У каждой семьи есть свои демоны

Архимандрит Савва (Мажуко) — о духовных корнях человеческих бед.
Архимандрит Савва (Мажуко). Фото Ефим Эрихман

Архимандрит Савва (Мажуко). Фото Ефим Эрихман

Сербы — народ свой, православный, но есть им, чем удивить. Для русского человека день Ангела — событие личное и частное, для серба — праздник семьи. У нас именины — память святого, имя которого носит отдельный человек, у сербов — воспоминание о небесном покровителе всей семьи, всего рода. И в этом обычае наши южные братья более правы. Правы по-евангельски, по-христиански, просто потому, что у христианина вообще не может быть персонального праздника, индивидуальной радости, приватного торжества. Мы тесно связаны друг с другом, наши жизни переплетены, и, в строгом смысле, не бывает личной радости, как не бывает, кстати, и личного горя. Закрыться в собственной радости, замкнуться в отдельном горе — это не по Евангелию. Ибо всё — наше, всё — общее, жизнь каждого касается всех, отражается на всем церковном теле. Мудрый апостол Павел кратко и точно передал самую суть самоощущение христианина в этом мире: «всё ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — всё ваше. Вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1Кор 3:21-23).

Монах под прикрытием

Уточню: сербы более правы, что вовсе не означает неправоту русских, поскольку наш обычай празднования дня Ангела тоже не совсем частный. Ведь нас, празднующих, как минимум двое: я и мой покровитель. Например, когда я отмечаю свой день Ангела, это, на самом деле, наш с преподобным Саввой Звенигородским праздник — общий, один на двоих, в тесном кругу, когда я особенно глубоко ощущаю его заботу и покровительство. Он — мой Ангел-хранитель. Может быть, самый главный. Но не единственный. В монашестве я — Савва, в миру — Дмитрий, и хотя я уже не один десяток лет ношу другое имя, святитель Димитрий Ростовский продолжает меня опекать. Прожив несколько лет в монашестве, я как-то прочёл подробное житие святителя Димитрия. К тому времени я уже был иеромонахом и «заслуженным» регентом хора. И каково было моё изумление, когда я узнал, что последним, кто видел святителя Димитрия живым, был мальчик-певчий из его хора. Именно ему умирающий митрополит рассказал, прощаясь, о своей жизни и дал последнее напутствие. Как вы думаете, звали этого певчего? Правильно. Савва. Эту историю не знал ни я, ни человек, давший мне имя в постриге. И всё мне кажется, что это сам святой Димитрий подобрал мне не только имя, но и надежного заступника.

Но кроме преподобных Саввы и Димитрия есть и другие святые, которые явно за мной присматривают. Не буду выдавать всех имён и паролей, скажу только, что среди этих опекунов и хранителей есть, — я это живо чувствую, — мои предки, вымаливавшие нашу семью, дедушки и бабушки, которые стали ангелами-хранителями нашего рода, потому что ни одно молитвенное слово, ни одна слезинка или «капли часть некая» не проходит бесследно. И если живы мы, и род наш продолжает цвести и ветвиться, верю и слишком знаю, что это по молитвам наших скромных предков-тружеников. У каждой семьи есть такие хранители и опекуны. У каждой. Зёрна добра, посеянные нашими предками, прорастают в новых поколениях. Как и зёрна зла.

Родовое древо

То, что я здесь излагаю, не является церковным учением, — ни в коем случае! Это важно помнить. Скорее, речь идёт о рабочей гипотезе, к которой меня подталкивает и личный опыт, и пастырская наблюдательность. У Церкви нет ответов на все вопросы, а по ряду проблем у нас ещё не прозвучали не только богословские ответы, но, думаю, даже и большинство вопросов не было поставлено, в чём, опять же, нет ничего пугающего. Евангелие сказало нам о самом главном — оно сообщило Божественное Откровение о Христе, о Троице, о Церкви, но в частных вопросах остаётся свобода и простор для дискуссий и предположений. Там, где нужно трудиться самим, глупо ожидать, что эту работу сделает за нас Бог.

Мы не сами по себе. Каждый из нас — часть огромной семьи, и все мы находимся в органическом единстве друг с другом, с предками и потомками, так что наше добро и наше зло способно влиять на всё тело нашего рода, отзываться в самых далёких поколениях болью или утешением. А потому мне кажется, что из рода в род кочуют от предков к потомкам не только хранители, но и прямо враждебные нам «друзья» семьи. Назовём их домашними демонами.

На языке современной культуры мы деликатно именуем эти явления дурной наследственностью, плохой генетикой, порочной породой, а может и детскими психотравмами, и тут, кажется, всё понятно.

Мальчик, повзрослев, вдруг становится алкоголиком или наркоманом, а у него за плечами английская спецшкола, виолончель и конный спорт. Никто не ожидал, ничего не предвещало — сожаления и восклицания!..

Девочка с раннего детства навязчиво мечтает прыгнуть с моста и жалеет, что не сделала этого раньше, до семи лет, когда дети ещё ангелы, и им всё прощается…

Родители успевают вытащить из петли сына-студента: он не хочет быть геем, он не может так жить, он устал врать себе и другим…

Конечно, расспросив пытливо и внимательно, вы найдёте и гиперопёку, и эпизоды совращения, и тяжбу между родителями, заложниками в которой всегда — дети, и предрасположенность к спиртному по линии отца и много, много других объяснений. Это всё так. Логично и предсказуемо. Но — всегда ли так логично и непременно предсказуемо? Ведь это зло когда-то появилось? Гены перешли от отца к сыну, но как такое случилось с самим отцом, где начало этого безумия? Многие годы наблюдаешь за какой-нибудь семьёй и видишь: словно терзает каждого из них постоянно какая-то сила — дикая, неумолимая, ищущая смерти и гибели, так что даже дети в этой семье проговариваются в ужасе о том, что хотелось бы побыстрее умереть, бросившись в омут, чтобы это всё закончилось побыстрее. Откуда это всё, можно ли что-нибудь с этим сделать, как этого избежать?

Тревожное наследство

Готов к тому, что меня окрестят мракобесом — слово-то какое изысканно-двусмысленное. Сразу оговорюсь: признаю ценность психологии и психиатрии. И сам порой отправляю своих прихожан и к психологу, и к психиатру, и даже к психотерапевту. Есть люди, хорошо знающие своё дело. Они, на самом деле, могут помочь. Их работа и эффективность методов никак не противоречит моей теории, скорее, подтверждают её. Священник и психолог — не конкуренты, у них разные сферы деятельности. Однако психолог имеет дело с симптомами и последствиями, а сам пациент — с причиной — в том-то и ужас.

Зло, с которым мы сталкиваемся в большинстве эпизодов, имеет личностную природу. Это не просто детские травмы или непредсказуемые иррациональные силы. Те, с кем мы имеем дело, — личностные существа, духи, враждебные людям. У них есть простая и ясная страсть — извести род человеческий. Христос называл отца лжи «человекоубийцей от начала» (Ин 8:44). Когда ты понимаешь, что тебе противостоит не безликая стихия, а конкретная личность со своей дикой и довольно примитивной мотивацией, — очень страшно, однако такое открытие весьма полезно. Оно побуждает к действию.

Мы имеем дело с демонами. Звучит как-то странно в наш век. Старорежимно. Некоторые даже сочувственно улыбнутся. Пусть их. Улыбаться полезно. К тому же, некоторых демонов можно изгнать даже улыбкой. Но это не какие-то абстрактные духи, а в некотором смысле, наши родные, доморощенные, привычные приживальщики, если угодно, демоны с биографией, которая тесно сплетена с историей конкретной семьи и рода. Пусть это нас сильно не пугает, потому что в наши истории вплетаются не только проказы демонов, но и человеколюбивая забота святых и ангелов. Они тоже — часть наших семейных историй.

Молитва, милосердие, доброта и жертвенность, честный труд и обычная скромность — это неполный перечень вещей, которые впускают в жизнь нашего рода святых хранителей, позволяя им участвовать в жизни наших детей и далёких потомков. Наши внуки получают от нас в наследство не только недвижимость и семейные альбомы, но и святых покровителей. Молитвы предков, их чистая жизнь это своего рода капитал, который при должном воспитании, дети способны освоить, приумножить и передать следующим поколениям. Горько оттого, что по этой же логике мы передаём наследникам и «приглашенных» в нашу семью домашних демонов.

Чужие и хищники

Человек — не сам по себе. Одна из самых опасных ошибок нашего поколения — мыслить себя отдельно от своего рода. Это подростковое заблуждение взрослых людей. Глупо думать, что я могу со своей жизнью сделать всё, что мне угодно: хочу — курю траву, хочу — бросаюсь в экстрим, надоест — повешусь. Такие люди убеждены, что в жизни надо всё испробовать. Слава Богу, нельзя попробовать всего. Не хватит времени и здоровья. И в мудрых книгах написано, что Господь намеренно сократил дни человеческой жизни, отнял у человека силы, чтобы он не дошёл в своей самости до сатанинских пределов.

Так случилось, что самые первые предки впустили в жизнь нашей общечеловеческой семьи зло и смерть, и с тех пор их потомки стали уязвимы для порока, а потому мы и должны быть так внимательны к своей жизни — у нас есть прародительская предрасположенность ко злу, семя тли, родовая порча. Это — первое. Второе: если ты, думаешь, что живёшь для себя и своими поступками вредишь только себе, а другим будто и дела нет, ты глубоко заблуждаешься. Каждое наше скверное дело впускает в наш дом, в светлицу нашего рода, нового демона, который не нуждается ни в еде, ни в отдыхе, и он неутомим в своём чёрном деле.

Фото Drew Hays/unsplash.com

Фото Drew Hays/unsplash.com

Ты ставишь эксперименты с наркотиками? Твоё дело? Нет, не твоё. Может, ты и не собираешься надолго задержаться в этом мире. Тот, кого ты впустил, — у него большие планы, может быть даже, на столетия. Ты уйдёшь, он — останется. С твоим сыном. С твоим внуком. С твоим племянником. И так — до тех пор, пока не выпьет все жизненные силы из вашего рода. Или пока не родится в вашем роду молитвенник. Потому что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Тебе было весело? Ты развлекался? Подумай, сколько слёз, а может и крови понадобится кому-то из твоих потомков, чтобы изгнать этого «гостя» из вашего рода. Хочешь всё попробовать? — Ладно. Только вот не все процессы обратимы. И как, должно быть, жутко осознавать, что именно ты своим безрассудством, сладострастием или жадностью впустил в семью безжалостного мучителя и тирана! Сам привёл убийцу в свой дом, к своим детям! Вот настоящее самоубийство, потому каждый грех, каждая подлость — самоубийство. И мы видим, что самоубиваются не только отдельные семьи, но целые народы.

Орден хранителей

В двадцатом веке пролилось столько крови, столько зла совершили люди, отрекшись от Бога, от своих святынь, и сколько слёзных молитв сегодня требуется от нас, чтобы выгнать мучителей из наших домов! Но ведь самое грустное это то, что самоубийство народа так и не прекратилось. Я ведь говорю об очевидном: европейцы перестали рожать детей, словно у них закончилась сила жить, выдохлась воля к жизни. Народ, некогда христианский, самоубивается, распадается на атомы никому ничем не обязанных персон, забывших свои святыни, своих предков, отрекшихся от потомков. И некому изгонять этих демонов, потому что молиться — это тяжкий труд, плоды которого нескоро увидишь.

А потому так радовались старые мудрые люди, когда у них в роду кто-то шёл в монастырь или становился священником или просто шёл в храм. Эти люди вымаливали и свои семьи, и свой народ. И у нас целый строй заступников и хранителей — собор русских святых, людей, близких нам по крови и языку, но проживших жизнь такую светлую и чистую, что этого света и чистоты хватает даже их далёким потомкам. А потому собор русских святых — семейный день Ангела всех русских людей, то есть всех тех, кто говорит и мыслит по-русски. Это день Ангела на сербский манер. Очень нужный праздник. Потому что страшно очень становится, когда думаешь, сколько древних мучителей кочует из поколения в поколение.

Если семейный демон обнаружил себя, не надо унывать, не надо отчаиваться. Сопротивляться вероломным приживальщикам — это нормальные рабочие моменты, наши религиозные будни. У каждой семьи есть свои демоны, не надо обольщаться. От верующего человека требуется постоянное противоборство этому «другу», постоянная бдительность, чтобы это «наследство» не перешло потомкам, не отравило их жизнь. И потому своих детей надо с юности готовить к этому сопротивлению. Потому что не бывает отдельных людей. Мы все очень тесно связаны, и наше добро, равно как и наше зло кочует от отцов к детям, и если ты грешишь, ты не можешь оправдываться тем, что губишь только свою жизнь. Ты-то умрёшь, а твои «друзья» продолжат терзать твоих потомков и, даже смерть не разлучит тебя с твоим «другом», к сожалению. Вот почему жить нужно честно и порядочно. Потому что мы не сами по себе, каждый — часть семьи, рода, единого человеческого тела. Это радостно, утешительно и — очень серьезно.

От прадедов и праматерей досталось потомкам тревожное наследство — нам отошли их верные друзья и их заклятые враги. Как странно и трогательно понимать, что я сопротивляюсь тому самому врагу, с которым когда-то бился мой дед. Как родовое поле, как земля предков, пропитавшаяся их потом, удел, что перешел во владение потомкам и ждёт их труда, мы перенимаем их борьбу, их неоконченное сражение, вступаем в их подвиг, доделываем то, что не успели они. Каждому — по силам, по отпущенному времени. Подумаешь — демоны. С нами Бог и наши святые хранители! Ужо повоюем!

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Российские семьи ссорятся из-за нехватки денег и взаимопонимания

Абсолютное большинство жителей РФ практически никогда не прибегают к рукоприкладству во время семейных ссор

Эти сумасшедшие подростки

О психических отклонениях в юном возрасте

Архимандрит Савва Мажуко: Нет никакого «мира молодежи»

Юностепоклонство – один из симптомов нашего времени