Твердый фундамент: подготовка к браку

Православный семейный журнал “Фамилия”.

Как построить семейный союз на твёрдом камне, а не на песке? Протоиерей Андрей Ткачёв уверен: фундамент брака следует закладывать ещё до свадьбы.

Приготовление к браку — это, конечно, растраты, покупки, беготня и нервотрёпка. Наряды, кольца, услуги фотографа, банкетный зал. Что ещё?

Фото orthphoto.net

Есть ещё пункты, не связанные с расходами, но напрямую связанные с приготовлением к свадьбе. Это знакомство с теми текстами Писания, которые будут читаться на венчании. Покупать ничего не надо, спешить тоже — наоборот, нужно сесть поудобней, открыть Книгу и посвятить полчаса вдумчивому чтению.

Зачем это нужно? Затем, чтобы не превращать венчание в фотосессию и не стоять под пристальными взглядами родственников и друзей, подобно фарфоровому болванчику, ничего не понимая, держа в руках свечу, думая про себя: «Когда же всё это закончится?»

«Всё это» только начинается, и церковную службу нужно не отбыть, а впитать, чтобы положить семейной жизни твёрдое основание.

Из послания апостола Павла к Ефесянам на венчании будет прочтён отрывок, состоящий из тринадцати стихов. Пятая глава, с двадцатого стиха и до конца. Это — новозаветное учение об отношениях в браке.

Начинается оно с обращения к женщинам. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Можно прочесть эти слова не один, но два, три и больше раз, чтобы поглубже напечатлеть их в уме. В этих словах есть вызов всему образу современной жизни. Женщина всё меньше хочет повиноваться мужу, да и мужья всё меньше достойны подчинения. Поэтому мы читаем не слова только, но впитываем силу и идём на конфликт с привычно-греховным порядком вещей. Ведь мы хотим жить не «как все», а «как Бог велел».

Итак: Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (и тут же поясняется, почему это надо делать), потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём.

Честно говоря, в размышлениях о браке мысль наша никогда в такие заоблачные высоты не залетела. Оказывается, смысл брака тесно связан с Христом и Церковью, и, ничего не зная об этом, мы обречены вращаться в сфере сентиментальности и личных чувств, подобных не столько твёрдому фундаменту, сколько жидкому киселю. Можно прочесть эти слова ещё раз, дать им зазвучать в сознании мощным аккордом и прислушаться к этому звуку.

Пойдём дальше. Женщины скажут: «Почему с нас всё начинается?

И так вся тяжесть быта — на наших плечах. Ещё и ответственность на нас. А о мужьях что-то говорится?» Говорится. Слушайте. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. Церкви (а значит, жене) вменяется повиновение. Ну а Христос (а значит, и муж) идёт на самопожертвование. Мы прикасаемся к важнейшей истине. Любовь, оказывается, связана с жертвой. Христос унизился, став человеком, и умер на Кресте, чтобы мы жили вечно. А муж должен подражать Христу. Он должен жертвовать собою — временем, деньгами, силами, кровью, жизнью, наконец, — ради жены. Нет жертвы, нет готовности пойти на неё — значит, нет и любви. Мы действительно так высоко не взлетали, и нам придётся усвоить этот новый образ мысли и действия.

Впрочем, чтобы душа не утомилась созерцанием, Писание понижает планку и переходит к предметам более понятным. Апостол переводит речь с Церкви и Христа на человека и его тело. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Жена — это не отдельный от мужа человек. Она — часть нового человека, состоящего из двух. И относиться к ней нужно как к себе самому. Нет на земле боле тесного союза, чем союз мужа и жены. Между ними — нулевая степень родства. Между матерью и ребёнком — первая степень родства. Они очень близки, но не так, как муж и жена. Поэтому мужа следует слушаться больше, чем собственную мать. Жену следует любить больше, чем собственных родителей. От непонимания этой истины, от бесчувствия к ней рождаются многие семейные конфликты. Мамы лезут в жизнь молодожёнов с благими советами.

Молодые жалуются друг на друга родителям. Чтобы избегнуть этих и других ошибок
в будущем, мы с корнем вырываем расхожее заблуждение и насаждаем закон Божий.

Вот что было сказано еще в раю: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. Это говорится в рассказе о сотворении человека. Любящий свою жену любит самого себя. Так говорит апостол Павел.

Мы будем видеть мужа и жену как двух отдельных людей. Но это касается телесных очей. Глазами веры мы отныне должны будем видеть их одним человеком. Взгляд веры нередко противоречит кажущейся очевидности. Сегодня никто не сомневается в том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Хотя очевидная картина мира противоположна. В этом случае научное знание подправляет очевидность. А в случае с семьёй не наука, но то, что больше и твёрже науки, — вера — заставляет нас смотреть на двух людей как на одну плоть перед Господом.

Такой взгляд нужен всем: родителям, друзьям, знакомым. Но более всего он нужен самим молодожёнам. Им предстоит ощутить своё глубокое единство, ощутить его так, чтобы отдельное существование их отныне стало невозможным.

Всё это красиво. Более того — прекрасно. Это и есть та мысленная красота, которая называется истиной.

Но для воплощения её в жизнь нужны труды. Супружеская жизнь, собственно, и является совместным трудом по воплощению христианского идеала.

Красота и истина неисследимы, поскольку таинственны. И Павел говорит: Тайна сия велика. Он заканчивает слова о браке так: Каждый из вас да любит свою жену, как самого себя, а жена да боится своего мужа. Последние слова на службе читаются с повышением голоса, а потому врезаются в память больше других. Многим даже кажется, что всё учение Церкви о браке как раз и заключается в неравноправии мужчин и женщин и в большом количестве бытовых запретов. Но мы с вами уже знаем, что это не так. В учении Церкви о браке есть глубина и высота. В глазах Церкви брак — это не сожительство по контракту ради взаимного удовольствия. Это тайна, причём великая.

В словаре Эллочки-Людоедки была такая фраза: «Не учите меня жить, лучше помогите материально». Не спешите на меня обижаться, если скажу вам, что мировоззрение большинства людей от Эллочкиного ушло не далеко. Многие думают о жизни именно так, только формулируют иначе. «Мы, мол, жить и так умеем, не дураки. Только вот денег не хватает». На самом деле, именно жить-то мы и не умеем, и наличие любых сумм денег нас не спасёт и не сделает мудрее, пока жизнь свою мы строим на песке, а не на камне.

Готовиться к супружеской жизни — значит не только выбирать наряды и планировать свадебное путешествие. Это значит приобретать правильные мысли и твёрдую мотивацию. Нет ничего твёрже и основательнее того драгоценного и краеугольного Камня, Который есть Христос. Потрудимся Его положить в основание нашего семейного дома, чтобы можно было поднимать стены, не страшась обрушения.

Читайте также:

Блуждать или идти: ответственная любовь

Молитва о замужестве

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Жить по-христиански гораздо труднее, чем кажется

Если люди не хотят иметь детей и не могут воздерживаться, частое причащение для них невозможно, да…

Дмитрий Емец: Раньше мы жили только ради детей и дико устали

Многодетность - рецепт не для всех, а идеала не будет никогда