Украл, но построил приют? Обойдемся без философии

|
Можно ли украсть ради благого дела? Можно ли принимать помощь от человека, который заработал деньги преступным путем? Дискуссию о неправедно нажитом богатстве на страницах «Правмира» продолжает протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва).

То, что грешить даже ради благого дела нельзя – понятно. Есть заповедь «не укради» (Исх. 20:15), что же тут еще говорить? Что такое бизнес в наше время? Попробуй тут разберись, где законно, а где и не очень. Где грань между тем, что правильно и неправильно? Что такое торговля? Где-то подешевле купить, подороже продать. Это как называется? А если ты дал в долг, а взял с процентами? А ведь это то, за счет чего живут банки.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко

Тот же, кто пилит бюджет, делает это, наверное, не для того, чтобы деньги в храмы относить.

Я не занимаюсь деловой деятельностью, не знаю всех нюансов, чего я буду, надувая щеки, доказывать, кто честный, а кто нечестный? Если вот тебе сказали, что человека под суд отдали и вину доказали, значит, не имей с ним больше дела.

Допустим, приходили с войны короли, императоры, князья, деньги вкладывали в храмы. Откуда они эти деньги брали?! По законам войны можно было как трофей брать богатства побежденных городов.

С другой стороны, если к священнику приходит такой магнат и говорит: «Вот деньги на храм». Если священник точно не знает, откуда эти деньги, он может их спокойно взять. Если он твердо, а не предположительно знает, что они сворованы, то тогда брать их не стоит.

В конце концов, священник может просто спросить: «Послушай, а как ты раздобыл эти деньги? Мне вот сказали, что в результате незаконной махинации, это так?» «Да, так», – отвечает человек. Тогда можно ему объяснить, что такие деньги на храм взять не полагается.

Если же ты точно не знаешь происхождение денег, то благодари Бога и с благодарностью принимай.

Вообще это непростая задача, которая всегда решается индивидуально.

Как относиться к каждому из нас? Мы что, не грешим? Или мы считаем, что наши грехи менее вредные, а у кого-то более вредные?

Если человек согрешил и покаялся – замечательно. Если не покаялся, значит, за него нужно молиться и просить, чтобы «у разбойника лютого совесть Господь пробудил».

Допустим, есть человек, про которого многие думают, что живет неправедно, деньги «нечестным трудом» зарабатывает, и вот он построил приют для бездомных. Возникает вопрос, что делать? У кого возникает? У бездомного? Если у него такая обостренная совесть, пусть он не идет в его приют. Причем тут остальные?

А если кто-то другой идет в этот приют, то пусть себе идет. Нечего тут философствовать. То, что происходит внутри того, кто построил приют, – это дело между ним и Богом. Нам, остальным, заповедано не судить.

А мы судим, да еще чужие деньги считаем: «Куда он эти деньги потратил?! Если б в ресторане спустил – было бы все просто, понятно, он – подлец. А тут все сложно получается, вроде подлец, но местами не подлец. Вот ведь, в какое неловкое положение нас поставил! Теперь вот и не знаем, то ли его осудить – по-христиански, конечно, – то ли, не осудить?»

Мы не знаем, что происходит с ним внутри, у кого он исповедуется, как он кается пред Богом. Мы стремимся скорее осудить и увидеть только плохое.

Один раз я попросил человека, который ссорился с другим, в письме написать, что ему в том не нравится. Получил в ответ солидный трактат. На просьбу написать, что в этом человеке хорошего, увидел несколько строчек. Вот мы все такие. Надо не этим заниматься, а сказать: «прости, Господи, меня окаянного».

Если ты хочешь, чтобы все было по закону, возьми, изучи закон, посмотри. Что теоретизировать? Что, к нам постоянно приходят люди с оттопыренными от денег карманами, которые хотят построить храм, больницы? Не ходят. Так что надо смотреть на каждую ситуацию индивидуально.

Просто обще рассуждать – поощрять собственную страсть к осуждению. Ты ставишь себя в положение псевдосудьи, который судит какие-то псевдодела по каким-то псевдозаконам.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
А раньше вору руки отрубали, и вообще я тебя в милицию сдам!

Что нельзя говорить ребенку, который попался на воровстве

Наворовал, а потом откупается? Смотрим на динамику

Неважно, что пилит человек – бюджет или соседскую дачу. Любое неправедное стяжание имеет одинаковую природу

Воровать и жертвовать? – продолжение разговора

Допустим, жертвуют на храм колокола, на которых написано что-то вроде «От братвы нашего города». Странно, если…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: