло произойти такое преступление? Почему оно было попущено? Для чего? Нужно ли всем нам, живущим сегодня, необходимо что-то осознать, понять?.. Отвечают священники.

Мы перестали быть кроткими

Настоятель храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко.

Протоиерей Александр Ильяшенко— Трагедия в кафедральном соборе Южно-Сахалинска напоминает события 20-летней давности, когда 18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни произошло убийство монахов — такое же кровавое и бессмысленное. Его тоже совершил человек, который входил в сатанинскую секту. Быть может, это знамение: Господь показывает и ту высоту, которой человек может достичь, когда он принимает мученическую кончину, как те, кто скончался в Оптиной пустыни 20 лет назад, и те, кто принял мученическую кончину буквально на днях. События эти показывают и то, какую жестокость, безжалостность может проявить человек, который занимается страшными оккультными практиками. Это урок и нам, потому что все, что творится в мире, происходит вследствие наших грехов — малодушия, бездушия, безразличия. Это самое главное, наверное. Если народ горячо верит, то такие преступления можно избежать и преодолеть.

Сербский святитель Николай (Велимирович) высказал удивительную мысль: Спаситель в Нагорной проповеди говорит «Блаженны кротции, ибо тии наследят землю» (Мф. 5,5), так посмотрите, какую землю унаследовал русский народ, а это значит, что русские люди по своей природе очень кроткие. Если оглянуться на нашу историю, мы понимаем, что это очень глубокое замечание. И важно, что оно прозвучало из уст иностранца, пусть и близкого нам по духу и крови, — серба, любящего Россию. А теперь мы и земли теряем, и людей теряем, значит, мы перестали быть кроткими. Мы мало похожи на своих замечательных предков, которые собрали эту великую страну.

Быть может, произошедшая трагедия — знак Божий всем нам, чтобы мы возродили те высокие духовные идеалы, которые формировали наш народ, нашу историю, нашу страну. Очень важно, чтобы мы откликнулись на этот призыв, чтобы мученическая кровь не была пролита даром, чтобы она вновь стала семенем Церкви, а православная вера укрепилась в наших душах. Тех, кто погиб, приняв мученическую смерть, монахиню Людмилу и Владимира, надеемся, Господь примет в Царствии Небесном. А тем, кто получил ранения — дай Бог сил, крепости духа и скорейшего выздоровления!

Христос принес на Землю откровение, что смерти нет, что человек теперь может войти в жизнь вечную. И та жизнь гораздо более полная, насыщенная, прекрасная, радостная, для многих духовных людей вожделенная. Как говорил апостол Павел, «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». Жизнь сильнее смерти, она не прекращается с остановкой земного существования человека. Если он сильный духом и праведный пред Богом, то смерть для него — торжество. Совершенно особенное торжество.

Конечно, тут не место для веселья, торжество это может быть скорбным, но в то же время радостным и светлым. Потому кровь мучеников и является семенем христианства, что в их мученической кончине открывается победа жизни над смертью, победа Христова над всеми силами сатанинскими. И если человек живет и умирает, стоя пред лицом Христовым, то все это зло становится бессильным, как в одном песнопении поется, это лишь «демонов немощные дерзости». Да, конечно, с точки зрения человеческой, гибель людей — трагедия и скорбь, а вот с точки зрения вечности — это победа Света над тьмой.

Когда является высота духа, готовая простить, — это замечательное событие. Не просто эпизод, а событие. Кажется, простить невозможно. Убийца совершил жестокое злодеяние, кровавое убийство, долго готовился к нему, находясь в страшном помрачении души, разума, но несмотря ни на что, люди, пережившие тяжелую утрату, готовы его простить. Ведь на самом деле самый несчастный человек в этой трагедии — это убийца. Те, кого он убил, наследовали Царство Небесное. Тех, кто остался в живых, укрепляет подвиг отошедших ко Господу. А тот, кто совершил это чудовищное злодеяние, — как он может встать пред лицом Божиим?! Какой ад кипит у него в душе?! Какая страшная жизнь в его душе даже сейчас, в сию секунду?! Как ему вымолить прощение у Господа?!

И оптинские братья, наверное, это понимали, они готовы были протянуть ему братскую руку от души. Это дорогого стоит. Так важно не пожелать преступнику зла. Он несчастный человек, который уже и так навлек на себя «горящие угли», гнев в День гнева. И как эта погибающая душа будет молить о прощении, совершенно непонятно. И как Свету, могучему Свету, но который ограничивается нашим внутренним сопротивлением, пробиться в душе преступника сквозь толщу мрака, а главное — через нежелание от этого мрака избавиться?

Дай Бог, чтобы в душе Степана Комарова зажглась и надежда, и вера, и стремление пробиться сквозь толщу злобы и лжи. Потому что дьявол есть ложь, и он доверился тому, кому доверяться нельзя. Дай Бог, чтобы он прорвался к Свету! Потому что, как учит Церковь, человек создан по образу и подобию Божию, и этот образ Божий неуничтожим в душе человека, никакое зло, мрак не в силах его уничтожить. Да, можно замарать, омрачить, но, как источник чистой воды, заваленный грязью, не заглохнет — даже если не будет течь на поверхности, он будет струиться внутри земли — и, если очистить всю эту грязь, то он вновь забьет чистой струей. Так же и душа.

Вспомним благоразумного разбойника. Ведь и он был убийцей, не за простые же грехи распинали на кресте: убийца, насильник, грабитель — не знаю, какие еще преступления он совершил. Казалось бы, по нашим человеческим меркам, клейма негде ставить. Но Господь судит иначе. Господь показывает, что даже из такой глубокой тьмы можно выйти к Свету. А на примере другого разбойника мы видим, что тьма бывает такая, что человек не в состоянии сквозь нее прорваться…

В одном из писем архимандрит Иоанн (Крестьянкин), обращаясь к одной женщине, совершившей очень тяжелый грех, пишет: «Не знаю, как к тебе обращаться: раба Божия или раба вражия…» Так и сейчас, назвать Степана «рабом Божиим» как-то язык не поворачивается. Но когда человек падает, даже так глубоко, все равно Господь от него не отрекается. Мы, может быть, отрекаемся, а Он — нет. Так что и нам можно молиться о многогрешном рабе Божием Стефане. Желать ему покаяния и просветления от Господа…

Монахин Людмила (Пряшникова)Монахиня Людмила (в миру Ольга Николаевна Пряшникова) родилась в Тюменской области в 1953 году в рабочей семье. В замужестве родила трех детей, один из которых стал священником Южно-Сахалинской и Курильской епархии в 1998 году. Овдовев 2000 году, Ольга Николаевна переехала к сыну. В 2001 году, при назначении о. Филарета на самостоятельный приход в г. Томари Сахалинской области, матушка Ольга переехала помогать сыну в установлении православной жизни на приходе. В 2012 году правящий архиерей перевел о. Филарета в областной центр в кафедральный собор и назначил его руководителем отдела по работе с коренными малочисленными народами севера и мигрантами. Матушка Ольга снова последовала за своим сыном.

В декабре 2013 года она была пострижена в монахини и наречена в честь новомученицы Людмилы Петровой.

Владимир ЗапорожецВ Воскресенском соборе матушка Людмила усердно полагала труды на благо Церкви. Она трудилась и в лавке, и на просфорне, и в Духовно-просветительском центре. И так же, как в Томари, запомнилась всем великодушной, добросердечной, радушной, приветливой и открытой.

Владимир Викторович Запорожец родился в 1979 году. Он был бездомным и просил милостыню на паперти Воскресенского собора. Услышав выстрелы, Владимир побежал в храм. Он пытался остановить стрелявшего. Тот выстрелил ему в ноги, но Владимир снова встал и направился к стрелявшему. Вновь последовали выстрелы — в грудь и голову. От полученных ранений мужчина скончался на месте, задержав на себе четыре выстрела и сохранив, таким образом, четыре жизни.

Надо молиться

Настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области протоиерей Константин Островский:

Протоиерей Константин Островский— Почему такое убийство произошло в наше время? А что, сейчас какое-то особое время? А назовите, не то, что столетие, хотя бы год, день, когда подобных вещей не бывало. Всегда совершались самые разные преступления. Вспомните историю нашей страны: и в XIX веке было множество нападений на Церковь, XX век был весь посвящен борьбе с Церковью, в стране бушевала активная ненависть к Богу. Но, конечно, уничтожить Церковь не удалось, это невозможно, «врата ада не одолеют ее», но поубивали людей много, повредили церковной жизни очень сильно.

Да, последние 20–25 лет мы живем сравнительно спокойно, внешних гонений нет. Но понятно, что всегда будут появляться люди, злобствующие на Церковь, и среди них окажутся и оккультисты, которые будут свою злобу проявлять еще и в убийствах. Ведь трагедия в Южно-Сахалинске — не единственный случай за последние годы. Так было испокон века, начиная с Адама и Евы, когда в их душу вошла магическая мечта овладеть знанием через съедение некоего плода…

Как уберечься от сатанистов и воров? Надо по мере сил с этим бороться, какие-то обычные разумные меры принимать. Быть внимательными, не разбрасывать вещи по храму, чтобы их не украли. Но невозможно защититься от руки Божией. Что Он пошлет-то и пошлет. Совсем распахнуться и говорить: вот, приходите, убивайте, грабьте нас — это гордость, наверное. Обычные меры, какие раньше принимались, такие и должны приниматься.

Если мы поставим в храмы камеры видеонаблюдения, вооруженных охранников, лучше от этого не будет, это не уменьшит зло в мире. Надо молиться.

С совершившим убийство, конечно, должны разбираться органы власти. У них есть для этого разные средства — допросы, экспертизы. Если будет установлено, что он болен, то его отправят не в лагерь, а в больницу, где будут как-то лечить. А если признают вменяемым, то он получит срок, должен будет нести наказание, насколько это возможно, исправляться… Дай Бог, чтобы он покаялся! Ведь Господь через покаяние может дать и ему прощение, даже после такого тяжкого преступления.

Конечно, родственникам погибших тяжело, но сами убитые монахиня Людмила и Владимир, можно надеяться, получат милость у Бога, потому что пострадали, защищая ближних. Их даже можно сравнить с новомучениками: они, несмотря на смертельную опасность, противостали злу. Большинство из них не уговаривали отречься от веры, но они, понимая, что им грозит от безбожных правителей, продолжали служить, молиться в храмах.

А многие другие покинули Церковь. И так коммунисты невольно способствовали очищению церковной жизни. А когда давление кончилось, и церковный народ подраспустился.

Как в жизни каждого человека бывают разные периоды: то Бог во всем добром помогает, и все само собой дается, и все хорошо, а то вдруг раз — заболел, а потом вдруг раз — умер, так и в жизни общества. И до революции были разные периоды, не всё было гладко. После революции были откровенные гонения. Сейчас пока живём потихонечку, хотя обольщаться не стоит, но и немощи наши заметнее проявляются.

Понятно, что когда воды нет и палит солнце, то всё высыхает, выживают только самые стойкие растения. А когда сыро и тепло, то все распускается — и цветы, и сорняки, и хорошее, и плохое. Когда во внешнем отношении для Церкви благоприятно и просторно, как это у нас в последнее время, проступают и немощи, и соблазны. Всем нам нужно каяться.

Какие бы ни были времена, нужно жить по совести, по заповедям Божиим. Бог и радость, и горе, и свободу, и узы, и жизнь, и смерть посылает нам во благо. Христос всегда один и тот же. И человек пред Ним. Можем принимать Божие, а можем служить своим страстям — этим и определяется наша вечная участь, а не внешними обстоятельствами.

Подготовила Алиса Струкова

Фото: Возложение цветов к месту стрельбы у собора Воскресения Христова, Сергей Красноухов/ ИТАР-ТАСС

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: