Цели и перспективы религиозного образования

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 56, 2009
|
Меркурий, Епископ Зарайский, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
Цели и перспективы религиозного образования

От редакции. Редакция “Альфы и Омеги” приносит свою благодарность Владыке Меркурию, ответившему на наши вопросы.

Какие институции должны входить в систему религиозного образования?

— К ним относятся как Синодальный, так и епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации, осуществляющие координирующую роль, а также учебные заведения — конфессиональные и светские. К конфессиональным относятся в первую очередь церковно-приходские воскресные школы (для детей и взрослых), катехизаторские курсы, православные школы и гимназии. Впрочем, последние — это скорее учебные заведения смешанного типа: ведь в них преподают не только вероучительные дисциплины, церковнославянский язык или историю Церкви, но и такие предметы, как русский язык и литература, математика и физика, биология и история, — то есть те общеобразовательные предметы, право на обучение которым, причём на бесплатное обучение, имеет каждый ребёнок школьного возраста просто по праву своего российского гражданства. Конфессиональные учебные заведения ставят своей задачей не только рассказать о религии, но и привлечь к религиозной жизни, зажечь в сердцах учащихся веру, привести к таинственной жизни Церкви.

Иные задачи ставит перед собой религиозное образование в светской школе. Конечно, будучи людьми православными, мы хотим, чтобы каждый человек познал истины нашей веры, но это — дело свободы личности человека, нарушать которую мы не хотим и не будем. Но рассказать о роли Православия в истории и культуре нашей страны, о том, на каких духовных основаниях осуществлялось построение нашей государственности, что питало жизнь многих поколений русских людей в течение более чем тысячелетней истории, что означало для них и что означает сегодня для верующего человека православный уклад жизни — мы не только можем, но и должны.

Каким образом Отдел религиозного образования и катехизации может курировать, например, воскресные школы, учреждаемые, как правило, при приходах?

— Воскресные школы, как и всё остальное, учреждаются на приходах по благословению священноначалия. По тому же благословению Отдел религиозного образования и занимается их курированием, то есть в наши обязанности входит оказывать каждой воскресной школе, которой это понадобится, помощь с методическими материалами, отвечать на вопросы, делиться опытом, помогать в подготовке педагогов, проводя в том числе и аттестацию педагогов воскресных школ.

С какого возраста можно рекомендовать детям посещать воскресные школы?

— В разных воскресных школах работа организована по-раз­ному. Есть, например, школы, где проводят занятия с взрослыми. Бывают школы семейного типа, где родители занимаются отдельно, а малыши проводят это время, как в группе детского садика. В некоторых школах занятия с детьми проводят с пятилетнего возраста. И вообще вспоминается ответ старца одной православной матери, которая спросила, с какого возраста надо начинать православное воспитание ребёнка: “А давно ли родился Ваш ребёнок?”. — “Год назад”. — “Вы опоздали на целый год!”.

Разные воскресные школы устроены по-разному, поэтому в каждом конкретном случае надо смотреть, подходит ли это конкретное устроение для ребёнка того или иного возраста. Да и дети бывают разные.

Следует ли предусматривать в детских воскресных школах разделение на классы по возрасту или по степени вовлечённости в церковную жизнь? Возможно ли совместить эти два принципа?

— А в некоторых, особенно небольших приходах, разделение на классы в воскресной школе и вовсе отсутствует, занятия же строятся как беседы, которые интересны всем — и тем, кто пришёл в первый раз, и тем, кто уже давно ходит в школу. В больших же школах всё-таки целесообразно разделять детей по возрасту, потому что возрастную педагогику и психологию пока ещё никто не отменял. Программу же занятий следует опять же строить так, чтобы каждый мог найти для себя полезное.

Конечно, есть такие программы предметов, которые из года в год развиваются, усложняются; например, по церковнославянскому языку. Новичку будет невозможно усвоить то, что проходят ребята, которые занимаются уже не первый год. Здесь надо предусмотреть возможность как “продвинутых” курсов, так и курсов для начинающих.

Как совмещать в воскресных школах две линии: образовательную и воспитательную?

— Главная задача воскресной школы — воспитать человека так, чтобы в нём проявился образ Божий. Вот вам и совмещение. Если под образовательной функцией понимать передачу некоего объёма знаний, то это происходит само собой, ведь воспитывают в воскресной школе не чтением нотаций, а тем, что у преподавателей есть возможность поделиться с учениками своими знаниями, своим опытом, в том числе и опытом духовным, а во время паломнических поездок, которые являются одной из важнейших сфер деятельности в воскресных школах, воспитание и образование сплетаются воедино как нигде. Главное — преподаватель в воскресной школе должен уметь по-настоящему любить: Бога как Отца, Церковь как Мать, учеников как чад (в каком бы возрасте они ни были), свой предмет как товарища, который помогает ему рассказать о своей любви тем, кто хочет о ней услышать.

Как проводить сертификацию преподавателей воскресных школ? Каковы должны быть изначальные требования? Нужны ли собеседования (и если да, то на каком уровне) и/или установочные курсы и методические пособия?

— Процесс сертификации преподавателей воскресных школ разработан в нашем Отделе, необходимые критерии можно найти на сайте Prokimen.ru. Конечно, необходим базисный уровень подготовки, приобрести его можно как на катехизаторских курсах, так и самостоятельно, но необходимо выдержать соответствующий экзамен.

Должна ли существовать общецерковная программа обучения в воскресной школе?

— Думаю, что должен быть некий комплекс программ, чтобы настоятели храмов смогли выбрать для своей воскресной школы тот тип программы, который им подойдёт, что зависит от местных условий. Настоятели знают свои возможности, свою паству. Во многих воскресных школах наработан уже богатый опыт, есть своя “изюминка”, и ломать их, подводя под некий “общий знаменатель”, нет никакого смысла. Воскресные школы тем и хороши, что они могут быть разными, могут реализовывать какие-то свои миссионерские или социальные программы, проводить уроки в соответствующем своим условиям режиме. Главная же общая программа для всех воскресных школ, как и для всей Церкви, — это Священное Писание и Священное Предание. Все православные школы, как церковно-приходские (воскрес­ные), так и общеобразовательные, выстраивают свои программы на основании учения святых Отцов Церкви. Есть разработанные программы по некоторым предметам, например, по церковнославянскому языку. Но пока всё же единых программ не существует. В настоящее время нарабатывается опыт; это происходит на конференциях, например, на ежегодных Рождественских образовательных чтениях. Этот опыт обсуждается, люди обмениваются методическими пособиями, а некоторые из них имеют гриф “рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации”. При Отделе создан Научно-методический экспертный совет по православному образованию, одной из задач которого как раз и является просмотр и рецензирование подобного рода пособий и выдача соответствующих рекомендаций.

Должны ли вводиться в программу воскресных школ знания истории, литературы, искусства?

— Если на приходе есть соответствующие преподаватели, которые могут интересно осветить православную составляющую в этих предметах детям (или взрослым), при условии, что в обычной школе по тем или иным причинам это вдруг оказывается невозможным (хотя такая возможность в принципе должна быть в любой светской школе), — то почему нет?

Должно ли окончание воскресной школы давать какие-то возможности для получения иных видов религиозного образования?

— Имеется в виду поступление в семинарию, в Духовную академию или в православный институт? Здесь дело в том, что, конечно, учёба в воскресной школе даёт человеку некий объём знаний, который может быть полезен при поступлении. К тому же не может не сказаться сам опыт обучения в православном учебном учреждении и желание это обучение продолжить. С хорошим выпускником воскресной школы в православном ВУЗе работать будет легче, чем с тем, кто знаком только с партой светской школы. Но здесь решающую роль должна играть всё же не “корочка” того или иного рода, а собеседование, рекомендация священника, само желание получить высшее религиозное образование.

В воскресные школы для взрослых в принципе нужно принимать всех желающих прихожан. Как быть с тем, что у них очень разная подготовка, не говоря уже о разнице в возрасте?

— Это уже вопрос компетенции преподавателя. Священник, выходя на проповедь во время службы, тоже видит перед собой и тех, кто годами ходит в церковь, и тех, кто пришёл на службу впервые, но он же не проводит отдельных литургий для новоначальных. Наоборот, это как в большой семье, где старшие делятся опытом с младшими. Если кому-то что-то непонятно, он может подойти с вопросом и к преподавателю (как в храме — к священнику), и к более опытным соученикам.

Не будет ли выходом из положения создание факультативов для тех, кто имеет достаточную образовательную подготовку, например, факультатив по чтению Священного Писания или по подготовке катехизаторов?

— Предметные факультативы — дело хорошее, если есть соответствующие ресурсы. Ведь не каждый преподаватель, даже очень хороший и очень компетентный в своей области, может оторвать от семьи какие-то часы и посвятить их преподаванию в воскресной школе. Пока мы здесь, на земле, актуален и “кусок хлеба”. Однако не каждый приход располагает средствами для содержания большой школы со многими предметами и факультативами. Поэтому приходится обращать внимание и на этот сугубо практический аспект. Во многих школах идея факультативов осуществляется, существуют и молодёжные группы, куда приходят ребята, уже закончившие школу; помимо богословских занятий ведутся кружки по интересам, в которых учат и вышивать, и плести кружево, и ставить спектакли, и даже… играть в футбол.

Следует ли воскресным школам для взрослых в той или иной степени копировать программу семинарии, как это часто бывает?

— Успешно копировать программу семинарии воскресная школа не может по определению, — просто потому, что воскресений меньше, чем других дней недели, вместе взятых. Если же семинарской программе при отсутствии семинарии усваивается название “воскресная школа”, то в этом есть некая неправда. Правда должна начинаться с именования — если это не занятия раз в неделю, в воскресный или субботний день, накануне воскресенья, то назовите это соответствующим образом, возьмите соответствующую программу и давайте соответствующий аттестат.

Встаёт вопрос о квалификации преподавателей воскресных школ.

— В настоящее время мы можем реально говорить только о преподавателях воскресных школ Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов, которые регулярно предоставляют максимально полную информацию в Синодальный отдел религиозного образования о состоянии дел в епархии. От многих епархий отчёты приходят с минимумом информации; хорошо, если удаётся узнать о количестве в них воскресных школ, а квалификация преподавателей остаётся “за кадром”. Радует то, что в последнее время появилось много литературы, в том числе методической, хотя последней катастрофически не хватает, что на курсы и конференции приезжают люди из самых отдалённых уголков России. Последние Всероссийские конкурсы “За нравственный подвиг учителя” показывают, что в глубинке работают прекрасные учителя. Церковь ответственно относится к выбору тех, на кого ложится задача православного воспитания. Появляется всё больше возможностей повышения квалификации преподавателей. Эти возможности ещё далеко не до конца использованы. Надо привлекать к этому больше как сил, так и средств.

В программе воскресных школ часто отсутствует обучение практическим навыкам чтения и понимания церковнославянских богослужебных текстов; подчас при подготовке чтецов на смысл текста внимания почти не обращается. Считаете ли Вы возможным ввести в программу этих школ работу с текстами келейного правила, Литургии, последования ко Святому причащению и других текстов?

— Это должно входить в программу изучения церковнославянского языка. На чём ещё и учиться, как не на текстах Священного Писания, богослужений и молитв?

Вопрос об общецерковной программе и о пособиях для воскресных школ для взрослых — тот же, что и для детских воскресных школ.

— Пожалуй, что и ответ будет тот же.

Следует ли предусматривать вне рамок воскресной школы катехизационную подготовку для тех, кто готовится к Крещению?

— В большинстве случаев так и происходит. В воскресную школу приходят уже крещёные люди, а школа оглашённых — вопрос особый. Впрочем, они зачастую бывают связаны между собой. Нередко священник поручает проводить огласительные беседы преподавателям воскресных школ.

Каковы должны быть конечные цели обучения в воскресной школе?

— Главная цель обучения в воскресной школе — сознательное воцерковление учащихся, через все изучаемые предметы, через поездки и совместные мероприятия привитие им любви к Богу, к Церкви, к Родине. Воспитание в учащихся желания быть истинным сыном Церкви и своего Отечества, жить так, как говорится в молитве: Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Можно ли предусмотреть в системе религиозного образования другие типы учебных заведений, кроме высших?

— По сути такие типы учебных заведений уже существуют — это двух-трёхгодичные катехизаторские курсы. Это как бы среднее профессиональное звено образования. На таких курсах готовят преподавателей воскресных школ, катехизаторов, миссионеров. При Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви работают Богословско-педагогичес­кие (катехизаторские) курсы во имя священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Директор курсов — священник Игорь Киреев, руководитель сектора церковно-приходского образования Отдела. Недавно на курсах прошла защита выпускных квалификационных работ, которая показала высокий уровень подготовки выпускников. Главное — чтобы выпускники курсов были практически востребованы на приходах.

Возможно ли сформулировать различия между духовными семинариями с одной стороны, и другими высшими учебными заведениями системы религиозного образования — с другой?

— Главное различие в том, что цель духовных семинарий — подготовка священнослужителей, а другие православные высшие учебные заведения открыты для всех, кто хочет получить богословские знания, в какой бы области они ни трудились. Священник должен уметь найти общий язык с людьми любых специальностей — с учителями, врачами, учёными, инженерами, рабочими, олигархами, если хотите. Но и каждый из этих людей может быть богословом, знать литургику, историю Церкви, догматику, каноническое право, агиографию и другие предметы богословского курса. Мужчины и женщины, молодые и в возрасте хотят больше знать о своей вере и иметь возможность служить своими знаниями Церкви, Отечеству, своим ближним — на любом месте, где волею Божией они трудятся.

Церкви нужны квалифицированные специалисты, способные обеспечивать её функционирование в обществе и государстве. Должна ли их подготовка в системе религиозного образования быть чисто прагматической (например, юристам — церковное право и т. д.) или можно, вспомнив хорошо известный тезис о том, что культуру России создало Православие, достаточно подробно знакомить их и с этим драгоценным наследием, и с мировой культурой?

— Вопрос не вполне корректен. Церковь заботится о мире, но не нуждается в “обеспечении функционирования в обществе и государстве”. Она просто живёт — и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18). Хороший юрист, кем бы он ни был: православным, мусульманином или иудеем, должен быть знаком хотя бы с азами церковного права. Это должно быть частью светского образования. А вот православный юрист должен к тому же быть сведущим в основах богословия, — и не потому что он юрист, а потому что он православный, имеющий высшее образование. Это относится к интеллигенции вообще, к каждому культурному человеку. Невозможно понимать отечественную культуру, не зная Православия, невозможно адекватно воспринимать мировую культуру, не зная основ христианства. Система образования должна помогать человеку быть не только образованным, обладающим неким багажом знаний, но быть человеком культурным. Уже все знают, что слово культура имеет своим корнем слово cultus ‘возделывание, воспитание’. А возделывали почву российской культуры, воспитывали наш народ великие православные люди, святые, вся Православная Церковь.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Проповеди. Воскресенье перед Рождеством…

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 50, 2007

В сети появился электронный архив журнала «Альфа и Омега»

«Альфа и Омега» некоммерческий культурно-просветительский журнал, посвященный богословским вопросам православия

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: