Упоминать ли Бога в гимне?

|

Депутат от КПРФ Борис Кашин внес в Госдуму законопроект, согласно которому из текста государственного гимна РФ предлагается убрать слово “Бог”, сообщает “Лента.ру“. По словам депутата, многие граждане не исповедуют никакой религии вообще и считают себя атеистами, поэтому слова гимна “хранимая Богом родная земля” входят в противоречие с их мировоззрением.

Кашин предложил заменить слово “Богом” в этой строке словом “нами”: “Одна ты на свете! Одна ты такая // Хранимая нами родная земля!”. Руководитель службы коммуникации синодального отдела внешних церковных связей Георгий Завершинский заявил, что, выступая против присутствия слова “Бог” в тексте гимна, Кашин исключает “из центра внимания россиян то, что Бог оберегает нашу страну и имеет над ней свой промысел”.  Убрать слово “Бог” из государственного гимна пытались и раньше; в частности, с подобной инициативой выступал руководитель Атеистического общества Москвы Александр Никонов.

Предлагаем вниманию читателей материал журнала “Коммерсант Власть”, посвященный традициям разных стран в отношении упоминания Бога в государственном гимне.

Гимн Российской Федерации – скачать



Хранитель

Первой страной, озаботившейся созданием гимна как одного из атрибутов государства, была Великобритания. В 1825 году патриотическая песня “Боже, храни короля!” была объявлена государственным гимном Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, а также всех стран и территорий, находящихся под властью британского монарха. Первый в мире гимн оказался государственным едва ли не для половины земного шара. Вторая половина не стала долго ждать – мода на гимны быстро распространилась. Поэтому первые государственные гимны были необыкновенно похожи на британский если не музыкой, то по крайней мере словами. Вслед за “Боже, храни короля” появились “Боже, храни кайзера Франца” (Австрийская империя), “Боже, царя храни” (Российская империя) и так далее.

Британская империя постепенно распадалась, но новые независимые государства создавали себе гимны по образу и подобию британского. Правда, вместо британского короля авторы гимнов призывали Бога защищать и хранить целые страны – Фиджи, Новую Зеландию, Канаду, Малави, Зимбабве и так далее. А гимн ЮжноАфриканской Республики призывает Бога хранить целый континент – он называется “Боже, храни Африку”. Что же до бывших британских колоний, а ныне независимых монархий, то там все еще проще: “Аллах, благослови его величество” (Бруней) и “О Аллах, защити ради нас его величество султана” (Оман).

В конце XX века в Британии возникли организации, выступавшие за изменение текста государственного гимна. Впрочем, волновало их не упоминание в гимне Бога (в Британии, где глава государства одновременно является и главой церкви, таких вопросов не возникает), а его излишняя жестокость. Ведь анонимные авторы гимна призывают Бога не только спасти монарха, но и “рассеять его врагов”, “разрушить их политику, разбить их гнусные уловки”. Впрочем, сравнив текст с текстами гимнов других стран, в которых, в отличие от британского, враги упоминаются вполне определенные (шведы в датском, испанцы в нидерландском, русские в польском и итальянском), было решено оставить все как есть.

Землеустроитель

Строфа, ставшая причиной неудовольствия российских атеистов (“Одна ты на свете! Одна ты такая – хранимая Богом родная земля!”), могла бы вызывать раздражение и у граждан многих стран, которые, согласно словам их государственных гимнов, также претендуют на особые отношения с Богом.

Например, в гимнах Албании и Боснии и Герцеговины Бог, как и в российском, упоминается только один раз. Зато как! “Ведь сам Господь сказал, что страны исчезнут с лица Земли, а Албания будет продолжать жить” – это, естественно, албанский гимн. А вот боснийский: “Господь хранит тебя для новых поколений, страна моей мечты, страна моих отцов, единственная родина моя”.

Не только на Балканах авторы гимнов считают Бога гарантом существования своих стран и даже землеустроителем. Еще в 1850 году в гимне Великого княжества Лихтенштейн говорилось, что “Высоко над молодым Рейном лежит Лихтенштейн, отдыхая на альпийских вершинах… выбранный для нас мудрой рукою Бога”. Роль землеустроителя Бог играет и в гимне Чили: “Величественны снегом покрытые горы, которые Господь дал тебе в качестве крепости”. А в большинстве гимнов стран Центральной и Восточной Европы Бог если упоминается, то в качестве того, кто дал народу право на владение территорией. “С Твоей помощью наши отцы получили дом”, – поют, например, венгры.

Законодатель

Режимы, которые еще не так давно было принято называть “прогрессивными” и “антиимпериалистическими”, чаще всего обходятся без упоминания Бога, однако и здесь есть важные исключения, когда Богу отводится роль освободителя и борца с тиранией.

“Долой оковы, долой оковы! Вскричал Господь, вскричал Господь. И бедняк получил свободу”. Текстом государственного гимна Венесуэлы эти строки стали еще в конце XIX века, когда не было ни Уго Чавеса, ни его самого прогрессивного режима в Латинской Америке.

Разумеется, и первая в мире независимая негритянская республика – Либерия, – если верить гимну этой страны, была создана по прямому распоряжению Господа: “Место славной свободы, по Божественному приказу устроенное”. Впрочем, упоминание Бога в гимне Либерии вполне уместно – ведь создавали страну негры-христиане из США.

Гимн Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии – особый случай. Он был принят по распоряжению полковника Муамара Каддафи вскоре после его прихода к власти в 1969 году. Он религиозен и антиимпериалистичен одновременно: “Аллах велик! Аллах велик! Он выше агрессивных замыслов и Он лучший помощник угнетенных… Долой империалистов, Аллах превыше тиранов-предателей, восхваляй его, схвати тирана и уничтожь его!”

Надо сказать, что гимн Ливии – один из немногих гимнов мусульманских государств, в которых упоминается Аллах. И это при том, что во всех мусульманских странах религия не отделена от государства. А там, где Аллах все-таки упомянут, он обычно выступает в роли законодателя.

“Аллах велик! Аллах велик! Аллах велик! Да будут строки Корана нашим порядком, да будет знамя веры нашей крышей”, – гласит текст афганского гимна, который был впервые принят в 1992 году, затем запрещен талибами в 1999 году и восстановлен после падения власти “Талибана”. А гимн Исламской Республики Мавритания и вовсе не песнь, восхваляющая государство, а перечень обязанностей его граждан: “Будь помощником Аллаху, уничтожай все, запрещенное Им…”

Часть речи

Есть страны, в которых государственный гимн – своего рода молитва. Таков, к примеру, мальтийский гимн: “Храни ее, Господи Боже, как ты ее всегда хранил. Помни о той, которую ты укрыл светом. Дай, Господи, мудрость тем, кто управляет, сделай милостивыми тех, кто владеет, и сильными тех, кто работает”. В конце явно напрашивается “аминь”. Как и в сербском гимне: “Боже справедливый, Спаситель наш… Услышь голоса Твоих сербских детей, будь для нас помощником, как и прежде. Боже, владыка наш, направь и дай процветание Сербии и сербскому народу”.

Впрочем, Мальта и Сербия – страны глубоко религиозные. Чего нельзя сказать об одном из самых светских (и гордящихся этим) государств – Канаде. Тем не менее четвертый куплет гимна “О, Канада”, который в 1980 году пришел на смену устаревшему и неполиткорректному гимну “Боже, храни королеву”, – прямое молитвенное обращение к Богу. “Правитель высший, слышащий самую тихую из молитв, не оставь нашу страну без Твоей любви, помоги найти в Тебе, Боже, награду тем, кто ожидает Лучшего дня”. Несмотря на его очевидную религиозность, никто из канадцев не выступил против этого текста.

Впрочем, не всегда Бог упоминается в государственных гимнах в привычном качестве создателя и творца. Иногда его используют лишь как часть речи. Междометие, например.

Когда в прошлом году во Франции разгорелся спор вокруг платков, которые носили школьницы-мусульманки, а потом было принято решение о запрете публичной демонстрации гражданами своей религиозной принадлежности в школах и некоторых других государственных учреждениях, власти объясняли запрет тем, что Франция – государство светское, и религия в нем отделена от государства еще со времен Великой французской революции. При этом никто и не вспомнил, что слово “Бог” употребляется в одном из самых старых и самых революционных государственных гимнов – “Марсельезе”. Впрочем, это вполне понятно, ведь упоминание ни один человек не сочтет религиозной пропагандой. Пассаж из государственного гимна Франции, в котором упоминается Бог, звучит так: “Великий бог! Нас заковать! Ярмо нам положить на выи…” Понятно, что в данном случае “бог” выступает в качестве междометия, пишется с маленькой буквы и легко может быть заменен на многие другие.

В Соединенных Штатах граждане весьма болезненно относятся к проявлению государством каких бы то ни было религиозных чувств. Пропаганда религиозных учений в государственных школах запрещена, а любые попытки выставить в каком бы то ни было федеральном учреждении что-то, напоминающее религиозный символ, немедленно пресекаются угрозой многомиллионного иска. Исключение составляет государственный гимн, в котором, как это ни странно, Бог упоминается, правда единожды и в самом последнем куплете, который почти никогда не исполняется. “Восславим Силу, сделавшую нас и сохранившую нам страну… Пусть нашим лозунгом будет “В Боге наша вера”…” Этот лозунг, слегка измененный, нашел себе место на американских долларах.

А больше всего российским атеистам, скорее всего, понравился бы официальный гимн Ватикана – Понтификальный марш, который исполняется исключительно в присутствии папы римского или его полномочных представителей и в котором Бог не упоминается ни разу.


Редакция сайта приносит извинения автору статьи за смену оригинального названия


Источник: журнал Коммерсантъ-Власть

Читайте также: Как стихотворение Жуковского стало гимном Российской Империи

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Гимны России

В этот день имеет смысл вспомнить о государственной символике разных веков. Я бы хотел вспомнить гимны…

Чтобы отличать добро от зла, разве нужна религия?

И почему не хватит простой человеческой эмпатии

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: