Цель брака – любовь, а не количество детей

Интервью о многодетности настоятеля Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцента Московской духовной академии, главного редактора портала Богослов.Ру протоиерея Павла Великанова комментирует протоиерей Максим Первозванский, многодетный отец, главный редактор журнала «Наследник».
Протоиерей Максим Первозванский

Протоиерей Максим Первозванский

 В разобщенности людей виновата не советизация, а индустриализация

Статья протоиерея Павла состоит из двух очень разных частей, неравных как по объёму, так и по содержанию. В первой части он пишет о состоянии современного православного российского общества вообще, при этом связывает вещи, которые, на мой взгляд, связывать совершенно некорректно, примерно, как тёплое и зелёное. Он говорит о том, что разобщенность современного общества связана с советской историей. Я категорически с этим не согласен. И не потому, что я хорошо или плохо отношусь к советской истории, а потому что это просто ошибка.

Разобщенность общества всегда возникает в связи с индустриализацией, с разрушением сельской общины, и неважно, по какому типу происходит эта индустриализация – по социалистическому или по капиталистическому. Огораживание в Англии так же разрушало общество, как коллективизация и индустриализация в России в 30-х, а затем 40-х и 60-х годах. Потому что индустриальное общество требует человека-индивидуума, живущего самого по себе. Еще Карл Маркс сказал, что труд должен стать товаром, чего в традиционных обществах нет.

Поэтому при всей сложности и трагичности истории нашей родины в ХХ веке, ни в коем случае не нужно все проблемы списывать на советизацию. Везде, не важно в России ли, в США, в Индии или Китае, где возникает капитализм, города индустриального типа, а потом мегаполисы, степень разобщенности резко возрастает. Даже современной деревне она высокая, но гораздо ниже, чем в современном маленьком городе, а в мегаполисе она совсем большая. И неважно, что это за мегаполис – Москва или Нью-Йорк. Даже на православном приходе, достаточно стабильном и дружном, люди, стоящие на службе, часто не знают друг друга. А соседи, живущие в одном подъезде, хорошо, если здороваются в лифте – это значит, в этом подъезде очень здоровая атмосфера. Общество действительно серьезно разобщено.

Многодетность – не панацея

Теперь о многодетности. Безусловно, многодетность не является панацеей в том случае, если у людей в семье, в отношениях, во внутренней жизни есть какие-то серьезные проблемы.

Если люди в повседневной жизни не живут друг ради друга, а живут ради собственного эгоизма; если у них нет стремления, желания или возможности решить свои материальные проблемы базового уровня – где жить, что есть, во что одеться; – если Господь не дает родителям любви к детям, если психика родителей неустойчива, если у мужа и жены (неважно, как они строят свою семью – патриархально, равноправно или матриархально) нет сбалансированных отношений, то многодетность не только не поможет, а наоборот усугубит и приблизит гибель семьи.

Конечно, многодетная семья по отношению к целому ряду внешних воздействий гораздо более уязвима, чем семья малодетная – мама, папа и один или двое несовершеннолетних детей (модель, распространенная в индустриальном обществе). Потому что в случае, например, серьезной болезни одного из детей, внимание родителей полностью переключается на решение этой проблемы, и остальные дети оказываются лишены какого бы то ни было родительского внимания. Поэтому при каких-то серьезных воздействиях многодетная семья оказывается неустойчивой.

Но если проблемы базового уровня решены – семье есть, где жить, есть, что есть, – если в семье родители любят друг друга, если у них хоть сколько-то сбалансированы отношения, то тогда многодетная семья оказывается саморегулирующейся системой. И очень многие проблемы, которые в малодетной семье приходится решать специально, в многодетной семье решаются автоматически. Это закон о сложности – в сложноорганизованной системе проблемы простого уровня решаются автоматически.

Поэтому, если эту сложность удастся поддерживать гармонично и сбалансированно, то в многодетной семье жить просто замечательно, и дети там счастливы, нет проблем с воспитанием, образованием, мотивацией жизни, с любовью, взаимопомощью и так далее.

Целью брака, с христианской точки зрения, является любовь, а не количество детей. Дети – это плоды этой любви. Конечно, если не любящие друг друга муж и жена живут с тремя детьми на вокзале, я бы не советовал им рожать четвертого. Только если любви хватает, особенно, если Господь подкрепляет эту любовь материальными возможностями, многодетная семья – это замечательно и православно.

Подготовила Мария Строганова

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Батюшка, а как поститься моему ребенку?

Священник Сергий Круглов о рождественском посте и многодетности

Нельзя смотреть на семью как на чадородную машину

Проблема наших многодетных православных семей в том, что они живут извне навязанными шаблонами и установками

«Силком тащить в наш лагерь никого не нужно»

Священник, психолог и мама шестерых детей - о многодетных семьях