Трудные места богослужения: о плодоносящих и добродеющих

|

Продолжаем говорить о ложных и коварных друзьях переводчика – паронимах.

С прокимном завершается первая, преимущественно хвалебная, славословная, часть вечерни и начинается вторая, более молитвенная. Начинается она с сугубой ектении. Что значит сугубая?

В церковнославянском языке, в отличие от русского, «сугубый» – это двойной, удвоенный («аще что скрыеши от мене, сугуб грех имаши», – говорит священник в молитве перед Таинством исповеди; буквально, твой скрытый грех удвоится); есть также глагол «сугубити» – удваивать, удвоить.

На этой основе сформировалось переносное значение «сугубый» – усугубленный, особенный, исключительный: моление (=ектения), совершаемое с особой теплотой души и дерзновением; недаром в богослужебных книгах вместо «сугубая ектения» пишется обычно «прилежное моление».

Фото с сайта http://www.troitsa-horoshevo.ru

Фото с сайта http://www.troitsa-horoshevo.ru

В нем верные просят Бога о всех своих нуждах от всея души и от всего помышления, т.е. и от сердца, души, и от разума (ц.слав. помышление), мыслительных способностей. И прежде всего – об общих потребностях, в масштабах всего народа и государства: о патриархе, правящем архиерее, стране, властях, народе, воинстве, – да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Безмолвный значит спокойный, обладающий душевным миром; без молви – покойный, тихий. А благочестием (или благочествованием) именуется истинное почитание Бога, благоговение к Нему. Таким образом, мы молим Бога о всей стране и ее народе, да дарует Он нам жизнь в душевном мире и тишине, прожитую в истинном богопочитании и чистоте.

Далее вспоминаются все усопшие христиане, и прежде всего основатели данного храма (обители), которые за это свое дело называются блаженными, почти святыми («блаженный» по-ц.слав. – также «счастливый»), и приснопамятными, т.е. достойными вечного, постоянного памятования, поминовения.

После усопших прихожан и благотворителей храма (обители) вспоминаются ныне здравствующие и все их нужды, как то жизнь, мир (т.е. душевный покой, примирение), здравие, спасение, посещение Божие, т.е. проявление Его милости, благости, Его благосклонность, милостивное внимание, и не только прощение, но и полное оставление грехов.

Наконец, приносится прошение за всех плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, т.е. тех, кто приносит пользу (плодоносящий), украсителях (добродеющих; «добрый» значит «красивый»), труждающихся, т.е. усердно служащих, подвизающихся (трудитися), поющих, предстоящих, т.е. стоящих здесь в храме, присутствующих людях, ожидающих от Тебя великия и богатыя милости, т.е. сострадании и милосердия.

Продолжение следует…

Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.); прот.Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.); И.И. Срезневского «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (т.1. А-К, Спб.,1893г; т.2. Л-П, Спб, 1902 г.; т.3. Р-Я, Спб., 1912 г.) (http://byzantinorossica.org.ru/PS_Vocabularies.html), а также «Толковый типикон» М.А. Скабаллановича.

Читайте также:

Враг подкрался незаметно…

Приидите, припадем…

Гони правду!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Евхаристия Великого Четверга. Когда вечность входит во время (+аудио)

Вечность входит в контакт с движущимся линейным временем, преодолевает его и отдаёт себя стоящим на земле…

Протоиерей Сергий Правдолюбов: «Пойдем и мы умрем с Ним!»

Господь возлюбил всех людей. И только поэтому и можно жить.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!