Украина и молитва Даниила

|
О чем молится Даниил? О прекращении вавилонского плена, о вразумлении, а может быть, и наказании этих самых вавилонян, которые никак не отпускают израильтян домой? Нет, их он не упоминает вообще. О прекращении страданий и возвращении былой славы? Да, об этом, но не эти слова он сказал первыми.

В сети – всё новые тексты молитв о прекращении междоусобной брани на украинской земле. Это прекрасно, что мы наконец-то в массовом порядке стали об этом молиться, а не только рассказывать друг другу, кто тут прав, а главное – кто виноват. Но когда мы обращаемся к Богу с просьбой прекратить эту самую брань и вернуть беженцев в их дома… не упустили ли мы чего-то важного?

Андрей Десницкий

Андрей Десницкий

Это не Он начал и продолжает стрельбу, не Он выгнал людей из их домов, не Он создал такую обстановку, когда всё это стало не то чтобы возможным, а даже как будто и неизбежным. Всё это сделали люди, отчасти и мы сами, кто год за годом поддерживал ожесточенные споры, кто не хотел видеть частной правоты другого человека, кто приберегал милосердие и понимание исключительно для своих.

Может быть, Он пошлет теперь двенадцать миротворческих легионов ангелов? Так мы найдем способ их обойти. Выходили же в свое время в Киеве священники с молитвой на узкую полоску земли между противоборствующими сторонами – их как-то сумели обойти. Сумеем и ангелов, нам не впервой.

В 9-й главе книги Даниила приведена молитва пророка, с которой он обратился к Богу в самый трудный для Израиля момент. Там показан, если угодно, следующий после междоусобиц этап: уничтожены и Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царство, некогда единый народ разбросан по странам и городам, святой град Иерусалим разрушен до основания, никакого выхода не видно.

О чем молится Даниил? О прекращении вавилонского плена, о вразумлении, а может быть, и наказании этих самых вавилонян, которые никак не отпускают израильтян домой? Нет, их он не упоминает вообще. О прекращении страданий и возвращении былой славы? Да, об этом, но не эти слова он сказал первыми.

Вот с чего начинается его обращение к Богу: «Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих; и не слушали рабов Твоих, пророков, которые Твоим именем говорили царям нашим, и вельможам нашим, и отцам нашим, и всему народу страны. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя».

Первое слово – о покаянии. Это не вавилоняне разорили Иерусалим, хотя, конечно, они его разорили – это израильтяне сами разрушили свои отношения с Богом и теперь имеют дело с последствиями. Казалось бы, в чем каяться Даниилу, который не отступал от заповедей Господних? Но он, ощущая свое единство со своим страдающим народом, не отделяет себя и от его грехов. Молишься за народ – за него и бери ответственность.

Всё началось задолго до плена и до рождения Даниила, и свою роль сыграли тут все: и цари, и священники, и простые израильтяне. Одним нужны были власть и сила, другим просто хотелось пожить в свое удовольствие, а все эти заповеди, всё это так утомительно и неприятно, и к тому же мешает хорошенько повоевать друг с другом, проучить этих, которые…

То, что происходит сейчас в Донбассе, тоже началось не вчера. Я не буду и пытаться давать оценок: кто был прав, кто виноват. Но я припоминаю, как и сам нередко несдержанными словами подпитывал ту вражду, которая обернулась нынче кровью. Мне казалось, я высмеиваю то, что достойно смеха, обличаю то, что глупо и несуразно, я думал, что говорю умно и смешно. А теперь жалею, что тогда не промолчал и лишний раз расчесал чью-то застарелую рану.

Прежде, чем просвистит пуля, будет сказано слово, и не одно. Прежде, чем убить, убийца выдаст себе лицензию на убийство. Нас еще в Евангелии предупреждали про ненавидящих брата своего.

Впрочем, не во мне дело и даже не в куда более популярных блогерах. Наша история тоже началась не вчера, мы до сих пор не осмыслили свой двадцатый век, по-прежнему мечтаем его «переиграть», как будто можно загрузить сохраненный файл века девятнадцатого. А еще проще сделать вид, что и переигрывать ничего не надо, что в советские годы всё и так было в общем и целом православно (вариант номер один), или что советская власть была чем-то внешним, инородным, а наш народ был невинным страдальцем, как израильский при вавилонянах (вариант номер два).

Мы прославили новомучеников, словно создали для себя некий ценный ресурс – но насколько мы осмыслили их подвиг? Задумались ли мы, как это получилось: вот стоит украинское или русское село, в нем священник, хороший священник, с искренней верой. Все вроде как православные. А потом в далекой столице меняется власть – и селяне не возражают, когда их церквушку переделывают в клуб или вовсе взрывают, а священника отправляют в подвалы ГПУ или сразу на тот свет. Что же это было за православие такое? Не поторопились ли мы перевернуть страницу страшной истории, толком в ней не разобравшись? И не поможет ли эта страница понять, почему вдруг такие же православные убивают друг друга в Донбассе?

И это относится к людям по обе стороны конфликта. И там, и там я слышу бесконечные речи о собственном величии, о коварстве и ничтожестве тех, других – и почти не слышу не то чтобы покаяния, но хотя бы минимального трезвомыслия. Сплошные проклятия в адрес вавилонян и требования к Богу, чтобы он нас наконец-то по достоинству оценил и подал бы нам, что мы Ему закажем.

Ветхозаветный пророк, выходит, был намного мудрее. И если мы ему последуем, нам придется признать, что четверть века, в которые мы могли свободно устраивать свою религиозную жизнь, ушли в основном на строительство стен и золочение куполов. Это тоже результат, но он далеко не главный – с братолюбием или смиренномудрием у нас по-прежнему очень негусто, и для хвастовства и самодовольства причин особых нет.

И может быть, Господь дает нам возможность увидеть, что там и тогда, где и когда мы праздновали двадцатипятилетие собственного тысячелетия, всё еще едва началось, самое главное нам еще только предстоит сделать, а для начала хотя бы осознать. И начать разговор с Богом стоит именно с тех покаянных слов, с того осознания собственной нищеты и неспособности сотворить что-либо доброе, которые православные так привычно произносят по молитвослову и так боятся сказать Богу и людям от себя самих, а не по писанному.

Ну давайте хоть по писанному образцу. Заканчивается молитва Даниила такими словами: «Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем».

В той же книге Даниила есть еще один персонаж, царь Навуходоносор, сказавший о своем городе, Вавилоне: «это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» Дальше с ним вышло совсем нехорошо: попытавшись присвоить себе божественную честь, он утратил и человеческое достоинство, подробности описаны в 4-й главе.

Нам в очередной раз предстоит усвоить простой урок Ветхого Завета и сделать выбор между прославлением собственного величия (имперского, национального, религиозного, да какого угодно) и смиренным обращением к Богу с покаянием и признанием собственной слабости. У древних израильтян тогда это получилось. Может быть, выйдет и у нас – по обе стороны баррикад.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Протоиерей Андрей Ткачев: Чтобы понять сегодняшнюю Украину, перечитайте «Тараса Бульбу»

Почему молчун всегда сильнее говоруна, и какова роль униатов в кризисе на Украине

Молитва о мире и спокойствии на Украине

Молитва Господу Вседержителю о мире и прекращении междоусобной вражды, чтомая в Неделю всех святых, в земле…

Активисты «Киевского патриархата» пытались сбросить автомобиль священника в реку

Представители УПЦ КП считают, что священник должен был взять разрешение на литию у «Киевского патриархата»