Тропою праведника, или новая жизнь старой дороги

|

Уральцы впервые за сто лет отправились в Верхотурье старым паломническим маршрутом, часть из которого проходил сам Симеон Верхотурский.

Святой праведный Симеон Верхотурский

Святой праведный Симеон Верхотурский

Святой праведный Симеон Верхотурский – наверное, один из самых почитаемых на Урале святых. Паломники, приезжающие со всей России, хорошо знают место, где он жил – село Меркушино Верхотурского уезда. Рядом с камнем, с которого чудотворец обычно удил рыбу, ныне установлен поклонный крест, а сами мощи великого святого находятся в Преображенском соборе Верхотурского Николаевского монастыря, куда были торжественно перенесены крестным ходом в 1704 году. Однако то место, где святой Симеон молился, почему-то сейчас незаслуженно забыто.

Преображенский собор. Здесь лежат мощи святого Симеона.

Преображенский собор. Здесь лежат мощи святого Симеона.

Мало кому известно, что до того, как в селе Меркушино появился храм, святой Симеон ходил в храм Преображения Господня в Тагильскую слободу. Тагильская слобода (село Тагильское) – поселение, на месте которого было основано село Махнево, зародилось в начале 17 века на высоком берегу реки Тагил в устье реки Бухлихи, и было в своё время одним из самых укреплённых. Первыми поселенцами села были монахи, построившие около 1612 года Рождественский монастырь. Развитие села предопределило то, что именно через него проходила Государева Бабиновская дорога, строительство которой началось в конце XVI века, и которая соединила Россию и Сибирь. В 1625 году для охраны главной дороги в Сибирь был построен пятибашенный деревянный острог. Ещё раньше, в 1582 году по этой местности проходил Ермак со своей дружиной в поисках простого и короткого пути в Сибирь.

Тагильская слобода находится в сорока километрах от Меркушино, тогда как Верхотурье, бывшее на тот момент своего рода столицей Урала, в шестидесяти. По преданию, святой Симеон проходил расстояние до храма за один день, выходя из Меркушино рано утром, и успевая к вечерней службе. Поэтому практически все краеведы сходятся к мысли, что праведник молился именно в Тагильской слободе и даже жил в ней по несколько дней до тех пор, пока в Меркушино не был построен храм, в строительстве которого, возможно, участвовал сам праведник.

Храм в Меркушино

Храм в Меркушино

Дорога через лес, по которой святой Симеон ходил до нынешнего Махнево, и получила затем название Симеоновой тропы.

В широком значении Симеоновой тропой, точнее, Большой Симеоновой тропой называют весь путь от Екатеринбурга до Меркушино по старому Верхотурскому тракту. До революции по нему ходило множество паломников, следовавших сначала к месту, где были обретены мощи любимого святого, потом – к камню на реке Тура (любимое место молитвенного уединения праведника), а затем уже на поклонение к мощам святого в Верхотурье. Самый масштабный крестный ход из Екатеринбурга в Верхотурье был совершён в 1914 году, когда Императорской семьей в Свято-Николаевский монастырь Верхотурья была пожертвована сень для мощей святого Симеона Верхотурского.

Однако в наши дни паломники предпочитают добираться в Верхотурье по новой, удобной дороге, зачастую даже не подозревая о другом маршруте. Члены Уральского православного патриотического общества во имя Святителя Николая Чудотворца узнали о нём случайно в феврале 2009 года, когда отправились в обзорную поездку по святым местам Екатеринбургской епархии.

– Мы побывали в Алапаевске, Верхотурье, Меркушино и других не менее значимых местах, – вспоминает член правления Общества Олег Морозов. – В Арамашево мы встретились с замечательным краеведом, директором музея села и школьной учительницей Верой Васильевной Реутовой. Она рассказала, как она со своими учениками прошла по Малой Симеоновой тропе. Мы и раньше знали, что наши предки ходили в Верхотурье и Меркушино, но совершенно не придавали значения тому, какой дорогой они передвигались.

Олег Морозов. Рассказ перед экскурсией

Олег Морозов. Рассказ перед экскурсией

Сама учительница признаётся – о Тропе ей впервые рассказал гость из-за рубежа православный голландец Анне Клаас де Гроот.

– В 1998 году он впервые приезжал на Урал на 400-летие Верхотурья, и увидел на выставочной витрине план старой паломнической дороги. Тогда он попросил копию этого плана, а буквально на следующий год уже вернулся в Россию, – вспоминает Вера Васильевна.

По словам голландца, он уже двадцать лет занимался паломническим туризмом, и не видел места красивее, чем те, по которым в своё время шли предки современных уральцев, чтобы поклониться мощам святого Симеона. В результате Клаас де Гроот собрал группу единомышленников, и при помощи краеведа из Верхней Пышмы Юрия Трунова восстановил по карте маршрут паломников из Екатеринбурга через Балтым, Реж, Алапаевск, Арамашево, Нижнюю Синячиху, Махнево и Меркушино. В Арамашево голландский паломник познакомился с Верой Реутовой, которой и поведал о своём открытии.

– Я уже свыше сорока лет занимаюсь туризмом, поэтому быстро собрала детей и отправилась в поход по Малой Симеоновой тропе, – рассказывает краевед. – В Махнёво к нам присоединились дети из приюта «Ласточка».

Беседка в начале Малой Симеоновой тропы

Беседка в начале Малой Симеоновой тропы

Старый маршрут встретил современных паломников не очень приветливо. Экспедиции пришлось изрядно поплутать, прежде чем они смогли добраться до цели. Ночевать путешественникам пришлось прямо в болоте, найдя там относительно сухое место.

– Дети поставили палатки, легли в них на ночлег, а к утру все эти палатки ушли под воду, – вспоминает Вера Васильевна. – Затем мы заблудились, и вышли к Меркушино только на пятые сутки. Я помню, когда мы проходили этот маршрут на следующий год вместе с Клаасом, он буквально заплакал. Идти было очень тяжело – температура превышала тридцать градусов, одолевали комары, от болот шли испарения.

В 2009 году по пути святого Симеона прошёл руководитель клуба путешественников «Гренада» города Камышлова Юрий Васьков, а вскоре после него – члены Уральского православного патриотического общества во имя Святителя Николая Чудотворца, которые и взялись за возрождение маршрута.

Занятие это оказалось не из лёгких.

– Первые семь километров дороги мы полностью привели в порядок, обсыпали гравием, сделали водостоки, – рассказывает Олег Морозов. – Следующие пять километров были не в такой степени испорчены лесовозами, и пока остались в первоначальном виде, мы всего лишь очистили их от зарослей.

Впрочем, далеко не весь маршрут святого Симеона в наши дни оказался таким же безопасным, как сто лет назад. На одном из отрезков пути есть заболоченный участок. Много лет назад здесь была настелена гать из осиновых брёвен. Сейчас она уже местами провалилась под весом лесовозов, а между разъехавшимися бревнами прячется глубокая топь, скрытая осокой и кочками.

– В тех местах, где гать не повреждена, мы проходили спокойно, – вспоминает свой первый поход по Малой Симеоновой тропе Олег Морозов. – Там же, где гать провалилась, находятся так называемые «падчины». С виду это маленькие лужицы. Когда я подошёл к одной из них, егерь сообщил мне, что в прошлом году здесь провалился бульдозер, и над водой торчала только половины кабины. Словом, проваливаться туда нельзя – это действительно опасно для жизни.

В результате усилиями предпринимателей и администрации посёлка Махнёво все падчины были покрыты новой гатью. Пешеходный маршрут стал вполне проходимым, и преодолеть его стало возможно за девять часов, то есть примерно за то же время, что проходил эту дорогу святой Симеон. Осенью прошлого года по Малой Тропе впервые прошёл крестный ход, а несколько дней назад паломники из Екатеринбурга впервые за сто лет добрались из Екатеринбурга до Верхотурья, полностью повторив путь своих предков.

– Я бы назвал этот крестных ход в каком-то смысле чудом. Для меня «Тропа святого Симеона» – символ молитвенного подвига святого, ведь он преодолевал это расстояние ради молитвы. И впервые после революции здесь прошёл настоящий крестный ход – с молитвами и со священником. Теперь я чувствую, что мы восстановили связь с нашими далёкими предками. Можно говорить о начале возрождения православия и на этом забытом уголке Руси, – рассказывает один из участников крестного хода Михаил Шипицин.

Действительно, трудно передать ощущение, возникающее, когда ступаешь на ту же дорогу, по которой когда-то сутками мужественно шли крестоходцы, мечтавшие поклониться мощам всенародно любимого святого. Каждый участок здесь имеет свою неповторимую историю. Например, образовавшаяся в начале XVII века Арамашевская слобода была оплотом русской колонизации Режевских земель, отражающая набеги вогулов и других кочевых народов народами. Объединяя Покровскую, Шогринскую, Мироновскую волости, эта слобода представляла собой деревянную крепость, в которой содержался отряд беломестных казаков. В 1731 году в ней построена деревянная церковь, в 1880 году на этом же месте сооружена пятикупольная в честь Казанской иконы Божьей Матери, приплывшей в Арамашево прямо по воде. В настоящее время храм восстанавливается. Ещё одно также находящееся на Большой Симеоновой тропе село Мироново знаменито расстрелянными здесь в 1918 году новомученниками священниками Иоанном Шишовым и Иосафом Пановым.

Правда, паломники предупреждают – в ближайшее время повторить уникальное путешествие на машинах будет невозможно. В эти январские дни болото основательно промёрзло, и члены Общества, прежде чем отправиться в путь, расчистили по снегу дорогу – так называемый «зимник», по которому и смогли добраться от Махнёва до Меркушино. Однако с наступлением тепла никто не мешает желающим отправиться в пешее путешествие по Малой Симеоновой тропе, путь по которой, как утверждают путешественники, теперь совершенно безопасен.

Ксения Кириллова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Я ни о чем не просил святого, но получил исцеление

Зачем священники призывают ехать в паломничество и почему люди не хотят

Записки современного паломника

Или зачем молодые вместо курорта едут по святым местам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: