«Царство Божие очень от нас зависит»

Накануне 1985 года протоиерей Владимир Залипский (1926–1997), любимый многими таллинский священник, обратился к прихожанам перед литургией со словами, которые, смотря на нынешние наши реалии, ничуть не потеряли своей актуальности, а то и стали еще важнее. Давайте вслушаемся в них и простим друг друга – для разнообразия хотя бы. Спасительного разнообразия.

– Мы с вами стоим на пороге нового года – чего бы нам пожелать друг другу? Я думаю, что пожелать бы нам хорошо – чтобы как мы верили в Христа Спасителя, так нам и верить дальше. Верить в Него и ни на кого другого Его не менять, от Него не отходить. Ведь человек отходит от Христа Спасителя не только тогда, когда от Него отрекается на словах или просто перестает веровать, а отходит, когда грешит очень, грешит и не кается. Так вот, дай Бог нам, если уж грешим, то хотя бы каяться!

Протоиерей Владимир Залипский

Протоиерей Владимир Залипский

Верить во Христа от всей души, всем сердцем, молиться Ему, помнить Христа, помнить Его слова. Искать Его – как говорит пророк Давид: «Всем сердцем ищу Тебя, не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем скрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою…» (Пс. 118).

Святой Давид хорошо говорит. Помнить Христа, искать Его, искать близости Христа – то есть, искать Его почувствовать. В чем близость? В том, чтобы почувствовать Христа.

А почувствовать Христа можно в основном через покаянное сокрушение сердца. Когда мы покаемся от души, о грехах своих вздохнем искренне, поплачем о них, постараемся удерживаться от грехов, употребим на это усилие, заставляя и понуждая себя, терпя греховные на нас нападения – то есть, когда грех влечет нас к себе, влечет за собой, а мы этому сопротивляемся – вот через это мы приближаемся ко Христу, и Он становится к нам ближе.

И еще мы приближаемся ко Христу, когда себя смиряем перед нашими ближними, перед людьми, когда не гордимся перед ними, когда не бываем с ними резкими и грубыми, когда терпим их недостатки, их немощи – по апостолу Павлу, который говорит: «Друг друга немощи, недостатки переносите, и так исполните закон Христов…» (Гал. 6:2).

Это правило апостол говорит по своему опыту, потому что он очень много имел дело с людьми, причем и не христианами, часто очень грубыми, злыми людьми, дерзкими и жестокими. И апостол никогда никого старался не осуждать. Входил в положение людей, молился за них, старался их, как мог, вразумить, помочь им, никогда никого не проклинал, никому зла не желал, за обидчиков молился. И Христос был ему в этом помощник.

Вот так, любезные братья и сестры, дай нам Бог в новом году тоже стараться так поступать, чтобы быть христианами не только по имени, по названию, но и по самой жизни нашей.

Чтобы не было наше христианство пустым звуком или красивой личиной.

И чтобы, как говорит Писание, не хулилось из-за нас имя Божие, чтобы люди, глядя на нас, не смеялись и не говорили: «Вот, они называются верующими людьми, христианами, в Бога верят, во Христа верят, а какой толк с этого? Они еще хуже нас, неверующих».

Я помню такой случай, мне рассказал его один наш прихожанин. Этот человек, христианин, умный молодой человек, пришел к одному лицу – тот как раз был неверующий, занимал важный пост, большое положение. И этот христианин чем-то поделился, рассказал неверующему человеку, да тот и сам много знал о жизни Церкви. И этот неверующий говорит: «Знаете, у нас, неверующих, больше мира, я смотрю, чем у вас – вы больше между собой ссоритесь и грызетесь, чем мы». Это он сказал не в упрек, а так просто, глядя на жизнь… И надо признать, к сожалению, что в этом была доля правды, и немалая доля.

Действительно, так бывает, что хотя мы и верующими называемся, но иной раз так себя ведем – не с внешними, а между собою, с христианами…Чего только не бывает! Мало все-таки мира, терпения и благодушия, понимания и прощения.

Я это все говорю не в какую-то укоризну или обвинение, осуждение – нет. Я сказал вам не свои слова, а то, что люди, причем видящие и знающие много, умные люди и хорошие, порядочные, замечают и говорят. Как вот, помню, был очень митрополит большой у нас, в Ленинграде, Григорий – я его застал еще, когда там учился. Так вот, он говорил проповедь в духовной академии и сказал, что когда о нас говорят что-то для нас неприятное, но говорят правду, то не надо обижаться, не надо отбрыкиваться, а надо учесть и с любовью принять. Для себя сделать выводы, и от худого, нас порочащего, стараться отходить, освобождаться от этого в этом каяться перед Господом и исправляться, потому что Царствие Божие – не в слове, а в деле и в силе.

У апостола Павла есть такие слова, что в последние времена в христианстве будет мало силы. Имя-то христиан останется, а силы будет не заметно, т.е. дел не будет, не будет жизни. А христианство – это жизнь.

Так что, дорогие братья и сестры, я вам желаю от души, и вам и себе, доброй, светлой, чистой христианской жизни, основанной на вере во Христа и на хранении святых, действительно животворящих и живоносных евангельских заповедей. Таких заповедей, которые, если их будем хранить, дадут нам жизнь. Жизнь, радость, силы, терпение и разрешение всех вопросов и недоумений – потому что во Христе, говорит апостол Павел, сокрыта вся полнота премудрости и Божества телесно.

В Господе все разрешается, все открывается, на все отвечается – именно во Христе…

Ну и, конечно, любезные братья и сестры, дай Бог нам зла в себе не иметь – ни зла, ни злопамятства. Самый тяжелый гнет – это зло. Гнет прежде всего для самого человека. Человек злой и злопамятный – сам себе враг и мучитель. Злому очень трудно жить, у него неспокойно на душе, мрачно, он всем недоволен, всегда ворчит, всех обвиняет, все ему не так. А на самом-то деле совсем не так все кругом и страшно, а просто он сам в себе, внутри себя, не мирен, не доволен. Вот почему авва Дорофей говорит, что если такому человеку сделать новое небо и новую землю и его туда посадить, он все равно доволен не будет.

Это потому, что, как говорит Христос Спаситель, Царство Божие не там или здесь, а – внутри нас, в нашей душе. Царство Божие очень от нас зависит. Тут вообще требуется понуждение – надо себя заставлять.

И замечательные слова мне вспомнились из Писания: «В скорби распространил мя еси». То есть, сделал меня великодушным – именно в скорби, и даже благодаря скорби.

Скорбь, переживания – они обязательно нужны. Переживания воспитывают душу человека, всего человека воспитывают, если их принимать по-христиански. Они открывают человеку глаза на жизнь, дают увидеть и почувствовать ее временность, скоротечность, непрочность. Но дают уразуметь и почувствовать, что земная жизнь – это действительно мост: «Мир сей мост – проходи по нему и не строй себе дом». Не думай, что ты будешь жить тут вечно. Поэтому мир наш, земля – лишь гостиница. Наше отечество не здесь, здесь – всего лишь место временного пребывания.

Вот почему наши древние патриархи называли себя странниками. Когда патриарха Иакова спросил фараон: «Старец, сколько лет тебе?» – тот ответил: «Дней странствия моего сто тридцать лет» (Быт. 47:9). Именно дней странствия – он чувствует себя странником, идущим и проходящим эту землю. Мы все, братья и сестры, странники.

Кстати, святой Давид так и говорит: «Странник я на земле…Не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118:19). У него было живое чувство, что он – странник. Хотя он был царь, очень богатый, славный, все имел – но к этому не прилеплялся, не привязывался, богатство и слава его в руках не держали. Он чувствовал Бога и знал, что его истинная родина, его отечество – это небо. И туда он стремился, хотя был человеком из плоти крови, и все человеческое, как и нам, было ему не чуждо. Он даже грешил, и большие грехи у него были – но он каялся в них. Это бывало…

Как говорил Амвросий Оптинский: «Грех да беда с кем не бывают?» – Со всеми бывают, бывают и со святыми, не только с нами. Не это страшно, не грех страшен – страшно застрять в нем, оправдать его и начать жить по греху. Вот это опасно – когда меняется направление в жизни. А ошибки и падения у кого не бывают? У всех бывают…

Ну вот, дорогие братья и сестры, сейчас уже часы начнут читаться, так что будем заканчивать эту нашу с вами маленькую предновогоднюю беседу-покаяние…Желаю здоровья всем вам и радости, простой человеческой радости. И чтобы нам встретить Рождение Спасителя нашего с очищенной покаянием душой и с мирным сердцем.

Подготовил Петр Давыдов


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Эти странные святые

Стоит ли кидать камни в непонятных нам людей? Таких, как, например, Алексий, человек Божий

Позади еще одна ступенька на пути к вечности

Земные даты условны, и когда-то времени уже не станет, а наступит бесконечная жизнь в Царстве нашего…

Новый год без метафизики?

Нюхайте елки, и все будет хорошо!