У кого бампер выше, тот и прав?

Истории за рулем: поучительные, забавные, грустные, наблюдения и размышления священников и мирян, водящих машину. Приглашаем обсуждать, комментировать и присоединяться к рубрике со своими рассказами.

Идеи и концепция Марии Свешниковой и священника Феодора Людоговского.

К великому счастью, автомобиля у меня отродясь не было, и даже водить его я не умею. Горечь презрительных ухмылок, которые иной раз вижу в свой адрес от записных автолюбителей, вполне компенсирую сознанием того, что свободен от массы хлопот, траты денег на бензин-гараж-запчасти, не имею трений с ГИБДД и, что главное, огражден от серьезной угрозы: сбить кого-то на дороге насмерть, пусть даже собаку, и через то, по канонам церковным, лишиться возможности литургисать…

При этом, конечно, я отдаю должное тем знакомым батюшкам, которые за руль все-таки садятся, водят машину умело, только напутствую их про себя словами апостола: «Блюдите, како опасно ездите». Среди этих батюшек, к слову, много настоящих подвижников.

На своих подержанных машинах (с классическими карикатурными типами «поп толстопузый на шестисотом мерине» я не знаком и иногда подумываю, что таковых, вероятно, гораздо больше в измышлениях недоброжелателей, чем в реальности…) они мотаются по приходам, ездят к больным-новорожденным-умирающим, да и, кроме того, будучи настоятелями, сиречь строителями, возят в тех же малолитражках тонны кирпича, цемента и кубометры досок, надобных на строительство и ремонт храмов…

Знаю даже одного батюшку, при необходимости гоняющего по встречке. Замечательный человек, простой и твердый в вере как кристалл, из тех, про кого говорят «евангельский, не от мира сего», он служит в Израиле и усердно окормляет нищих православных арабов и русских эмигрантов, тех, кто годами, бывает, прозябает на краю света без исповеди и Причастия…

Когда он спешит на своем стареньком микроавтобусе в какой-то удаленный поселок к умирающему или на службу, и выезжает на встречную полосу, и его штрафуют, он только кротко улыбается и объясняет сие безблагодатностью израильской полиции. Только в шутку, конечно: не в укор сотрудникам нашей ГИБДД, израильская дорожная полиция работает безупречно.

Помню случай: ехали мы из Иерусалима в Тель-Авив. Дороги там, конечно, идеальные, с горечью глядя на иные наши дороги, хочется назвать их по сравнению с израильскими – бездорожьем… И вот случилась пробка. Ну, в нашем российском понимании это была не пробка, а так, легкое недомогание: час пик, много машин, и на каком-то участке шоссе они все стали просто чуть медленнее ехать…

До этого момента я на израильских дорогах (а поколесить пришлось немало) вообще никакой полиции не видел и не знал, есть ли она в местной природе.

Все мои друзья, возившие меня вдоль и поперек по Святой Земле, в машине моментально пристегивались, как на передних, так и на задних сидениях, правила соблюдали неукоснительно, и даже шуток на тему «гаишников», столь естественных для нас, россиян, не звучало: граждане страны, в которой терроризм, войны и взрывы – ежедневная реальность, в которой армия и полиция грудью защищают граждан, ценят и любят своих солдат и полицейских.

И вот, стоило возникнуть пробке, как словно из-под земли возникли и дорожные полицейские. На маневренных мотоциклах, с рациями, они лавировали в потоке машин, к каждой подъезжали и – нет, не штрафовали за то и се, а задавали один и тот же вопрос: «Все в порядке? Нужна ли помощь?». Рассосалась пробка – тут же исчезли и они…

Безопасность на дорогах… Отпевать усопших мне приходится часто, и фактор ДТП в рейтинге смертности держится на самых верхних позициях.

Фото: Samara78, photosight.ru

Фото: Samara78, photosight.ru

Почему гибнут люди на дорогах? В фатальной фразе: «Дорога – такое дело: не ты въедешь в кого-то, так кто-то – в тебя», как в капле воды отражается, на мой взгляд, страшный духовный упадок нашего общества, тотальная взаимная нелюбовь всех ко всем, озлобление и априорные претензии всех ко всем.

Как мы живем в жизни житейской – так ведем себя и за рулем. Позаимствованный с запада жест – вскинутый средний палец, вопли: «Куда прешь, козел!..», злорадное нежелание пропустить, уступить, правило: «У кого бампер выше, тот и прав» – увы, привычное дело на наших дорогах…

Складывается ощущение массового снижения витальности, ощущение того, что жизнь человеческая, как чужая, так и своя, перестала цениться вообще. И не в высоком патетическом смысле…

Жертвенность и героизм всегда были, конечно, характерны для нашего народа; помню слова замечательного человека, пушкиниста Валентина Непомнящего (слова эти услышаны были много лет назад по ТВ, дословно их не помню, передаю смысл): «Что мне не нравится в голливудских фильмах? То, что их высший смысл: человеческая жизнь, выживание – главная ценность. Но ведь есть ценности, ради которых можно и пожертвовать своей жизнью….».

Есть, конечно. Нам ли, пережившим войны, революции, страшные катастрофы, этого не знать? Но в обстановке, о которой я говорю, об этих высших ценностях, о жертвенности, о вере, о покладании души своей за други своя, вообще речи не идет… Это другое пренебрежение к жизни: циничное, злое, больное, исполненное неверия и уныния.

Стало уже привычным: если на дороге авария, то если кто и остановится рядом, так разве что для того, чтоб снять аварию на телефон и потом выложить «улётное видео» в ю-тьюбе… Нет, конечно, встречаются еще примеры и нормальных человеческих отношений на дороге, и если сломался где-то на пустынном шоссе и голосуешь, то можно надеяться, что, пусть восемь машин пролетят мимо, девятая все-таки притормозит… Но вот что здесь правило, а что – исключение, определить, увы, не берусь.

…Я не водитель. Но общаться с сотрудниками ГИБДД приходится нередко, однажды мы даже освятили в Минусинске и районе все опасные участки дорог… И ездить приходится часто, на разные требы, рядом с водителем, на «месте смертника». То и дело, когда пристегиваюсь, слышу слова: «Да ладно, не пристегивайтесь!… Уж вас-то, поди, не тронут!…».

На это я отвечаю привычной шуткой: что, мол, был бы я видный мафиози или, например, высокопоставленный чиновник – тогда другое дело, а так – кто его знает, и что вообще береженого Бог бережет. И перекрещусь, и благословлю дорогу за лобовым стеклом, тем более что иконки, прилепленные к передней панели, имеются в наши дни практически в каждом автомобиле.

Читайте также:

Не тем проповедуем

Аварийные уроки

Поворотники

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
“Я молю русских людей о прощении…”

Американский писатель Джин Вайнгартен – о том, почему погиб Дима Яковлев и продолжают гибнуть другие дети.

Одиннадцать поселков иерея Виктора Дунаева, или своих не бросают!

В большинстве деревень меня не ждали, а если и ждали, то формально. Мол, ну, что батюшка…

Как не забыть ребенка в машине – 10 советов психологов

Жизнь в постоянном стрессе и беспрерывной спешке на фоне хронической усталости привела к тому, что перед…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: