Тренинг – это интеллектуальный спорт, или все, что нужно знать о тренингах, прежде чем их проходить

|

Тренинги сегодня являются одной из самых популярных форм обучения. Однако многие не без оснований считают, что тренинги таят в себе опасность. Наш портал уже поднимал тему опасности тренингов:    Можно ли стать успешным за три дня, или что скрывается за психотренингами

Однако тренинговое обучение может быть полезным и эффективным. Помочь читателям разобраться мы попросили Юлию Викторовну Шуйскую, кандидата филологических наук, старшего преподавателя филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Ю.В. Шуйская ведет с 2004 года тренинг “Техника делового общения” в Высшей школе бизнеса МГУ, с 2002 работает в тренинг-центре “Преображение, проводила тренинги в компаниях “МЕЧЕЛ”, “АльфаБанк”, “КомпьюЛинк”, “American Appraisal”, “НБИК” (независимое бюро ипотечного кредитования), “ДВТГ” (ДальнеВостокТрансНефтьГруп), “Геотех” и других.

Тренинг – возникшая относительно недавно форма обучения. Как указывают Е. Пороцкая и Ф. Коноров в статье «Рецепт для заказчика, или четыре шага к бизнес-тренингу», тренинги в России существуют всего 10 лет и «сегодняшний этап развития тренингового рынка в России чем-то напоминает историю о распространении картофеля на Руси в XVIII веке: варили ботву, пытались есть цветы и ягоды, что приводило к отравлениям… Теперь каждый знает как минимум пять способов приготовления картофеля (всего их существует около трехсот), и без него русскую кухню невозможно представить» [1] .

Человеку, пришедшему на тренинг, бывает трудно понять, чем же его пытаются накормить: картофельной ботвой или отваренным по всем правилам картофельным клубнем. Тренинг является не только прекрасным способом обучения, но и прекрасным способом зарабатывания денег для тех, кто его проводит. Поэтому многие тренинги представляют собой ступенчатую программу, предполагающую после базового курса продвинутый, затем курс для мастеров и т.д. Некоторые люди попадают в психологическую зависимость от тренингов, готовы отдавать последние деньги за новый, еще более продвинутый курс. Ряд специалистов даже считает, что так называемые тренинги личностного роста представляют собой замаскированные секты [2] . Восстающие против них люди публикуют прайс-лист таких тренингов под заголовком «Платите за свою смерть деньги!» [3]

Только в Москве несколько тысяч учебных центров и компаний предлагают своим клиентам тренинги по различным темам. В этой статье мы постараемся помочь людям, которые хотят пройти тренинг, не попасть в опасную ситуацию и в зависимость от людей, которые формируют с помощью тренингов некое подобие тоталитарных сект.

Правило 1: название тренинга.

Настоящий тренинг призван научить чему-то конкретному. Тренинг телефонных продаж обучает людей, чья специальность – обзванивать потенциальных клиентов, тренинг презентаций – тех, кому предстоит выступать перед широкой аудиторией с презентацией какого-либо проекта.

Например, каждый человек, заходящий в «Макдональдс», слышит: «Свободная касса!», «Ваш заказ на столько-то…», «Ваша сдача…» или «Спасибо, что без сдачи!». Это корпоративный стандарт «Макдональдса», и работающий там человек, прежде чем научиться встречать клиента этими фразами, отрабатывал их на тренинге. Проходящие тренинг сотрудники call -центра учатся четко формулировать свою мысль, кратко и сжато вести диалог по телефону, распознавать телефонных хулиганов и вежливо, но твердо отсекать их попытки. Люди, занимающие более высокие посты, учатся проводить совещания, аргументировать свои решения в коллективе.

Если тренинг имеет некое расплывчатое название типа «Как стать счастливым», «Как найти себя» и т.д., то, скорее всего, и содержание их будет таким же расплывчатым. Для примера приведем несколько названий тренингов, предлагаемых ведущими центрами обучения Москвы:


  •     «Зов джунглей»,

  •     «Я – Женщина»,

  •    «Возвращение к себе»,

  •     «Точка опоры»,

  •    «Как поднять энергетику»,

  •     «Падение в бесконечность»,

  •     «Детский веревочный курс»,

  •    «Путешествие по самому себе».

Выбирая тренинг, представьте себе, что вы находитесь в незнакомом ресторане и читаете меню. Выбрав блюдо под названием «Фантазия грустного поэта», вы рискуете съесть неизвестно что. Выбрав блюдо под названием «пельмени», вы хотя бы представляете себе, что именно вам должны принести, и сможете оценить качество продукта.

Из названия тренинга должно явствовать, чему вы будете там учиться.

Правило 2: программа тренинга.

Тренинги бывают рассчитаны на разное количество занятий. Существуют интенсивные программы, умещающиеся в два выходных дня, программы, предполагающие занятия по вечерам в течение нескольких недель. Отдавая деньги за программу, клиент должен четко представлять себе, что именно будет происходить на этих занятиях. Более того, если происходящее на занятии не соответствует программе, клиент вправе возмутиться, попросить следовать программе или вернуть деньги. Что скажет зритель театра, если вместо «Отелло» ему покажут «Дядю Ваню»? или если вместо заявленного в афише знаменитого актера играть будет никому не известный статист?

Программы тренингов часто выглядят так же расплывчато, как и их названия. Например, описание тренинга «Личная эффективность» выглядит следующим образом: «Этот тренинг дает вам возможность расставить приоритеты в целях, научиться ставить перед собой более масштабные цели, видеть новые пути их достижения, создавать новый уровень отношений в коллективе.

Вы научитесь поддерживать друг друга в сильных проявлениях и разбираться со слабостями,  соединять личные цели с целями компании. Процесс работы превратиться в увлекательную игру, в которой выигрывают все» [4] .

Читая это, хочется задать вопрос: простите, а что я там буду делать? Вы предлагаете мне в течение двух дней играть в «увлекательную игру»? А можно узнать, в какую?

Небольшой пример из личного опыта. На одном из тренингов, который мне доводилось проходить, тренер, миловидная женщина, вошла в аудиторию, неся за уши большого плюшевого ярко-оранжевого зайца. Представившись, она предложила собравшейся группе (8 человек) выполнить простенькое задание: как можно быстрее сделать так, чтобы этот заяц коснулся рук всех собравшихся. Мы передали друг другу зайца по цепочке, и выполнили задание за 15 секунд. Затем она предложила нам подумать, как можно было бы по-другому выполнить это задание и намного быстрее достичь поставленной цели. Посовещавшись, мы достаточно быстро оптимизировали процесс: все участники соединили ладони в одной точке, а один из них взял зайца и «посадил» на эти соединенные ладони. Заяц коснулся рук всех участников, цель была достигнута, результат улучшился в пять раз! (во второй раз мы потратили всего 3 секунды на выполнение задания). Тренер с сияющим лицом сделала заключение: вот видите, как много можно добиться, немного поразмыслив!

…как ни странно, участники действа с зайцем (взрослые, серьезные люди) были страшно довольны собой. Еще бы: с задачей справились, результат улучшили! Молодцы! Но все же: кому из нас в нашей работе пригодиться умение передавать из рук в руки плюшевого зайца за рекордное количество времени? Кто из нас не знал, что, поразмыслив над делом, можно его улучшить?

Часто тренер ставит перед аудиторией задачу, выполнение которой не нужно нигде, кроме ситуации тренинга. Тем самым он нарушает один из ораторских нравов – предусмотрительность. Как указывает А.А. Волков, «ритор не должен … создавать мнимые проблемы и вызывать искусственные конфликты» [5] . Если слушатели пришли учиться искусству переговоров, естественно было бы рассказать о техниках переговоров, о приемах, использующихся в их процессе, затем предложить игровую ситуацию, в которой часть слушателей выступала бы от имени одной фирмы, часть – от другой, и они вместе вели бы переговоры, например, по заключению договора о сотрудничестве. Чтобы тренинг не воспроизводил рабочую рутину, которая и без того уже надоела, можно попробовать сделать ситуацию необычной: например, переговоры о product placement между киностудией и фирмой-производителем (в реальности люди вряд ли попадут в такую ситуацию, но обсуждение кино-реалий и договоренность о том, сколько раз и в каких ситуациях герой в кадре попьет сок определенной фирмы, вызывает живой интерес).

Идя на тренинг, учащийся должен представлять, какие именно задания ему придется выполнять.

Правило 3: вторжение в психику человека.

К сожалению, даже обладающие ясным названием и четкой программой тренинги не всегда оказываются безобидными. Тренер, владеющий техниками воздействия на психику, легко может «привязать» к себе людей, убедить их в том, что они достигли реального результата и не должны останавливаться на этом пути. Здесь человеку, проходящему тренинг, придется полагаться исключительно на свою интуицию. Если что-то, происходящее на тренинге, вам не нравится или кажется странным, задавайте вопросы, выясняйте, зачем вам сейчас предлагают сделать такое упражнение. Здесь, как и в предыдущих случаях, работает четкий критерий: на тренинге вы делаете именно то, чему пришли научиться. Пришли учиться танцевать – значит, танцуете. Пришли учиться говорить – говорите. Если на тренинге по танцам вам предлагают выступить с речью, а на тренинге по ораторскому мастерству – станцевать, вы ошиблись дверью.

