Третьяковская галерея обсудит современное искусство с Церковью

Рубка икон на выставке современного русского искусства в Манеже в 1998 году, выставка «Осторожно, религия» в Музее имени Сахарова в 2003 году, выставка «Запретное искусство-2006» в марте 2007 года в том же Сахаровском музее — все эти скандальные акции заканчивались обращением в суд, по некоторым ходатайствам были возбуждены уголовные дела. Вывод: современное искусство открыто богоборческое, кощунственное. Значит, диалог Церкви с его представителями невозможен?

Иначе считает новый директор Третьяковской галереи Ирина ЛЕБЕДЕВА. Сразу после своего назначения она, специалист по русскому искусству XX века, сделала заявление, что во время проведения выставок на религиозную тематику предполагается проведение круглых столов с участием представителей Церкви.  

lebedeva_300Как ей видится диалог с Церковью по самым больным вопросам, новый директор Третьяковки рассказала «Нескучному саду»:

— Цель любого диалога — научиться понимать. Но я надеюсь, что наши круглые столы не сведутся к обсуждению конфликта Церкви и современного искусства. Хотелось бы вместе понять, как современный художник отвечает на вечные вопросы. Ведь независимо от того, изображает он окружающий мир или использует религиозные сюжеты, он на них отвечает. В этом смысле современные художники не отличаются от своих предшественников.

Провокационность, на мой взгляд, в искусстве нужна, и она возможна в любой художественной форме. Я не говорю об эпатажности — то, что ориентировано только на скандал ради скандала, чаще всего имеет мало общего с искусством. Но без провокационности, которая будоражит нас, заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи, а иногда и задуматься о том, о чем раньше мы не думали, нет движения вперед не только в искусстве, но и в самой жизни. При этом любой музей вправе решать, экспонировать или нет конкретные работы. А круглые столы, в первую очередь с представителями Церкви, надеюсь, помогут уладить недоразумения.

По моему наблюдению, самые нетерпимые люди — те, кто пришел в Церковь недавно. Возможно, если бы не многолетние гонения на Церковь, общество спокойнее реагировало бы и на новые художественные формы. Которые, кстати, во времена церковных гонений тоже были гонимы. В 1936 году вышел указ, запрещающий главным музеям страны — Третьяковской галерее и Русскому музею — выставлять произведения авангарда. И в то же время из жизни и искусства изгонялось все церковное, а русский художник Павел Корин вопреки обстоятельствам писал эскизы к своей известной картине «Русь уходящая», завершить которую сумел только в 1959 году. Скоро музей Корина закрывается на реконструкцию, и у нас есть идея на время перевезти эти эскизы в нашу галерею. На их фоне как раз и хорошо было бы поговорить и о вечных проблемах, и о дне сегодняшнем.

См.также:  Цензура или диалог?

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: