Украл, но построил приют? Обойдемся без философии

|
Можно ли украсть ради благого дела? Можно ли принимать помощь от человека, который заработал деньги преступным путем? Дискуссию о неправедно нажитом богатстве на страницах «Правмира» продолжает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва).

То, что грешить даже ради благого дела нельзя – понятно. Есть заповедь «не укради» (Исх. 20:15), что же тут еще говорить? Что такое бизнес в наше время? Попробуй тут разберись, где законно, а где и не очень. Где грань между тем, что правильно и неправильно? Что такое торговля? Где-то подешевле купить, подороже продать. Это как называется? А если ты дал в долг, а взял с процентами? А ведь это то, за счет чего живут банки.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Тот же, кто пилит бюджет, делает это, наверное, не для того, чтобы деньги в храмы относить.

Я не занимаюсь деловой деятельностью, не знаю всех нюансов, чего я буду, надувая щеки, доказывать, кто честный, а кто нечестный? Если вот тебе сказали, что человека под суд отдали и вину доказали, значит, не имей с ним больше дела.

Допустим, приходили с войны короли, императоры, князья, деньги вкладывали в храмы. Откуда они эти деньги брали?! По законам войны можно было как трофей брать богатства побежденных городов.

С другой стороны, если к священнику приходит такой магнат и говорит: «Вот деньги на храм». Если священник точно не знает, откуда эти деньги, он может их спокойно взять. Если он твердо, а не предположительно знает, что они сворованы, то тогда брать их не стоит.

В конце концов, священник может просто спросить: «Послушай, а как ты раздобыл эти деньги? Мне вот сказали, что в результате незаконной махинации, это так?» «Да, так», – отвечает человек. Тогда можно ему объяснить, что такие деньги на храм взять не полагается.

Если же ты точно не знаешь происхождение денег, то благодари Бога и с благодарностью принимай.

Вообще это непростая задача, которая всегда решается индивидуально.

Как относиться к каждому из нас? Мы что, не грешим? Или мы считаем, что наши грехи менее вредные, а у кого-то более вредные?

Если человек согрешил и покаялся – замечательно. Если не покаялся, значит, за него нужно молиться и просить, чтобы «у разбойника лютого совесть Господь пробудил».

Допустим, есть человек, про которого многие думают, что живет неправедно, деньги «нечестным трудом» зарабатывает, и вот он построил приют для бездомных. Возникает вопрос, что делать? У кого возникает? У бездомного? Если у него такая обостренная совесть, пусть он не идет в его приют. Причем тут остальные?

А если кто-то другой идет в этот приют, то пусть себе идет. Нечего тут философствовать. То, что происходит внутри того, кто построил приют, – это дело между ним и Богом. Нам, остальным, заповедано не судить.

А мы судим, да еще чужие деньги считаем: «Куда он эти деньги потратил?! Если б в ресторане спустил – было бы все просто, понятно, он – подлец. А тут все сложно получается, вроде подлец, но местами не подлец. Вот ведь, в какое неловкое положение нас поставил! Теперь вот и не знаем, то ли его осудить – по-христиански, конечно, – то ли, не осудить?»

Мы не знаем, что происходит с ним внутри, у кого он исповедуется, как он кается пред Богом. Мы стремимся скорее осудить и увидеть только плохое.

Один раз я попросил человека, который ссорился с другим, в письме написать, что ему в том не нравится. Получил в ответ солидный трактат. На просьбу написать, что в этом человеке хорошего, увидел несколько строчек. Вот мы все такие. Надо не этим заниматься, а сказать: «прости, Господи, меня окаянного».

Если ты хочешь, чтобы все было по закону, возьми, изучи закон, посмотри. Что теоретизировать? Что, к нам постоянно приходят люди с оттопыренными от денег карманами, которые хотят построить храм, больницы? Не ходят. Так что надо смотреть на каждую ситуацию индивидуально.

Просто обще рассуждать – поощрять собственную страсть к осуждению. Ты ставишь себя в положение псевдосудьи, который судит какие-то псевдодела по каким-то псевдозаконам.

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Наворовал, а потом откупается? Смотрим на динамику

Неважно, что пилит человек – бюджет или соседскую дачу. Любое неправедное стяжание имеет одинаковую природу

Воровать и жертвовать? – продолжение разговора

Допустим, жертвуют на храм колокола, на которых написано что-то вроде «От братвы нашего города». Странно, если…

Воровать, но отдавать часть денег на благие дела?

Принимать ли помощь, которую дают от неправедно нажитых средств?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!