Возвращаясь к предыдущему пункту: задачи, которые ставит перед своей аудиторией тренер, бывают не только бесполезными, но и откровенно некорректными. Например, широко известное упражнение, которое носит название «Подводная лодка» (в других вариантах – «Черная метка»): группа представляет себя находящимися в тонущей подводной лодке. Каждый по очереди пробует себя в роли того, от кого зависит раздача спасжилетов: «Каждый получает метки: 5 меток на Жизнь и 5 меток на Смерть, их надо раздать. Для этого организуется живая цепочка, в которой каждый проходит мимо каждого, глядит в глаза и говорит одну из трех фраз: «Я дарю тебе жизнь» (и дает Золотую метку), «Тебе придется умереть» (дает Черную метку) и «Не знаю» (не дает ничего)» [6] .

Чему должно научить это упражнение? Разве это тренинг для людей, которым предстоит работать командирами подводных лодок? В занятии участвуют обычные люди, которым, дай Бог, никогда не придется принимать решение, кого убить и кого оставить в живых. Более того, если человек, прошедший тренинг, в реальности попадет в такую ситуацию, вряд ли он там использует полученные навыки. В просторном, уютном клубе со светлыми стенами, улыбчивой секретаршей и кофе-автоматом очень сложно представить себе, что ты погибаешь от нехватки кислорода на подводной лодке. Людей, по сути дела, заставляют подходить к своим товарищам и говорить им «ты не должен/ты должен жить». Зачем? Кто дал им право решать? Более того, выйти из игры, отказаться, не решать – нельзя.

Соблазнившись красотой и эффектностью этого упражнения, я однажды вставила его в свой тренинг. Обставив все философскими размышлениями о сущности коммуникации, о том, что словом можно убить, так вот давайте попробуем испытать, каково это – убивать взаправду…, я объяснила группе суть задания. Все с энтузиазмом принялись за дело, и тут проявилась одна особенность, никак не прописанная в инструкции к упражнению. Все стали следовать примеру первого раздававшего метки, с очень небольшими отклонениями (кто-то «спасал», например, своего друга). В итоге несколько человек собрали целую коллекцию «черных меток» – никто не хотел оставлять их в живых. Первый вышедший принял решение (может быть, по принципу «мне его лицо не нравится»), остальные гуськом потянулись за ним. Если цель этого упражнения – выявить, что человек подвержен стадному чувству, то вряд ли для этого нужна такая тяжелая нравственная ситуация.

Часто такого типа упражнения оставляют побочный эффект. Одна женщина, проходившая тренинг с использованием подобных методик, сообщила мне, что в результате тренинга у нее абсолютно пропала… любовь к домашним животным. В такой же ситуации «лодки», из которой нужно было выкидывать балласт, она избавилась сначала от ненужных вещей, а затем и от собаки, которая, по наводке тренера, также плыла вместе с ней. Через некоторое время после этого она обнаружила, что больше не испытывает сострадания к своей больной собаке: единожды решив для себя, что это «балласт», она перестала ей сопереживать.

Примеров подобных упражнений можно привести много. Далеко не все они связаны с убийством. Например, ситуация «Необитаемый остров», где никто никого не убивает и не выбрасывает из лодки – людям просто запрещено пользоваться словами. Это приводит к следующему результату: «Я попробовал предложить народу поохотиться, чтобы добыть пропитание – народ задумался, но быстро понял, что интереснее охота другая. Бабы стали дразнить мужиков, мужики стали бегать за бабами. … Молодые люди с упоением изображали, как они насилуют девушек, от чего девушки пребывали в нескрываемом восторге» [7] .

В чем цель такого упражнения? Осознать, что человек без речи – животное? Но разве эта информация так ценна (упражнение длится час, а час тренинга недешев) и до такой степени неизвестна человеку?

По поводу всего, что происходит на тренинге, задавайте вопрос «зачем?» – себе или тренеру.

Правило 4: личность тренера.

Тренер – главная составляющая того, что происходит на тренинге. На его уверенности в себе, компетентности, умении помочь основан успех любого тренинга. Поэтому если на демонстрационном занятии тренер по каким-то причинам произвел на вас негативное впечатление, вы можете смело отказываться от тренинга – очень сложно интенсивно получать информацию и действовать по указаниям человека, который вам не нравится.

Как это ни парадоксально звучит, тренер не должен и «слишком» нравиться. Часто неуверенные в себе люди становятся ведущими бизнес-тренингов именно для того, чтобы ощутить себя успешным человеком – за ваш счет. В ряде тренинг-центров создается образ тренера-«гуру», каждому слову которого внимают, как откровению. Тренер – такой же человек, как и его ученики, он не обладает ни сверхъестественными способностями, ни сакральным знанием. Он хорошо разбирается в каком-то определенном предмете, а вы пришли получить знания и навыки, связанные с этим предметом.

Более того, самого высококлассного тренера как будто бы и нет. Вы сами что-то делаете, учитесь, пытаетесь, а он своими вопросами и замечаниями просто направляет вас. Поэтому среди бизнес-тренингов наиболее эффективным и сложным направлением считается коучинг – тренер ничего не объясняет, ничего не заставляет делать, он просто задает своему клиенту вопросы «почему?» и «зачем?». Эти вопросы заставляют клиента – как правило, руководителя фирмы думать, почему его сотрудники не могут создавать, например, качественные документы. А ответ на этот вопрос – одновременно и ответ на вопрос что с этим делать . «Коучинг – это управленческое поведение, альтернативное командно контролирующему» [8] . Коуч предлагает посмотреть на проблему с другой стороны, попробовать решить ее иным путем, чем привыкли в данной компании, – но и только.

Почитайте отзывы клиентов на сайтах тренинг-компаний. Там, где они переполнены восторгами по поводу тренера, его умения, обаяния и прочего, из тренера создают «гуру». Уверенный в себе и профессионально компетентный человек не станет создавать культ собственной личности – он отойдет в тень и предоставит ученикам самим работать.

Чем меньше в занятии личности самого тренера, тем лучше.

Правило 5: чем тренинг НЕ является.

Наряду с высококвалифицированными психологами, использующими свое знание во зло и зомбирующими людей, тренерами становятся и откровенные непрофессионалы. Они могут превратить тренинг в то, чем он являться не должен. Итак:

ü     Тренинг – это НЕ лекция. Пассивные слушатели хороши в школе и институте. Слово training означает «тренировка» – вы приходите работать, тренироваться, пробовать и ошибаться, а не только слушать;

ü     Тренинг – НЕ игра. Другая крайность, в которую впадают тренеры, – превращение занятия в подвижную игру. Безусловно, взрослым людям полезно время от времени вспоминать о детстве, но тренинг предполагает обучение;

ü     Тренинг – НЕ замкнутая структура. Любой человек на любом этапе должен иметь возможность выйти из игры. От любого задания можно отказаться, в любой момент можно встать и уйти и НИКТО не вправе вам помешать;

ü     Тренинг – НЕ сетевой маркетинг. Система «приведи товарища и получи скидку» хороша для продажи чудо-травы для похудания, но не для совершенствования профессиональных навыков.

Наиболее близким по духу и процедуре к тренингу мероприятием является обыкновенная спортивная тренировка. Тренер подробно объясняет, какое именно упражнение сейчас будут делать его ученики и на какую группу мышц оно рассчитано (если у меня недавно была сломана рука и мне категорически нельзя качать бицепсы, я пока пойду покручу педали велотренажера). Показывает. Ученики смотрят. Спрашивают, если им что-то непонятно. Начинают делать сами. Тренер смотрит. Поправляет, если кто-то что-то неверно делает. При необходимости объясняет еще раз. Добивается того, чтобы у всех все правильно получилось. Все выполняют необходимое количество подходов. Дальше начинается новое упражнение. Никто не считает тренера сверхчеловеком, просто у него есть соответствующее образование, а у нас нет. Мы хотим заниматься спортом и делаем это под руководством знающего и опытного человека. А если кто-то вдруг потянул мышцу или нечаянно ушибся, он может уйти с тренировки и вернуться, когда выздоровеет.

Тренинг – это интеллектуальный спорт.




[1] Сб. Бизнес-тренинг: идеи и методы. СПб, 2004. С. 39.

[2] См., например, портал УралБизнесОбразование, 15 марта 2006 г ., Тоталитарные секты меняют профиль деятельности и работают под видом различных тренингов личностного роста // http://www.ubo.ru/news/public/?id=912  

[3] http://liderskaya-programma.narod.ru/price.html  

[4] http://www.atrainings.ru/tren/corporate/personal/  

[5] Волков А.А., Курс русской риторики. М., 2001. С. 76.

[6] Козлов Н.И., Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. М., 2000. С. 90.

[7] Козлов Н.И., Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности. М., 2000. С. 98.

[8] Уитмор Дж., Коучинг высокой эффективности. М., 2005. С. 11.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.