«Умный воздух» Гора Чахала

Мир без Бога – каким бы он был – показал художник-авангардист Гор Чахал в новом проекте «Апофатика». 2 сентября выставка начала работу в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова.

«Центральное произведение этого проекта представляет собой пять двусторонних зеркальных пластин, из которых удалено слово ИИСУС. На остающейся поверхности отражается окружающее пространство, включая находящихся там зрителей. Визуально в этом пространстве Иисуса нет – это мир без Бога.

В то же время пустоты в пластинах, очерчивающие отсутствующее слово, сливаясь с атмосферой помещения, делают воздух «умным» – приводят зрителя к ощущению невидимого присутствия Бога, повсюду разлитого в воздухе. Христос посреди нас…»

img-19

Таким образом художник передает принцип апофатического богословия – негативной теологии, которая стремится выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений как несоизмеримых с Его природой. В апофатике Бог предстает как принципиально невыразимое.

– Это очень сложная выставка. Без сомнения, люди, которые впервые знакомятся с современным искусством, могут быть удивлены. Но удивление – один из атрибутов христианства, которое сверх понимания человеческого разума, – говорит Гор Чахал. – Работы на этой выставке не только связаны между собой, но еще и имеют отсылки к предыдущим моим работам.

img-11

По словам художника, не зная контекста его творчества, очень сложно досконально осмыслить и эту экспозицию. Однако он всегда отдает предпочтение многоуровневым проектам.

– И я всегда думаю о зрителях, поскольку современное искусство становится завершенным именно в глазах зрителя. Это сказал еще в начале ХХ столетия известный авангардист Марсель Дюшан. И без зрителя, который со-творит с художником в восприятии произведения искусства, искусство не работает.

Гор Чахал

Гор Чахал

Как отметил директор Библиотеки искусств им. А.П. Боголюбова Владимир Семенов, выставка такого формата – первая в библиотеке, но абсолютно не случайная:

– Это направление сакрального духовного поиска в искусстве сегодня занимает незаслуженно мало места и неправомерно забыто. Перед обществом стоит задача поднимать планку искусства, и мы будем и далее развивать столь важную, деликатную и тонкую тему. И хочется, чтобы это направление воспринималось Русской Православной Церковью – мы ищем диалог современного искусства и Церкви.

Владимир Семенов

Владимир Семенов

По мнению богослова и миссионера иеромонаха Димитрия (Першина), на выставке Гора Чахала «Апофатика» представлено то, «что находится за пределами слов». С конца ХХ века мы вновь проходим поворот исторической спирали, сопоставимый с эпохой III-IV веков, когда у развивающегося христианства была колоссальная конкуренция: возникали манихейство, неоплатонизм и прочие синкретические религиозные учения. В тот же период рождалось великое христианское богословие и великое искусство, на волне которого мы до сих пор и движемся. Однако ХХ век смел многие традиционные формы, наступил момент некой перезагрузки – время, когда современное искусство пытается дать новый ответ на вечный вопрос.

Иеромонах Димитрий (Першин)

Иеромонах Димитрий (Першин)

– Я изначально был радикальным авангардистом, – говорит Гор Чахал. – Но интересно, что область, к которой относится искусство, обозначается словом «сфера». Сфера искусства. А у сферы, как известно, нет границ. И крайности в сфере всегда смыкаются. Поэтому, двигаясь в направлении радикального авангардизма, я естественным, на мой взгляд, образом оказался в пределах традиционного православия.

– Гор Чахал – достаточно известный человек. И в 1990-е годы на его персональных выставках были толпы людей – те, кого сейчас называют истеблишментом современного искусства, – говорит Андрей Яхнин, автор книги «Антиискусство. Записки очевидца». – Там были известные кураторы, искусствоведы, художники. Гор не изменился: он ищет свои какие-то внутренние пути. Но в результате этого поиска он зашел на достаточно опасную зону, которая связана с христианством. А современное искусство, которое является основой современной цивилизации и культуры, как это ни прискорбно, не просто религиозно или анти-религиозно – оно имеет древний антихристианский вектор. И после того как Гор вступил на такую достаточно сложную территорию, эти люди стали постепенно отходить от него. Сейчас он для них практически враг – это факт, увы. Сегодня здесь я не вижу ни одного человека из них, даже тех, кто симпатизирует его искусству. Видимо, они тоже находятся в этом общем тренде.

Андрей Яхнин

Андрей Яхнин

При этом Гор делает очень важную вещь, которая не всем пока понятна и не всеми оценена. Он пытается ответить на вопрос для себя и для зрителя: может ли быть современное христианское искусство внелитургическим, говорящим со зрителем нетрадиционным современным языком.

По мнению автора проекта «Апофатика», на самом общем уровне восприятия выставки важны не конкретные работы, а атмосфера. «Как я ее называю – «умный воздух», который преображает эти отдельные работы. И этот умный воздух – самое главное на этой выставке», – отметил Гор Чахал.

img-32

Гор Чахал (Гор Размикович Оганисян) родился в 1961 году в Москве. Учился рисунку в студии Татьяны Кипарисовой. В 1985 году окончил с отличием Московский инженерно-физический институт по специальности «Прикладная математика». В том же году организовал совместно с поэтом Аркадием Семёновым и рок-группой «Вежливый отказ» группу «Параллельные действия». В 1989 году снялся в главной роли в фильме «Посвященный».

В 1985-86 гг. был стипендиатом Берлинской академии художеств (Akademie der Kunst). В 2004-м получил стипендию MuseumsQuartier, Вена. В 2010 году организовал в Храме мученицы Татианы при МГУ выставку работ художников, развивающих тему современного христианства, – «Двоесловие/Диалог». В 2011 году стал победителем конкурса Opencall международного симпозиума Pro&Contra в номинации «Экранные интерактивные медиа». В 2013 году был куратором выставки «ДАРЫ» в Музее архитектуры им. Щусева, развивающей тему диалога Церкви и современного искусства.

В 2014 г. избран почетным членом Российской академии художеств, в 2015-м награжден медалью «Достойному». Произведения художника находятся в ведущих музеях России и мира, в т.ч. в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства Москвы и Московском Доме фотографии.

img-1

img-2

 

 

img-8

 

img-10

img-12

img-13

img-15

img-18

img-20

img-21

img-24

img-25

img-27

img-28

img-31

img-33

img-34

img-35

img-36

img-37

img-38

img-39

img-40

img-41

img-44

img-45

img-46

img-47

img-49

img-52

img-53

img-5


Смотрите также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
“Видеть любовь” – выставка памяти Александра Соколова

В просторном зале – иконы, картины, фрески, фотографии. Но главное – любовь, которая (и здесь это…

Неожиданный Христос: что мы знаем о русской храмовой скульптуре?

Традиция храмовой скульптуры на Руси жила и развивалась довольно успешно. Но об этом упоминают не очень…

Лилия Ратнер: «Мое — это то, что рвет сердце, рвет душу»

Лилия Ратнер о счастливом и страшном детстве, твердости духа, преданности предкам, смиренномудрии и подарках от Бога